Найти тему

МАКДОНАЛЬДС. Бургеры - любить или забыть? Экскурс в историю и немного лирики...

Ещё немного страстей о Макдональдс.

В связи с закрытием сети Макдональдс в России слышу и тут и там нотки сожаления.

Да, для целого поколения людей, даже в России бургеры являются самой обычной едой и кажется, что они были всегда.

Уверена, если закроют все американские заведения, точно никто с голоду не умрёт. Совсем недавно вспоминали баранки и бублики, чем они хуже? Предприимчивые евреи создали в Америке целую индустрию на бубликах, превратив их в бейглы и успешно конкурируют с монстрами бургерного дела.

Так или иначе, нельзя отрицать, что бургеры прочно вошли в нашу жизнь. Как будет развиваться их судьба в России неизвестно, а пока вспомним историю.

Как американцы то до них додумались?

-2

Прообразом современного бургера можно считать сэндвич. В XVIII веке Джон Монтегю, 4-й граф Сэндвич был страстным игроком и чтобы не пачкать рук за карточным столом, придумал держать кусок говядины между двумя кусками хлеба.

Тогда это изобретение вызвало интерес среди знати, но в массы не пошло, уж очень дорого было мясо.

Почему ГАМБУРГ?

-3

В конце XIX века мясо стало доступно не только для богачей. Тогда же в нью-йоркских ресторанах появился “гамбургский стейк”. По сути это была просто огромная мясная котлета. Почему ей дали такое название, есть несколько версий, возможно рецепт привезли немецкие эмигранты, приплывшие в Нью-Йорк из порта Гамбург, а может его придумали владельцы закусочных в Нью-Йорке, пытавшиеся заманить в свои заведения работавших в порту немецких грузчиков и матросов.

Вскоре “гамбургские стейки” перекочевали из ресторанов на уличные лотки. Лоточники продавали свою снедь на ярмарках и оживлённых улицах возле заводов и фабрик. Так основными покупателями нового блюда стали спешившие на смену работяги.

Именно уличные торговцы поняли, что котлету неудобно есть на ходу. И неизвестно кто именно догадался расплющить котлету и продавать между двумя кусками хлеба, но изобретение быстро подхватили во всех штатах.

ДЕБЮТ

-4

в 1904 году бургеры произвели настоящий фурор на Всемирной выставке в Сент-Луисе, штат Миссури. Необычное блюдо, которое можно было есть, не прерывая процесса знакомства с экспозицией, гостям выставки очень понравилось. Тогда же первоначальную версию бургера стали называть гамбургером — сказалось происхождение от “гамбургского стейка”.

ЗАБВЕНИЕ

-5

Казалось бы, после триумфа на выставке гамбургеры должны стать очень популярными, но нет. О них забыли на ближайшие 10 лет. Благодарить за это стоит вышедшую в 1906 году книгу Эптона Синклера “Джунгли”, где он красочно описал жуткую антисанитарию, царившую на мясокомбинатах того времени. И тысячи американских потребителей испытывали отвращение от гамбургеров. Не добавила бургерам популярности и Первая мировая война. Немецкие названия в меню стали переименовывать и гамбургер стал "бургером свободы", но это название не прижилось. И американцы совсем забыли о своих любимых бургерах.

ПОПУЛЯРНОСТЬ

-6

Возвращать доверие публики пришлось долго. В 1916 году повар по имени Уолт Андерсон открыл ларёк с гамбургерами в городе Уичита, штат Канзас. Андерсон доработал рецепт блюда, добавив в него луковые кольца, и изобрёл классическую булочку для гамбургера, но главным нововведением Андерсона стала открытая кухня. Стремясь продемонстрировать, что его гамбургеры созданы только из качественных продуктов, Уолт готовил их у всех на виду.

Новая система пришлась по душе публике, и в 1921 году Андерсон, заручившись поддержкой бизнесмена Билли Ингрема, открыл в Уичите сеть ресторанов White Castle. Владельцы “Белого замка” строго следили за качеством продукции, вкладывались в обучение персонала и старались, чтобы во всех ресторанах сети гамбургеры готовились по единому рецепту. Они первыми вложились в рекламу, публикуя в газетах купоны на скидки, и договорились с университетами, которые начали публиковать научные исследования о питательности гамбургеров. Да! бургеры на заре существования позиционировались как полезная и здоровая пища!

ЗОЛОТОЙ ВЕК

-7

“Белому замку” удалось вернуть к бургерам доверие американцев, и у сети быстро появились подражатели. Плюс к этому на базе классического гамбургера было разработано множество вариаций — чизбургер (с сыром), чикенбургер (с куриным мясом), фишбургер (с жареной рыбой) и так далее. Для краткости всё это разнообразие стали называть бургерами. Тут появились инновации в области транспортировки и хранения продуктов, благодаря чему себестоимость бургеров снизилась. В итоге к началу Второй мировой войны бургеры в США стали блюдом не только привычным, но и доступным для всех. И заведения, которые их продавали назывались так, насколько хватало фантазии владельцам.

МАКДОНАЛЬДС

-8

В 1940 году Ричард и Морис Макдоналды открыли в калифорнийском городке Сан-Бернардино первый ресторан McDonald's. В первоначальном меню было представлено 25 блюд, начиная хот-догами и заканчивая барбекю, но проанализировав продажи, братья поняли, что 80% выручки им приносят бургеры.

Макдоналды ввели систему “быстрого питания”: сократили меню, ускорили производство и стали нанимать подростков, чтобы сэкономить на заработной плате. Они же первыми позволили клиентам забирать свой заказ, не вылезая из машины. Для целого поколения американцев бургеры от McDonald's стали чётко ассоциироваться с дальними путешествиями на авто и ощущением безграничной свободы.

В 1961 году Макдоналды продали компанию за 2,7 млн долларов амбициозному предпринимателю по имени Рэй Крок. Крок окончательно стандартизировал меню и вложился в агрессивную рекламную кампанию, и к середине шестидесятых годов “Макдоналдс” превратился в общенациональный бренд, руками и ногами продвигающий фастфуд, а значит, и бургеры в массы.

БИТВЫ ТИТАНОВ

-9

К семидесятым годам в Америке насчитывалось уже свыше 600 бургерных ресторанов, принадлежавших трём десяткам конкурирующих сетей. “Макдоналдс” являлся безоговорочным лидером, и только одна компания осмелилась бросить вызов гиганту.

В 1954 году флоридские предприниматели Дэвид Эджертон и Джеймс Маклэмор купили фастфуд-сеть Insta-Burger King. Сеть приносила убытки, но Маклэмор вложил в её расширение все сбережения: он был уверен, что недостаток клиентов связан исключительно с неизвестностью сети. Сеть отказалась от приставки Insta, начала готовить котлеты на открытом огне и ввела в меню “Воппер” (Whopper, “громадина”) — на тот момент самый крупный бургер в истории фастфуда.

Продажи за несколько недель выросли на 40%! Всю полученную прибыль инвестировали в развитие сети и агрессивное продвижение. Burger King первым вложился в телевизионную рекламу и первым же бесцеремонно “прошёлся” по конкурентам в собственных роликах.

Соперничество компаний затянулось на несколько десятилетий. В ответ на “Воппер” McDonald's предложил “Биг Мак”, “Филе-о-фиш” и утреннее меню с “МакМаффином”. Когда Burger King переманил к себе Дона Смита, третьего человека в компании и протеже самого Крока, Крок нанял гурме-шефа Рене Аррена, готовившего голливудским звёздам и вашингтонским политикам. Когда Burger King вывел на рынок сразу четыре новых куриных сэндвича, McDonald's ответил появлением “Чикен МакНаггетс” и детского меню. “Хэппи Мил” произвёл такой оглушительный фурор, что сегодня “макдак” — не только лидер на рынке фастфуда, но и крупнейший распространитель игрушек в мире.

Годы “бургерных войн” застолбили за Burger King второе место на рынке фастфуда, но сравниться с McDonald's создателям “Воппера” так и не удалось.

Несмотря на то, что бургерные заведения безумно популярны во всём мире, всё же это абсолютно американские истории, которые в своё время ворвались к нам, чуть только приоткрылся железный занавес. Я и сама помню как стояла 3,5 часа в очереди в единственный в то время Макдональдс на Пушкинской площади, где до этого находилось кафе "Лира", воспетое в одноименной песне "Машины времени".

Когда было больше счастья? В очереди под дождём, и ожидании неведомой еды или когда пели под гитару о кафе "Лира" и при этом радовались ржаному хлебу с солью и подсолнечным маслом?....

Но это, лирическое (простите за каламбур) отступление.

Всё это было и в каждое время счастливы были по своему.

Сейчас хочется всем вместе пожелать, чтобы настали мирные времена, а уж радоваться жизни с бургером или бубликом, это как получится.

Самое главное, будем добрее друг к другу! К тем, кто рядом, тогда и вокруг всё будет хорошо!

Ещё больше кулинарных историй и интересных рецептов на нашем Телеграм канале, всем будем очень рады!!!

https://t.me/culinar_storis