Истории про странных солдат иногда возникали в советской фильмографии. Странный солдат - это и молодой солдат Саша Нетужилин, пронизанный романтикой насквозь, это и молодые лейтенанты из фильма "В бой идут одни старики", наполненные несбывшимися юношескими грезами, это и гвардии рядовой Женя Колышкин, герой фильма "Женя, Женечка и "Катюша".
По большому счету Женя является в глазах других солдат странным. Но быть может именно это обратило на него внимание связистки Женечки Земляникиной, необычность главного героя в суровых условиях фронта, когда целесообразнее быть обычным, слитной единой массой.
Женя - москвич, он молодой интеллигент, записавшийся добровольцем в войска после школьной скамьи. Он еще полон впечатлений от прочитанных в детстве приключенческих книг и живем ими, дышит. Книг на фронте почти нет, поэтому он воссоздает события в своих мечтах.
И это довольно странно, ведь каждый день сопряжен с настоящей опасностью, а не с книжной. Тем не менее, Колышкину интереснее находиться в параллельной реальности, ведь это, скорее защита от повседневной жестокости, без которой войны не бывает.
А в Женечку он влюблен и ей он нравится, пусть несуразный, взбалмошный, но интересный и внешне привлекательный. Именно не такой как все.
Но война вторгается в придуманный мир Жени, когда в берлинском доме, большом и заброшенном, наполненным разным артистическим хламом (находка для фантазера и мечтателя), автоматная немецкая пуля обрывает жизнь Женечки. И приходит горькое понимание - жизнь отнюдь не игра, тем более на войне, несмотря на то, что вокруг буйствует красками май и Победа близка как никогда.
Колышкин встретит Победу в Рейхстаге, вот только Женечки рядом не будет.
Фильм снят режиссером Владимиром Мотылем в 1967 году. Фильм шел трудно. Сценарий зарубили, сначала на Мосфильме, потом на Ленфильме, цензоры находили в нем непозволительное.
Съемка началась совершенно случайно. Некто Филипп Ермаш, партийный чиновник, зам. нач.отдела ЦК КПСС, курировавший процесс проверки сценариев и утверждения фильмов в работу, на собрании заявил режиссеру, что ему не следует давать премии за другой фильм, "Дети Памира", потому что автор поэмы уже имеет Сталинскую премию. Мотыль узнал об этом и пообещал накатать жалобу в ЦК, в ответ Ермаш, чтобы задобрить режиссера, разрешил съемку фильма про солдата Коылшкина.
Олег Даль провалил первые две пробы на главную роль, являлся на сцену в подпитии. Но Мотыль верил, что именно Даль, с его тонким душевным внутренним миром способен блестяще сыграть эту роль и уговорил актера прийти на последние пробы трезвым. Даля утвердили на роль.
Режиссер долго искал актрису на роль Женечки Земляникиной, отвергая те варианты, которые предлагало руководство Ленфильма. В его понимании Женечка должна была быть простой, но искрящейся изнутри натурой, то есть девушкой с потенциалом. После долгих исканий Мотыль остановился на кандидатуре Галине Фигловской, молодой и никому неизвестной выпускницы Щукинского училища. Именно в ней он по фотографии разглядел тот потенциал, который искал долгие дни.
Но проблема заключалась в том, что Фигловская, после окончания театрального училища, порвала с актерской профессией и работала в закрытом государственном учреждении. Путем долгих уговоров Мотылю удалось уговорить Галину принять участие в съемках.
Песня "Капли датского короля" была написана Окуджавой, а музыку на слова положил Исаак Шварц.
Фильм снимался в Калининграде и Калининградской области, бывший Кенигсберг своими видами отлично представлял немецкий город.
Фильм провалился у критики, его запретили показывать в больших кинотеатрах, однако, в предпрокате он имел успех у широкой публики. Помогли режиссеру моряки Балтийского флота, адмиралы написали хвалебную рецензию на фильм, с ней Мотыль пробился к Косыгину и тот разрешил прокат.
Картина собрала аудиторию более двадцати четырёх с половиной миллионов кинозрителей и получила народное признание.