Найти в Дзене

Под знамёнами демократии. Грузино — Осетинская война. Часть первая, предпосылки

Одним из ярких и скоротечных конфликтов на постсоветском пространстве, стало противостояние Грузии и Южной Осетии. Оно кстати не прекратилось до сих пор, как и противостояние между армянами и азербайджанцами. Обе стороны педалируют на свою исключительную правоту в вопросах административно-территориального деления и, вряд-ли скоро успокоятся. Конфликт этот в наше время стал почти незаметным, его затмила успешная операция российской армии в августе 2008 год, когда силами миротворцев и 58-ой армии грузины были наголову разбиты. Однако, истоки этого конфликта стоит искать даже не в 90-х годах, а в намного более ранний период. Фактически, этот конфликт также похож на все остальные, центральными вопросами в его развитии стали территориальный и национальный. Во времена СССР в составе многих республик появились национальные автономии, которые компактно размещались в местах проживания других народов. Так, это привело к противостояниям в Грузии, Абхазии, Южной Осетии, Молдавии. По сей день эти

Одним из ярких и скоротечных конфликтов на постсоветском пространстве, стало противостояние Грузии и Южной Осетии. Оно кстати не прекратилось до сих пор, как и противостояние между армянами и азербайджанцами. Обе стороны педалируют на свою исключительную правоту в вопросах административно-территориального деления и, вряд-ли скоро успокоятся. Конфликт этот в наше время стал почти незаметным, его затмила успешная операция российской армии в августе 2008 год, когда силами миротворцев и 58-ой армии грузины были наголову разбиты. Однако, истоки этого конфликта стоит искать даже не в 90-х годах, а в намного более ранний период. Фактически, этот конфликт также похож на все остальные, центральными вопросами в его развитии стали территориальный и национальный. Во времена СССР в составе многих республик появились национальные автономии, которые компактно размещались в местах проживания других народов. Так, это привело к противостояниям в Грузии, Абхазии, Южной Осетии, Молдавии. По сей день эти конфликты имеют статус замороженных и пути к их разрешению ещё не до конца ясны.

В конце 1980-х годов активизация грузинских национальных движений, особенно его экстремистской части, привели к резкому обострению межнациональных отношений в Грузинской ССР. Грузию, на тот момент, населяло несколько народов помимо грузин, в частности это были абхазы, осетины и азербайджанцы. Грузины претендовали на территории автономных областей, которые вошли в их состав при советской власти. Однако жители этих автономий желали такой же самостоятельности и не хотели, находится в составе Тбилиси. К тому же, лидеры грузинских национальных движения вполне себе открыто рассматривали Осетию без осетин, желая - «вымести их через Рорксий тоннель».

В августе 1989 года Верховный Совет Грузинской ССР объявил грузинский язык официальным языком республики, тем самым ставя в неравное положение другие народы населявшие этот южный регион. Созданное в ноябре 1988 года осетинское движение «Слово народа» обратилось к Москве с протестом против этого решения и требованием рассмотреть вопрос об объединении Северной и Южной Осетии. Затем, совет народных депутатов тогда ещё Южно-Осетинской области объявляет официальным языком региона осетинский. 10 ноября 1989 года, не добившись понимания со стороны, как руководства Грузии так и у московского начальства, депутаты объявляют о создании автономной республики Южная Осетия в составе Грузии. Между тем, грузинский парламент признал это решение незаконным.

-2

События между тем развивались достаточно стремительно. Уже 23 ноября была предпринята первая попытка провести в Цхинвали митинг. Туда же отправились несколько тысяч сторонников грузинских националистических движений. Колонна националистов была остановлена у въезда в город местными жителями, что привело к резкой эскалации конфликта. Вооруженное противостояние длилось около двух суток. Несмотря на то, что грузины в итоге были отброшены из города в грузинских сёлах вокруг стали собираться сторонники националистов. В частности там обосновался так называемый «Белый легион», который терроризировал всех въезжающих в город осетин.

В марте 1990 года Грузия выходит из состава СССР. Тем самым грузины прекратили действие всех законов принятых в период нахождения в составе СССР. В свою очередь, осетины не стали признавать таких действий и решением парламента сохранили действия советских законов на территории своей автономии. В августе 1990 грузинский парламент принимает решение, согласно которому региональные партии не имели права участия в выборах на государственном уровне. Естественно это было воспринято как дискриминация местного населения направленная против движения «Слово народа».

-3

Уже 20 сентября 1990 года парламент Южной Осетии принял решение – провозгласив создание Юго-Осетинской Советской республики, принял Декларацию о национальном суверенитете и обратился к советскому правительству с требованием о признании самостоятельности республики. В октябре Южная Осетия бойкотировала выборы Верховного Совета в Грузии. Тем временем к власти в Грузии, на волне подъема национального движения приходит Звияд Гамсахурдия, который выдвинул удивительнейший по своей наивности и глупости лозунг - «Грузия для грузин, осетины, вон из Грузии».

На фоне этого парламент Южной Осетии заявил о том, что республика должна стать самостоятельным субъектом подписания союзного договора. После выборов в Осетии 9 декабря, главой республики был избран Торез Кулумбегов, однако грузины выборы не признали и на сессии парламента аннулировали их результаты. Также 10 декабря было принято решение об упразднении осетинской территории и разделении её частей между другими районами. Фактически, осетин выдавливали из того угла, где они существовали всю свою жизнь.

В Осетию вводятся внутренние войска из состава Тбилисского гарнизона. Люди из состава «Белого легиона» начинают устраивать межэтнические столкновения, входе которых гибнут люди. Грузинское МВД изъяло оружие из областного управления внутренних дел Южной Осетии. Фактически Цхинвал оказался в блокаде. Туда перестало поступать продовольствие, город встал у порога гуманитарной катастрофы.

Характеризуя впоследствии эти события, грузинский исследователь Автандил Ментешашвили писал:

Масла в огонь подлили и радикальные лидеры национально-освободительного движения Грузии своими поспешными, необдуманными действиями, высказываниями и призывами на митингах, в прессе и по телевидению. Вспомним хотя бы многотысячный поход на Цхинвал в декабре 1989 года. Зачастую их некомпетентность, политическая близорукость, амбициозность, националистический популизм способствовали усилению и углублению начавшейся конфронтации. Никто из этих лидеров не хотел думать, какой отклик получат их призывы и лозунги у проживающих в Грузии абхазов и осетин и представителей других национальностей.
Политика Звиада Гамсахурдиа, ставшего в ноябре 1990 года председателем Верховного Совета Грузии, а затем и первым президентом страны, наглядно свидетельствует, что не всегда диссиденты становятся мудрыми правителями, встав во главе государства. Иллюстрацией этому является та поспешность, с которой З. Гамсахурдиа обратился к парламенту Грузии в ноябре 1990 г. с предложением ликвидировать Юго-Осетинскую автономную область, кстати, аплодисментами встреченным оппозицией. О последствиях никто не хотел думать. Что последовало за этим, мы все хорошо знаем: военные приготовления в Цхинвали и антиосетинский синдром в Грузии.

Дальше аргументы у сторон просто закончились. Рано или поздно в этой ситуации должен был наступить такой период, когда вместо политиков должны были заговорить пушки. Этот момент настал в 1991 году, когда окончательно рухнул СССР и большой брат больше не мог контролировать неразумных больших детей в Закавказье. Началась Грузино-Осетинская война.