Найти тему
Марина Концевая

Творчество и бизнес - это реально?

Меня зовут Марина, мне 63 года. Я квилтер с более чем 20-летним опытом работы в сфере лоскутного шитья (пэчворка) – изучения, преподавания и создания изделий для оформления интерьера.

В этой статье хотела бы рассказать о том, как я пришла к созданию бизнеса в сфере декоративно-прикладного искусства. На сегодняшний день у меня в активе:

- школа лоскутного шитья с собственной программой обучения, где уже 15 лет у меня и моих коллег обучаются желающие овладеть этим видом рукоделия,

- мастерская, оборудованная новейшей техникой для выстёгивания лоскутных изделий, с обученным помощником работы на этой машине,

- сертификат судьи конкурсов квилтов, выданный после 3 лет обучения на курсе при Гильдии квилтеров Великобритании,

- опыт организации и проведения уникального по формату фестиваля лоскутного шитья «Традиция»,

- участие в учреждении и деятельности региональной общественной организации Гильдия Квилтеров, президентом которой я выбрана на ближайшие 5 лет.

Начну с истории.

Рукоделие давно вошло в мою жизнь. Моя мама - директор спортшколы - брала меня с собой на работу, и чтобы я не мешала ей, сажала меня со спицами в руках на маленький стул около своего стола. Я помню, как мне не хватало умения снять первую петлю и приходилось из-под стола толкать маму с просьбой о помощи. Но не подумайте, что я всю жизнь тихо вязала в уголке.

Окончив немецкую спецшколу в Нижнем Тагиле, поехала в Москву изучать иностранные языки. Я даже потом диссертацию по немецкой грамматике написала и защитила. Не буду оглашать тему здесь. Речь не об этом. Но было интересно.

После учебы в аспирантуре и защиты диссертации я практически сразу была приглашена на работу в джинсовую фирму Mustang, что было нереально круто в 90-х. Так я переехала с Урала в Ленинград/Санкт-Петербург. Сначала работала переводчиком, а потом как-то сразу и директором. Параллельно получила второе высшее образование на экономическом факультете университета.

За 15 лет работы на предприятии очень много узнала про текстильное и швейное производство, про оборудование и технологии, а когда Mustang закрылся в 2007 году, занялась уже исключительно своей любимой лоскутной техникой.

Оборудовала мастерскую в своем загородном доме, где живу круглый год, развожу цветы, пеку вкуснейшие пироги, и люблю цитировать Домострой, что ни одна рачительная хозяйка не выкинет из дома ни одного лоскутка.

Мой путь в лоскутное шитьё был долгим. Сначала я вязала на спицах. Вязание очень помогло мне во время учёбы в Москве. Вязала для себя, вязала на заказ соседкам по общежитию. Хорошая прибавка к стипендии получалась. Но… Когда начала работать после института и смогла покупать одежду, вязать перестала.

Вязала крючком – дивные салфеточки и кружева получались. Но… Столбик без накида, столбик с накидом, столбик с двумя накидами и т.д. Скучно стало.

Вышивала крестиком. Схем, журналов и материалов и сейчас много храню. Но… Один букетик (вазочка, цветочек, кошечка и т.д.), второй, третий. Сколько можно?

И тут случилось нечто, повлиявшее на мою жизнь очень серьёзным образом. Раздумывая, чем бы занять свои руки, решила пошить что-нибудь. Не одежду – это профессия, ей надо учиться. Получать ещё одно образование не планировала, а самодеятельность я не люблю.

Так, в конце 90-х обратила своё внимание на лоскутное шитьё (пэчворк). Одна из коллег на немецкой фирме посоветовала посетить фестивали пэчворка в Европе. Поскольку по работе часто летала в Германию, удалось познакомиться с фестивалями в Нидерландах, Германии, Франции, США.

Будучи сторонником классического метода обучения, всегда говорю – следует изучить основы, получить базовые знания. Это раскрывает перед тобой безграничные возможности. Выучи алфавит, а потом либо пиши записки для похода за покупками, либо сочиняй стихи. Всё в твоих руках.

Знание иностранных языков позволило поучиться у Жаклин Хайнц и Клаудии Пфайль, Пиа Вельш и Анджелы Уолтерс, Норико Эндо и Юбера Валери, Изабель Висслер и Дены Крейн и многих других.

И, наконец, у Эстер Миллер и Тед Сторм. Они мои самые-самые! Они открыли для меня волшебство ручного шитья и стёжки.

Педагогическое образование и, видимо, наследственная предрасположенность к преподавательской деятельности дали о себе знать – в Санкт-Петербурге уже 15 лет работает моя школа лоскутного шитья.

Созданная мной программа обучения построена на следующих принципах – начинаем с азов работы с тканью. Крой, шитьё, сборка изделий, стёжка - продвигаемся от простого к сложному, изучаем возможности техник шитья, знакомимся с различными направлениями в лоскутном шитье. Учимся создавать не только что-то для использования в повседневной жизни, но и художественные изделия для выставок и конкурсов.

В 2011 году моя коллега Таня Самсонова предложила мне за компанию с ней отправить заявку на курсы судей при Гильдии Квилтеров Великобритании. Я сразу согласилась и очень надеялась, что мою заявку одобрят. Так и произошло – мы с Таней получили «добро»!

В сентябре 2011 года мы поехали на знакомство и установочную встречу нашего потока. Это была моя первая поездка в Великобританию. Очень интересно, необычно, непривычно! Волновалась, пойму ли всё, что говорят, смогу ли вписаться в коллектив. Всё прошло прекрасно.

Нам рассказали, что весь процесс учёбы будет состоять из 6 модулей (семестров).

Каждый семестр был посвящён определённой теме: дизайн и материалы (я выбрала цветы), элементы дизайна (анализ художественной выставки),техники шитья в пэчворке и инструменты, используемые материалы и процессы работы с ними (помимо шитья), работа жюри (отбор экспонатов на выставку или конкурс, создание экспозиции), работа судьи (оценка работ на конкурсе и распределение мест).

В общем и целом, нами было написано 6 рефератов на английском языке и сдано к определённой дате. Имея опыт большой обучения в вузе, могу сказать – это равнялось 6 дипломным работам. Часть из них мы отправляли в электронном виде, часть «живьём». На каждый реферат мы получали рецензию куратора, советы и рекомендации, дополнительные вопросы и задания.

Мы с Таней никому не говорили, что учимся на судей. На случай, если вдруг что-то не получится, мы не справимся или не успеем. Чтобы не было потом стыдно. И вот, где-то к третьему модулю я поняла, что всё гораздо сложнее и серьёзнее, чем я себе представляла. Сил, времени и здоровья стало катастрофически не хватать. Но теперь мне было уже стыдно перед собой – неужели я брошу учёбу?

Я решила рассказать об этой затее самым близким людям, чтобы избежать искушения бросить всё. На меня ведь надеются, меня поддерживают, подбадривают. Это был хороший стимул! И мы справились!

В апреле 2014 года нам выслали сертификаты об успешном окончании курса. Мы стали полноправными членами судейского сообщества.

В 2015 году нас впервые пригласили в Бирмингем в качестве судей! Затем было судейство в 2018 году и приглашение на 2020 год. Но пандемия внесла свои коррективы. Все остались дома.

Но всё плохое рано или поздно сменяется хорошим. Надеюсь, мы продолжим сотрудничать с фестивалем в Бирмингеме.

Сегодня я имею возможность оказывать услуги по стёжке одеял, панно и др. лоскутных изделий. У меня есть техника для этого. Во всём мире в сообществе квилтеров это давно обычное дело – отдать изделие на стёжку профессионалу, на профессиональное оборудование.

Первую свою лонг-арм машину от компании APQS приобрела в 2008 году. С тех пор обновила оборудование, научилась работать с программой автоматизированной стёжки, стала представлять интересы компании-производителя машин на территории бывших советских республик.

Заказов так много стало, что я решила привлечь помощницу. Требования: знание английского языка (программа стёжки на английском), владение компьютером на уровне продвинутого пользователя, аккуратность, опрятность (часто приходится стегать светлые ткани и изделия), уверенное обращение с техникой (лонг-арм машина сложный механизм, который после работы надо почистить, смазать, подготовить на следующий день). Мне повезло, я нашла такого человека!

География заказчиков тоже расширяется – Москва и Ярославль, Псков и Мурманск, Екатеринбург и, конечно, Санкт-Петербург.

Я быстро поняла, что без продвижения этого бизнеса в соцсетях не обойтись. Мне всё не успеть, и поэтому я нашла специалистов по ведению профессионального аккаунта, фотографа и таргетологов.

Силы мне придают мои клиенты, их отзывы, искренняя благодарность и то, что они становятся постоянными заказчиками.

И, конечно же, я шью-шью-шью. Без этого моя жизнь уже не возможна.