Плассан принадлежал к французским художникам, сумевшим приспособить свою классическую манеру к реалиям ХIХ века. Он писал, в основном, аристократов в привычной для них роскошной обстановке, поэтому его картины пользовались неизменным успехом в Парижском салоне и довольно хорошо раскупаются на современных аукционах. При этом его творчество грешит излишней декоративностью и отсутствием глубины чувств. Пожалуй, полотно «Верный друг», хотя и не лишено недостатков, является в этом смысле приятным исключением. Мы видим красивую женщину в кресле, у ног которой сидит борзая, преданно не сводящая с неё глаз. По-видимому, художник, по привычке, «заглянул» в дамский будуар, о чём свидетельствует столик со стеклянной посудой и вазой с цветами, а также краешек кровати справа. Такая обстановка, как и роскошный наряд на хозяйке, довольно характерен для его картин. Необычно её лицо с тяжёлым, чуть оплывшим подбородком в обрамлении тёмных мелких кудряшек. Его чертам не хватает тонкости, зато как прекрасны её зеленоватые глаза, обращённые на зрителя! В них целая гамма чувств – усталость, разочарование и что-то ещё, недоступное никому. Придерживая на коленях левой рукой массивное опахало, в правой она держит едва заметный стебелёк с цветами, словно намекающий на её хрупкий внутренний мир. Название картины: «Верный друг» тоже неоднозначно. Через какие любовные перипетия пришлось пройти этой женщине, у которой остался один верный друг, да и тот собака? Интересно, что на большой фаянсовой вазе с садовыми ромашками и жёлтыми хризантемами справа видно изображение молодого мужчины. Кто это: муж, любовник или брат? А, может, автопортрет самого художника в молодости?
Антуан Эмиль Плассан (Франция,1817–1903). Верный друг, 1870 г.
16 марта 202216 мар 2022
46
1 мин