Первого клеща я увидела на картинке. Рисунок с описанием красовался в книге о дрессировке служебных собак. Драгоценное руководство привезла из Москвы, радостно листала - и вдруг запнулась. Слыхом не слыхивала о подобной напасти.
В это время (75-й г.) занималась с нашей первой овчаркой на площадке ДОСААФ. Среди травы, кустов и прочей зелени, которую в книге называли рассадником клещей.
Странно, что никто не предупредил. Мы ещё и гуляли целой компанией по лесам-полям в любое время года.
Начиталась я, озаботилась и, потрясая книгой, еле дождалась очередного занятия, чтобы выявить истину. К величайшему изумлению окружающих, инструктор хмыкнул, разглядывая страницу с картинкой. Оказалось, что в нашей Молдове клещей не существовало вообще от слова "совсем".
Сейчас трудно в это поверить, но факт остаётся фактом. "Аксакалы" в моём лице помнят и подтверждают. За всю страну не скажу, но у нас, действительно, не было.
В СССР вирус клещевого энцефалита впервые выделил выдающийся биолог Лев Зильбер. В мае 1937 на Дальнем Востоке, где появились случаи загадочной эпидемии.
Лев Зильбер - старший брат известного писателя Вениамина Каверина ("Два капитана").
Не впервые учёный ликвидировал эпидемии, но при этом его трижды арестовывали и сажали в лагеря. Последний раз отправили в "шарашку" по производству спирта, где Лев Зильбер написал работу о вирусном происхождение рака, после чего удалось настоять на освобождении выдающегося учёного.
Кстати, отмены приговора добилась бывшая жена Льва Зильбера, Зинаида Ермольева, создатель первого отечественного антибиотика.
А пироплазмоз, который переносили клещи, классифицировал ещё в ХIХ веке в США доктор Теобальд Смит. Болезнь получила название "техасская лихорадка" и поражала крупный рогатый скот.
В природе клещи существовали давным-давно, а к нам "счастье" просто завезли позже.
Тем не менее, при СССР постоянно проводили обработки зелёных зон. Это я тоже отлично помню. Практически у всех были радиоточки, по которым каждую весну сообщали об очередной акции. Предупреждали, чтобы пчеловоды закрыли летки ульев, а горожане осторожно гуляли в парках. До зимы опрыскивали ещё несколько раз.
А дальше эволюция клещей проходила на моих глазах
Следующую собаку, сенбернара Сэнди, завели в 95-м году. В это время ещё гуляли в лесу в любое время года, но возникли слухи. Кто-то нашёл паразита на своём животном, другие со слов знакомых рассказывали о случаях пироплазмоза. Шла весна, в зоомагазинах появились средства защиты.
Купили для Сэнди дешёвый ошейник, других и не предлагали. Вычёсывали собаку, осматривали, но не слишком беспокоились, потому что не слышали о заболеваниях. Несколько раз находили полностью надутых клещей, которые сами отваливались. Без последствий.
Следующего сенбернара, Нику, я беспечно водила в лес в самый разгар весны.
Однажды валялись на травке, а когда встали, у меня потемнело в глазах - Ника напоминала булочку с маком. Бело-рыжая шерсть была густо усыпана чёрными точками. Здесь я впервые испугалась. Стряхнула на месте, сколько получилось, остальное вычёсывала дома. С тех пор весной в лес не совались, а среди района и на поле клещей не существовало. В общем, проблема не слишком волновала.
Овчарку Тигру завели летом 2006-го. Со щенком преспокойно гуляли осенью на поле, пока я не обнаружила на розовом пузике впившегося клеща. Удивилась чрезвычайно. Никогда не слышала об опасности осенью.
В 4 месяца щенуля заболела пироплазмозом. Причём, подцепила не на поле - шли дожди, гуляли среди района. Оказывается, клещи появились во дворах. В дальнейшем оказалось много случаев среди других собак.
Первый раз Тигра переболела довольно тяжело, потому что не сразу диагностировали, предположили ангину. Антидот вкололи на следующий день. За жизнь собака болела ещё дважды, но оба раза долго не рассуждали, сразу делали антидот, затем разбирались, что это было. Если температура поднималась с утра, к вечеру Тигра была здорова.
Покупали одновременно капли, спрей и ошейник, уже не дешёвый. И несмотря на тройную обработку, осмотр и постоянное вычёсывание, периодически находили "нахлебников", которые отлично присосались.
Последние три года пользовались ошейником "Форесто". Сначала получилось хорошо, дальше паразиты приспособились. Весной и осенью гуляли с Тигрой исключительно по району, ни в какие леса-поля не совались.
Однажды вообще был вопиющий случай - февраль, минус пять на улице, небольшой снег. Я преспокойно двинулась в лес, откуда собака принесла клеща. В минус пять! Со снегом! В феврале!
Следующая овчарка, Кейси, родилась в сентябре 2018-го.
Первую весну тоже топтались с ней по району. К этому времени многие пользовались таблетками для защиты, но мы привычно купили ошейник. Новшеству не доверяли. А клещи буквально расцветали на улицах среди домов и в городских парках. Власти не боролись никак. Правда, предупреждали.
К осени ветеринар убедила нас попробовать "Бравекто". Предварительно я начиталась всяких мнений и за, и против. Рискнули.
За весь сезон прогулок сквозь дебри бурьяна на поле не видели на собаке ни одного клеща. Зато с себя снимали. Причём, несколько раз я обнаружила весело ползущего паразита вообще вечером под одеждой.
Сейчас Кейси 3,5 года. Пользуемся только "Бравекто", хотя наша ветеринар советует время от времени менять таблетки. Весной не решились, попробуем летом.
Изначально рассчитывали защищать собаку весной и осенью, не круглый год травить химией. И словно специально зимы вдруг стали без снега, а летом, когда подходило время следующей порции, непременно начинались дожди. В сушь и жару клещей у нас нет.
Зато свершилось чудо! В прошлую весну вдруг впервые после развала СССР (других случаев не помню) обработали от паразитов парки и территорию за городом. Жаль, что до нашего поля не добрались.
Ситуация, действительно, стала безобразной - уже не собаки, а дети приносили клещей со двора.
В этом году пока ничего насчёт обработки не слышно. Надеюсь, что проведут. А мы опять гуляем с "Бравекто".
Теперь методов защиты собак (и людей) существует великое множество разных фирм и производителей. И все они со временем устаревают, приходится разрабатывать новые и новые.
Вполне допускаю, что своевременная обработка, которую проводили при Союзе, решила бы все проблемы. Насколько страдала экология, не знаю.
И всё-таки "аксакалы" в моём лице помнят, что когда-то клещей в Молдове не существовало вообще и первого я увидела на картинке в книжке. Факт остаётся фактом, хотя сейчас трудно поверить.