Постфевральские события до сих пор держат нас в напряжении, особенно тогда, когда ни один день не проходит без обсуждения политики. Дома, на работе, на прогулках, словом, везде. Кино, которое вроде бы в меньшей степени связано с политикой, чем тот же спорт, также попало под раздачу.
Автор статьи: Варвара Санти
Как пелось в песне Noize MC:
И продолжатся двадцатые годы…
В отличие от закрытия брендовых магазинов одежды и ресторанов быстрого питания вроде McDonalds’ и KFS, кинотеатры подобным образом закрыться не могут, учитывая то, что основную прибыль они получали за счет иностранных картин и супергеройских франшиз. Если в интернете все плачут по сворачиванию Instagram, Facebook и того же Мака, то гики и киноманы истерично рыдают, стоя напротив киноафиш с повторным прокатом Холопа и Последнего богатыря. Хотя, кхм, поправочка, рыдает массовый зритель, киноман и гик спокойно открывают свой MUST WATCH лист с миллионом наименований, а за этим включают стриминговые сервисы и в некоторых случаях VPN.
Но кинотеатрам нужно как-то функционировать и жить. Поэтому столичные и большие региональные кинотеатры ставят на следующее: раз мы на дне, уж тогда обратимся к культовым и значимым картинам, которые либо снимали большую кассу, либо просто полюбились, либо тематически подходят для тяжелых времен. Так, например, сеть кинотеатров IMAX, по натуре своей больше нацеленная на массовый прокат, в данный период повторно запускает картины Балабанова «Брат» и «Брат 2», тонко намекая нам на то, что начинается время перестроичных девяностых в 20-х. Кинотеатр «Пионер» и сеть кинотеатров «Каро» обращаются к классике (вроде «Крестного отца», «Мой сосед Тоторо» и «Господин Никто»), выжимая последние соки из премьер прошлого и позапрошлого месяца - «Камон, камон», «Человек Паук: Нет пути домой», «Анчартед: на картах не значится» и «Смерть на Ниле».
Известно, что будет запущен повторный прокат множества отечественных картин, помимо тех, что собрали большую кассу. «Иллюзион» уже начал транслировать советские фильмы, билеты на которые для молодежи можно приобрести по Пушкинской карте.
Безусловно, прогноз дальнейшего развития киноиндустрии строить сложно, да и дело это неблагородное. Однозначно оценить процесс насильного абстрагирования от международного рынка (преимущественно западного) также невозможно, поскольку в первое время потребителям будет сложно отказаться от привычки просмотра голливудского и зарубежного кино, качественно обгоняющего наше. С другой стороны, подобный дефицит будет стимулировать любителей кинотеатров ходить на отечественные новинки, вкладываясь в кассу российского кинорынка. Рост объема прибыли с проката = рост оборота в киносегменте = рост финансирования = рост количества выпускаемой продукции = рост экспериментальных работ. Безусловно количество — не значит качество, однако именно потребительский спрос будет диктовать правила продюсерскому центру и ориентировать его в том, что нравится отечественному зрителю. Иначе говоря, с ростом количества картин будет легче прощупать почву интересов и требований их смотрящих. Так выработается формула, действующая в пределах национального рынка.
Рост потребительского спроса будет наблюдаться и в прокате супергеройских франшиз от студии Bubble, которая показала хорошие рейтинги после выхода их дебютного «Майора Грома». Замечу, что студия Bubble - питерская. Не буду отрицать вероятности региональной конкуренции между киностудиями через несколько лет, если Москва выдвинет собственную удачно выстрелившую франшизную линейку из какой-нибудь отечественной вселенной. Подобная конкуренция стимулировала бы к качественному росту, а также позволила бы московским и питерским студиям расширить сферы влияния за счет привлечения других регионов в кинопроизводственную деятельность.
Не стоит забывать и об увеличении влияния и роста так называемых метавселенных, которые обильно плодятся на базе сервисов Яндекса, МТС, Газпрома и Сбера. В список MUST HAVE этих метавселенных входит пунктик «онлайн-кинотеатр» либо «стриминговый сервис», которые помимо транслирующей функции имеют и производственную. То есть те стриминговые сервисы, имеющие достаточно большой бюджет, в роде Кинопоиск HD, More TV (принадлежащее НМГ), Okko, в последнее время не только предоставляли просмотр фильмов и сериалов по подписке, но и предлагали свою продукцию (фильм «Этерна», сериалы «Беспринципные», «Топи», «Пищеблок» от Кинопоиска, «Псих» от More.TV и т.д.). Каждая из метавселенных будет конкурировать между собой, предлагая разного рода кинопродукцию ради увеличения собственных рейтингов. Потребителю по подписке остается лишь выбрать интересующий его фильм/сериал, то есть соориентировать кинопроизводителей и управляющих стримингами, в какую сторону им нужно будет двигаться (как это случилось в Голливуде с франшизами в начале 10-х годов, благодаря феномену киностудии MARVEL).
Короче говоря, в последние несколько лет мы смогли увидеть, что российские кинопроизводители могут снимать более качественное кино, чем раньше. Международная обособленность российского кинорынка для зрителя не будет огромной помехой для просмотра. Будем честны, у нас есть Интернет. Куда большей помехой она станет для кассы мэйджоров, которые будут недосчитывать порядка $200-300 млн. ежегодно.
Страдать будет авторское кино, ибо аортой для него является фестивальная жизнь. Перерезав дорогу на основные западные фестивали, им остается жить только в рамках участия в кинофестивалях дружественных стран и в пределах России. Заключение сделок с зарубежными продюсерами накроется медным тазом и окупаемость авторского производства будет ниже. Будем надеяться только на то, что переориентация внимания зрителя на отечественный кинематограф заставит его убедиться, что наше авторское кино ничем не хуже мирового, и что в России есть много перспективных режиссеров, которые могут сделать его еще лучше.
Главное, больше смотреть и не терять веру в то, что наше кино способно стать ориентиром для других стран.
Прорвемся!