Найти тему

Коммерческая или государственная: какую школу выбрать для ребёнка с ОВЗ?

Возможности для образования сейчас очень широкие. Можно ходить в обычную школу по месту жительства, можно выбрать какое-то специализированное заведение с тем или иным уклоном. Можно вообще в школу не ходить до 9 класса, посетив лишь кабинеты сдачи итоговых экзаменов перед получением аттестата. А в это время заниматься самостоятельно, с родителями и репетиторами, в электронной школе. И это лишь часть доступных вариантов.

Мой старший сын, имеющий проблемы здоровья, учился и на семейной форме, и в школе в большом классе (недолго), и в школе в не очень большом классе (быстро ушли) и индивидуально. Оптимальный для конкретного ребёнка вариант - индивидуальное обучение по общеобразовательной программе в стенах ближайшей к дому школы плюс репетиторы по нескольким предметам. Однозначно мы это поняли к 5 классу. А до того пытались отыскать волшебное место, где сыну создадут идеальные условия. И постоянно мониторили информацию про частные коммерческие заведения. Потому что были убеждены: уж за деньги-то точно будут учить нормально и относиться прекрасно, учитывать имеющиеся особенности (эмоциональность, неусидчивость, плаксивость).

Суздаль. Лето.
Суздаль. Лето.

Так вышло, что с коммерческими образовательными учреждениями мы так и не связали судьбу. То не находили нужное заведение нигде, то очень далеко ездить, то чрезмерно дорого за месяц учёбы. То есть предметные переговоры не вели. Наверное, к лучшему. У меня есть реальные примеры знакомых, подтверждающие мысль, что самый грамотный и вежливый диалог родителям детей с ограниченными возможностями здоровья удаётся вести как раз-таки с руководством бюджетных школ. И это объяснимо: государственные школы имеют обязательства, регламентируемые законами о правах ребёнка и об образовании. Они принимают детей с учётом прописки, не деля на здоровых и не очень. И обязаны предоставить те условия получения образования, которые прописаны в заключении ЦПМПК (если мы говорим о ребёнке с ОВЗ или инвалидностью). Кроме того, коэффициент оплаты за каждого ребёнка с инвалидностью выше, чем за здорового.

В свою очередь, школы коммерческие больше ориентированы на получение прибыли, чем на соблюдение прав. За этим их и открывали. Они не финансируются из бюджета (за исключением средств грантов). Зачем в класс из 10 обычных детей помещать, условно, 11-го гиперактивного, который будет кому-то мешать? Оплата со всех берется одинаковая, а уровень проблем разный. Поэтому коммерческие заведения часто отказывают детям с проблемами.

Стоит отметить, что я не говорю обо всех детях с проблемами здоровья вообще. Лишь о своём ребёнке с неврологическим и психиатрическим диагнозами, имеющем хороший интеллект. А также о знакомых семьях, имеющих детей со сходными проблемами.

Один знакомый устроил сына в платную школу в 1 класс. Когда учителя обнаружили, что ему сложно учиться со всеми в классе из-за особенностей, связанных с диагнозом, было предложено частично классное, частично индивидуальное обучение. И цена поднялась в 2 раза. Закончив год, ушли в государственную школу. Потому что качество оказания образовательных услуг самое традиционное, а стоимость очень и очень ощутимая.

Ребёнок с диагнозами нуждается в коррекционной работе. И если школа государственная её проводит в соответствии с возложенными ЦПМПК обязательствами за счёт бюджета, то коммерческая школа может проводить только в случае дополнительной оплаты услуг родителями. Сумма получается внушительная для людей даже с хорошими доходами. И гарантировать при этом невероятный результат точно так же никто не будет. Тогда зачем платить лишние деньги?

Комнатная фиалка. Все фотографии в данной статье сделаны мной.
Комнатная фиалка. Все фотографии в данной статье сделаны мной.

Ещё одна моя знакомая после рождения ребёнка с аутизмом открыла центр для занятий с детьми, имеющими этот и другие ментальные диагнозы. Она очень хорошо разбирается в теме школ для детей с ОВЗ и как мама, и как специалист. По-моему, сейчас у них даже начальные классы есть платные. Но при этом её мнение такое: лучшее решение для родителей детей с ОВЗ - собираться в команду единомышленников из 5-7 и более семей, идти на конструктивный диалог с руководителем школы по прописке, предлагать своё участие. То есть, например, учиться дети будут в ресурсном классе обычной школы, а родители будут вкладываться в обучение учителя (если это нужно за неимением подготовленных кадров), тьютора или специалиста по АВА. Но это, как правило, доплата к бюджетным расходам, а не полная оплата нужд. Разделив на всех, для каждой семьи затраты можно хорошо минимизировать. При этом дети будут находиться в обычной школьной среде и потихоньку вливаться в неё. Естественно, не каждый директор с радостью соглашается на такую авантюру. Но всё же люди, верно трактующие термин "инклюзия" есть.

Тому пример - ресурсный класс, что есть в школе моего сына. Это исключительно заслуга родителей детей с аутизмом, проявившим инициативу, и понимающего директора. В таких случаях родители участвуют в адаптации материалов под уровень детей. Они вовлечены во все процессы, чтобы и учителю помочь, и детям обеспечить оптимальный формат. От этого выигрывают все.

Увы, мой ребёнок не в ресурсном классе. Потому что диагноз был поставлен уже в разгар обучения в младшей школе. И потому что для него не нужно адаптировать материал. Он идёт по стандартной программе. Но я довольна тем, что он в бюджетном учреждении. Оттуда очень непросто "попросить" ребёнка, потому что он кому-то не понравился. А в частных организациях такое случается. Так что я однозначно "за" государственные школы. А вы?