Здравствуйте, дорогие читатели!
Наш коллектив рад приветствовать Вас на странице Студенческого научного журнала «Коммуникология»! Студенческий научный журнал представляет вашему вниманию новую статью-заметку - "Процесс формирования кумиров у молодого поколения".
Жизнь каждого человека – это путь, разделённый на особые, не похожие друг на друга, этапы. Одним из таких этапов является подростковый период, когда человек только только начинает поиски себя в этом безумном мире. Подростку важно понимать, какой личностью он является, что он может из себя представлять, а ответ на свой вопрос молодые ребята часто находят в ярких и привлекательных образах медийных личностей, персонажей телесериалов и фильмов, в образах музыкантов, актеров и блогеров. Нас, в свою очередь, заинтересовал вопрос: "Каким образом современное поколение выбирает себе кумиров?" - предлагаю вам вместе с нами отыскать на него ответ. Поехали!
Подростковый возраст.
Стоит отметить, что современный подростковый возраст можно назвать периодом максимального увлечения телевизором и интернетом, поэтому большую часть какой-либо информации молодые люди черпают именно оттуда, другими источниками современные подростки, по тем или иным причинам, пренебрегают.
Для начала, возьмём на небольшой обзор младшую возрастную группу подростков (12–16 лет) - А. В. Мудрик в ходе исследования роли СМИ в процессе социализации подростков выяснил, что фильмы, телесериалы несут нормативную функцию для молодого поколения. Подростки воспринимают отношения между героями, ситуации, происходящие с ними, как реальные, и потому полагают, что данные модели поведения референты в жизни. Многие, в последствии, в определенных ситуациях начинают руководствоваться именно образами поведения вымышленных персонажей, а не реальными поведенческими моделями, что явно говорит нам о сильной зависимости современных подростков от произведений массовой культуры. Совершенно ясно, что наиболее впечатляющие образы могут прямо повлиять на мировоззрение юного зрителя в возрастной категории от 12 до 16 лет, однако молодые люди от 18 до 25 лет более избирательны и недоверчивы к образам массовой культуры, к высказываниям различных медийных личностей и СМИ. Перейдем к рассмотрению данной возрастной группы.
Юношеский возраст.
Как было сказано выше, зрители данной возрастной категории являются более избирательными и критически настроенными, в доказательство можно привести опрос С. Б. Абрамовой, результаты которого показали, что юноши и девушки в возрасте от 18 до 25, считают, что нельзя назвать какого-то человека своим идеалом, кумиром.
«Нужно чётко понимать, какое основное достоинство, чему именно ты можешь научиться у этого человека, а не «копировать» его бездумно».
Молодежь отдаёт предпочтение учиться у близких людей: родственников, родителей, преподавателей, перенимая их жизненный опыт. Процитирую одного из опрошенных подростков:
«Я не говорю уже о своих родителях, это само собой разумеется», «Я думаю, это правильно – ровняться на родителей в какой-то степени, но без фанатизма. Смотреть на их жизнь, брать самое лучшее, учиться на их ошибках».
В общении с близкими молодые люди обращают внимание на такие качества, которые не возможно было бы увидеть в публичных личностях, по причине наигранности их эмоций, чувств, актерского поведения и образности действий. Раньше подростки вдохновлялись героями любимых книг, “перенимали” их поведение и манеру общения, использовали крылатые фразы с бумажных страниц в реальной жизни, но сегодня ситуация складывается немного иначе. Для большинства современных подростков книга — это больше не “лучший подарок”. По данным научной статьи из журнала PPMC за 2020 год, меньше 20% современных подростков читают книги, газеты или журналы каждый день, но при этом больше 80% из них постоянно сидят в социальных сетях. На первый план вышел Интернет с его сервисами, стриминговыми платформами и видеохостингами. Именно там сегодняшняя молодежь чаще всего находит себе кумиров и лидеров мнений.
По данным опроса, проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения, и исследования на тему «Кумиры современной молодежи», лидирующие позиции заняли поп- и рок-звезды (47% опрошенных отдали предпочтение им), что говорит нам, как исследователям, ровно об одном - мир изменился и очень сильно.
Получается так, что герои нашего времени- это не литературные персонажи, не исторические личности, не спасатели, не врачи, не учителя, а блогеры и музыканты - современные "звёзды". Подростки 21 века отдают свои умы и сердца именно им, забывая о подлинных героях.
Очень сильно изменились привычки молодежи в поиске кумиров, также поменялись многие образы, привлекающие молодое поколение, однако можно с уверенностью утверждать, что некоторые поведенческие модели все ещё остаются актуальными для современного поколения. Так, подростков во все времена манили бунтующие, самоуверенные, загадочные типажи. Если раньше они находили их на страницах книг, то сегодня они уютно устроились в их плейлисте.
За примером далеко ходить не надо - достаточно сравнить главного нигилиста XIX века Евгения Базарова и самого популярного русского рэпера по данным Google 2017 года — Фэйса.
“Мне не надо друзей, мне не надо подруг...”- поет исполнитель в одной из своих композиций. Базаров также “выступает” против дружбы.
Дружеские отношения Базарова и Аркадия в конце концов дают трещину, герой остается один со своими жалкими двойниками: Кукшиной и Ситниковым. Как обстоят дела у Фэйса мы, к сожалению, не знаем.
Фэйса и Базарова также объединяет вызывающий внешний вид. Бакенбарды, старая одежда, густые длинные волосы — все это нигилист из произведения “Отцы и дети”, чей стиль является очень непривычным для того времени. Аналогично Базарову, Фэйс “отпускает” волосы до плеч, а также делает татуировки на лице, что становится своеобразным протестом, как и у Евгения Васильевича.
Кроме того, обоих "героев" связывает их отношение к государству и обществу. Взгляды рэперов часто называют антиправительственными, а сам Иван "Фэйс" даже посвятил музыкальный альбом теме власти и взаимоотношениям с ней. Базаров, как и Фэйс, противостоит устоявшимся ценностям, его недовольство направлено на устаревшие традиции и царящие в обществе порядки, Фэйс же не борется с современным обществом, наоборот, он является его полноценной частью, лишь рисуя для окружающих образ "нигилиста", которым он, естественно, не является.
Таким образом можно утверждать, что, данный типаж становится неким клише, антипримером, который, как известно, всегда привлекает подростков, романтизирующих подобное поведение. У каждого поколения появляются свои кумиры, которые не всегда понятны предыдущему. Однако, если внимательнее присмотреться, можно заметить общие черты среди “героев” разного времени. Важно помнить, что подростковый бунт и романтизация “плохих парней” при нормальном развитии не будет длиться вечно. Вкусы меняются, и представления о жизни — тоже, со временем на смену экстравагантным поп-звездам приходят выдающиеся ученые, политики или публицисты.
Спасибо за просмотр, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
С уважением, редакция СНЖ "Коммуникология".
Редактор: Юлия
Дизайн картинки: Элина