Как уже я рассказывала в предыдущей части, у популярного художника Константина Хансена, были две талантливые дочери - Кристиана (1848-1925) и Элиза (1858-1946) - разделявшие интересы отца в живописи, истории, любви к античности.
Самая успешная из учениц Джорджии Сковгаард, Кристиана уже в юности решила, что может не хуже мужчин зарабатывать деньги. В будущем она сделает большой вклад в движение феминисток Дании, став членом правления Датского женского общества. А пока у Кристианы была лучшая подруга - Карен Иоганна Биндесбёль (1851-1934), дочь знаменитого архитектора, друга ее отца, М. Готлиба Биндесбёль (1800-1856), и вместе они задумали открыть свой собственный бизнес.
Вы точно знаете семью Биндесбёль благодаря старшему брату Иоганны - Торвальду. Как и отец, Торвальд Биндесбёль (1846-1908) был архитектором, но так же живо интересовался керамикой, тканями, орнаменталистикой, а самую знаменитую его работу вы видите каждый раз, заходя в магазин, где продается пиво марки Carlsberg. Эти изогнутые в стиле модерн белые буквы на зеленом фоне - работа Торвальда Биндесбёля, выполненная по заказу владельцев пивоварни Я. К. Якобсена и его сына Карла в 1904 году.
Теперь вы знаете, как пиво связано с вышивкой)
Объединившись с лучшей подругой, Кристиана сняла помещение в Старом городе и открыла магазин со студией, где можно было научиться всему тому, что знали его молодые хозяйки. Произошло это в 1873 году, когда Кристиане было 25 лет, и Иоганне всего 22. Константин Хансен и М. Готлиб Биндесбёль выделили дочерям стартовый капитал.
В качестве работницы магазина и помощницы Кристиана привлекала младшую сестру Элизу которая уже не только прекрасно вышивала, но разрабатывала рисунки тканей. В дальнейшем Элиза станет керамистом, дизайнером тканей, художницей, проживет долгую интересную жизнь.
Вскоре к ним присоединилась знакомая Константина Хансена, Анна Элизабет Сару (1839-1919), художница по текстилю и рукодельница. В магазине она занимала должности художницы и вышивальщицы.
У сожалению, я не нашла какого-либо изображения Анны, а ведь ее роль - одна из ключевых в нашей истории.
Анна родилась в Индии. Ей не было еще и 10 лет, когда она подарила своей маме сшитый и вышитый в тайне своими руками великолепный халат. В 1851 году семья вернулась в Данию, и спустя несколько лет Анне пришлось заменить мать восьмерым младшим братьям и сестрам. Всех сестер она выучила прясть, ткать, шить и вышивать. Анна вышла замуж, у нее появились свои дети. Когда-то она познакомилась с Константином Хансеном и он представил ей своих дочерей. Организовав свое дело, Кристиана попросила Анну помочь им с магазином. У девушек не было достаточно опыта, чтобы предлагать покупательницам новые разработки.
Анна не просто помогала дочери своего друга, она объяснила Кристиане и Иоганне, что совместное творчество должно иметь имя. Так к концу 1873 года появилась компания Kunstbroderiforretningen Konstantin-Hansen, Bindesbøll & Sarauw, или по-простому Boden.
Анна Сару обладала талантом создавать эскизы вышивок, которые были коммерчески успешны. Это объяснялось в том числе тем, что для своих узоров она использовала свои личные знания экзотической природы Индии, непривычных для датчанок вечей, добавляла в рисунок восточный колорит. Но так как женщины творили вместе, и выпускаемые ими узоры обозначались под общей торговой маркой, впоследствии стало трудно определить, кто же автор того или иного рисунка. Кристиана внесла в орнамент мозаичные мотивы из Помпей, где побывала с отцом, Иоганна переносила на ткань картины своего отца и его друзей, и также добавляла античные мотивы, Анна же создавала в том числе геометрические узоры из розеток и лилий, напоминавшие о Египте и Индии.
Успешная торговля тканями, нитками, иглами, пяльцами принесла женщинам финансовое благополучие и известность. Покупательницам предлагались вышивка шерстью, хлопком, традиционные виды рукоделия. Старшая сестра Иоганны Мария Биндесбёль заменила со временем Элизу. А главным дылом Кристианы, Иоганны и Анны стало создание своих узоров. Художницы рисовали эскизы панно, гобеленов, ковров, шпалер, украшений для алтаря.
Триумвиратом художниц было выиграно несколько международных наград. В 1878 году Анна Сару представляла Boden на Всемирной выставке в Париже, а спустя десять лет она удостоилась персональной медали на Скандинавской выставке промышленности, сельского хозяйства и искусства за уникальную шкатулку.
Упорство и талант организатора позволил Кристиане Константин-Хансен держать бизнес в течение тридцати лет, а Иоганна находила подход даже к самой взыскательной покупательнице. Но первой компанию покинула Анна: в 1881 году она переехала с мужем и детьми в другой город. Творческое наследие Анны Сару хранится в семье ее потомков.
В холодную ночь с 16 на 17 декабря 1859 года в своей резиденции, замке Фредериксборг, признанном шедевре скандинавского ренессанса, построенном в 1620 году, король Фредерик VII потребовал затопить камин, хотя знал, что дымоход неисправен. В результате случился пожар, оставивший от замка только руины.
Спустя сорок лет, в 1900 году Кристиану и Иоганну пригласили провести экспертизу шпалер замка и составить свое мнение о возможности их реставрации. Восстановление замка спонсировалось в том числе владельцем пивоварни Carlsberg, Я.А. Якобсоном, ратовавшим за создание в замке музея. В 1882 году замок приобрел статус Музея национальной истории и открылся для свободного посещения публикой.
В течение трех лет Кристиана и Иоганна ездили из Копенгагена в город Хиллерёд, где находится замок, и изучали обоженные огнем пожара шпалеры. Спустя три года отчет был готов, и художницы согласились лично взяться за реставрационные работы, для чего им нужно было переехать в Хиллерёд. Женщины согласились. Было принято решение о продаже магазина, просуществовавшего ровно тридцать лет, с 1873 по 1903 годы.
И тут пути Кристианы, Иоганны и Клары Вейвер, женщин, чьи взгляды на современную вышивку совпадали, наконец, пересекаются. Клара Вейвер покупает предприятие с громким именем, а Кристиана Константин-Хансен и Иоганна Биндесбёль переезжают в провинцию, и начинают работу в королевском замке-музее.
Кристиана скончалась в возрасте 76 лет, в 1925 году, когда работа над реставрацией не была завершена. Иоганна заканчивала ее одна.
Продолжение https://zen.yandex.ru/media/id/622e4d4ef53aef1fff17bf41/62332026b8ef5e0d9efbba10
Обратите внимание на эту роспись стены в замке Фредериксборг. С этим сюжетом мы еще встретимся в нашей истории.