Найти тему
Полит-НН.Ру

Сверху донизу

Административно-территориальная реформа в России назрела давно, и действия в этом направлении проводится, хотя порой и с неудачными результатами.

Мы помним безумную попытку ввести двуглавую систему местного самоуправления, которая закончилась тем, чем и должна была закончиться. Ее инициаторов и разработчиков нельзя и на пушечный выстрел подпускать к структурам, которые принимают управленческие решения. К сожалению, думаю, они по-прежнему остаются в системе власти.

Проблема эффективности регионального управления и местного самоуправления решается очень медленно.

Наша большая страна, имеющая такие сильные различия между регионами, должна стягиваться единой и ясной системой управления. Такой роскоши, как высокая степень местного самоуправления, Россия себе позволить не может.

В последнее время нередко появляются сообщения о выработке новой системы регионального управления, однако до сих пор совершенно непонятно, какая идеология будет положена в ее основу. То ли это будет укрупнение регионов, то ли это будет усиление или ослабление полномочий администраций разного уровня.

Но главное, что должно стоять за всеми изменениями, это единообразность системы управления сверху донизу, управляемость должна быть прямой и очень быстрой – чтобы при возникновении любых кризисных ситуаций принимаемые решения проходили с самого верха до низовых административных структур с максимальной скоростью и реализовывались в кратчайшие сроки.

Сейчас управленческий сигнал гасится при переходе с одного уровня на другой, это очень серьезная проблема, что нам и продемонстрировала реакция на ударившие по нашей экономике санкции. Например, была заблокирована возможность оплаты с сотовых телефонов и миллионы людей не могли оплатить проезд на транспорте этим способом. В результате их массово высаживали из общественного транспорта, сделав рядовых граждан ответственными за принятые западными странами против России недружественные действия.

Я сам был свидетелем ситуации, когда кондуктор высаживала из автобуса пассажира, чей платеж через телефон не проходил через систему, она заявила: «Все претензии – к Западу». Он ответил ей ясно и четко: «Меня высаживает из автобуса не Запад, а вы». И это совершенно справедливая оценка работы нашей системы управления. Количество чиновников в России сегодня намного больше, чем в советское время. Где результат?

Своим бездействием, своей беспомощностью в этот кризисный момент власть продемонстрировала, что она вообще неспособна принимать быстрых решений по защите своего населения. Она наказывает свое населения, за действия, которые она же и инициирует.

Чтобы такого позора, который дискредитирует власть, необходимо выстроить совершенно иную, прозрачную, жесткую вертикаль прохождения управленческих решений.

Отсутствие единообразия в административно-территориальном устройстве России рано или поздно должно быть ликвидировано. В России не должно быть регионов с разной степенью субъектности. Никакого деления на республики и области быть не должно. Должны быть либо области, либо губернии.

Рано или поздно административная реформа к этому придет, это неизбежно. И, рано или поздно, произойдет укрупнение регионов.

Чтобы понять, какой должна быть, например, Нижегородская область (или губерния), надо посмотреть на ее дореволюционную карту – мы увидим, что она была гораздо больше и поэтому гораздо более самодостаточной, чем сейчас.

Укрупнение регионов в обязательном порядке должно происходить вокруг транспортных и промышленных кластеров. Достаточно вспомнить, что до революции никакой Ивановской губернии не существовало и существовать не могло – ввиду того, что эта территория с точки зрения экономики и коммуникаций не является самодостаточной. Поэтому искусственное деление территорий должно быть преодолено.

Александр Прудник, социолог

https://apn-nn.com/~MaNRG