Крышка, герметично закрывающая расширительный бачок системы охлаждения, выполняет одновременно несколько функций. Несмотря на то, что многие автолюбители считают ее просто пробкой, предохраняющей антифриз от разбрызгивания, эта крышка выполняет гораздо больше функций. Порой именно от ее правильной работы зависит исправность системы охлаждения.
Важная задача, которую выполняет крышка расширительного бачка в системах охлаждения современных автомобилей, заключается в обеспечении связи контура охлаждения с атмосферой. Это необходимо, потому что давление внутри системы охлаждения периодически меняется: при нагревании антифриза до рабочей температуры давление увеличивается, а после остановки двигателя и остывания ОЖ — уменьшается.
Зачем это нужно?
Если систему сделать полностью герметичной и замкнутой, при увеличении давления в контуре охлаждения в лучшем случае образуется утечка ОЖ через соединения патрубков. А в худшем — начнется деформация наиболее пластичных компонентов: расширительного бачка, гибких соединительных патрубков, а иногда и тонких трубок самого радиатора. В свою очередь, при уменьшении давления после остывания образовавшееся разрежение снова может вызвать деформацию или же подсос воздуха через соединения. Такая замкнутая система будет крайне ненадежной в работе.
Именно поэтому в крышке расширительного бачка установлено два клапана, сообщающих контур охлаждения с атмосферой. Один из клапанов работает ограничителем давления и стравливает излишний воздух из расширительного бачка, когда ОЖ достигает рабочей температуры. Второй клапан, по сути, сапун, который возвращает часть воздуха в расширительный бачок, когда антифриз остановленного двигателя начинает остывать. Обе эти функции клапанов крышки расширительного бачка чрезвычайно важны, в особенности важна правильная работа клапана, ограничивающего давление.
Что может пойти не так?
Система охлаждения рассчитана на работу при определенном избыточном (относительно атмосферного) давлении. Это необходимо для того, чтобы увеличитель температуру кипения антифриза, отодвинуть ее за отметку в 100 °С. Такая высокая температура не является рабочей для двигателя в целом, однако некоторые локальные участки рубашки охлаждения и ГБЦ могут так нагреваться. Если при этом антифриз закипит, то двигателю гарантирован перегрев и выход из строя. Если система охлаждения будет связана с атмосферой напрямую, то температура кипения антифриза будет еще ниже, особенно в горных, расположенных значительно выше уровня моря районах, и тогда двигатель вообще не сможет нормально функционировать.
Стоит отметить, что на многих японских автомобилях крышка расширительного бачка установлена непосредственно на радиаторе и при замене последнего мы рекомендуем менять также крышку.
Таким образом, мы видим, что клапан, установленный в крышке расширительного бачка, должен срабатывать при четко установленном производителем двигателя давлении — не ниже (закипит ОЖ) и не выше (раздует патрубки, бачок или радиатор). К сожалению, крышки не редко выходят из строя и перестают держать правильное давление. Наиболее безобидное последствие — закипание антифриза, которое сложно не заметить, а значит, можно сразу устранить, заменив крышку.
Менее распространенная ситуация — увеличение давления сверх допустимого из-за заклинившего клапана. Эту проблему не всегда можно заметить вовремя. Если соединения патрубков надежно затянуты, то утечки не происходит, начинается деформация бачка, парубков или даже радиатора. Иногда случается так, что патрубки, к сожалению, оказываются крепче радиатора, и тогда последний полностью выходит из строя: сначала раздувается, а потом начинает течь. Замена радиатора — не самая бюджетная процедура, особенно если сравнивать с заменой крышки расширительного бачка.
Раздувшийся патрубок, фото пользователя DRIVE2 (www.drive2.ru/users/fenix27/)
Что же делать?
При обслуживании автомобиля или просто при осмотре подкапотного пространства всегда стоит обращать внимание на состояние расширительного бачка, патрубков и радиатора системы охлаждения. Если обнаружена хотя бы малейшая их деформация (раздутие) или утечка, нужно ликвидировать причину появления избыточного давления, которой зачастую становится неисправный клапан в крышке бачка. Замена копеечной крышки может сэкономить не одну тысячу рублей — новый радиатор и работы по его установке стоят денег.
Трубки радиатора раздулись и деформировались, радиатор потек
Хотим предостеречь от приобретения новых неоригинальных радиаторов непроверенных брендов в случае, если старый «родной» все же раздулся и потек. Некачественные радиаторы часто выполняются из тонкого металла, а соединения трубок с бачками ненадежны. Такой радиатор впоследствии может потечь даже при вполне нормальном рабочем давлении в системе охлаждения.
Если по какой-то из причин радиатор охлаждения двигателя вашего автомобиля требует замены, стоит обратиться к ассортименту DENSO. Радиаторы японского бренда для рынка послепродажного обслуживания автомобилей обладают полностью оригинальным качеством. В радиаторах DENSO применяется соединение ребер и трубок методом пайки, что увеличивает прочность и улучшает теплообмен. При производстве этих изделий DENSO используется высококачественный алюминий с хорошими показателями прочности и пластичности, выдерживающий значительное превышение рабочего давления системы охлаждения.
Если вы столкнулись с неправильным давлением охлаждающей жидкости, первым делом замените крышку расширительного бачка, ведь чаще всего проблема кроется именно в ней. Если же произошла неприятность и радиатор требует замены, воспользуйтесь электронным каталогом DENSO для подбора новой запчасти для вашего авто.
#DENSO #автомобиль #система охлаждения