Найти тему

Китайсий угар

Как говорил Горький: "Химия - это область чудес"!

В получасе езды от Пекина, на берег Бохайского залива Тихого океана стоит один из четырех городов центрального подчинения Китая – Тяньцзинь, который по праву считается одним из родных мест зануднейшей, невыносимой для европейца - китайской оперы.

Этот огромный город у нас малоизвестен, хотя он больше, чем Москва и по площади, и по населению. Его университеты одни из лучших в Китае. В его компьютерном центре работает суперкомпьютер Тяньхэ-1А, затоптавший крэйевского ягуара. Аирбас клепает тут свои A320, Тойота и Рено– машины, но самое главное - Тяньцзинь крупнейший транспортный узел севера Китая.

Через пакгаузы аэропорта Биньхай и портовой зоны, который раз в пять больше чем Большой порт Санкт-Петербурга, проходит туева хуча грузов из 180 стран мира. Неимоверное количество крупных и мелких компаний занимаются логистикой, сортировкой, складированием, распределением, процессингом грузов.

Одна из таких контор ООО “Жуйхай Логистик” с уставным капиталом в 5000 юаней, эта страшная сумма на самом деле где-то 800 долларов. Относительно небольшая компания со штатом в 70 человек, склад в 46226.8 квадратных метра в припортовом районе Биньхай. На западе склад примыкал к автостраде, за которой находится конечная станция линии метро, на юге и юго-западе лежат кварталы многоквартирных домов, рядышком стоянка готовых иномарок. Козырное место, короче!

Компания с переменным успехом вела свою деятельность уже четыре года. Не без труда и мзды ей удалось стать основным операторам порта по транспортировке опасных химических веществ, остальные 40 припортовых компаний вообще лицензии на эту деятельность не имели. Следует отметить, что работа с отравой, взрывчаткой и не менее интересными вещами не мешала руководству с чистокитайским пофигизмом забивать огромный болт на отчетность, а временами и на продление лицензии.

Невероятный пофигизм китайцев, это вообще особый феномен, лично у меня твердая уверенность, что принудить их хоть к какой-то дисциплине можно только под страхом неимоверно жестокой и кровавой расправы, как поступали все императоры Поднебесной, Мао, Ли Куан Ю или Чан Кайши. Добрые, очень жизнерадостные и невероятно трудолюбивые китайцы, без откровенной и явной угрозы свирепой кары, всегда будут делать “как удобно”, а не “как надо”.

Поздним вечером 12 августа 2015 года, где-то с 22:50 начали поступать звонки о пожаре на контейнерном складе. Вспыхнул перегревшийся на солнце контейнер с нитроцеллюлозой. В чистом виде она из-за низкой термостойкости неприменима как взрывчатка, но существует неисчислимое множество реальных и фантастических взрывчатых составов с её применением... Даже такие экзотические, как нобелевский “гремучий студень”. Жители окрестных домов прильнули к окнам, достав мобилы, чтоб заснять приезд пожарных во всей красе.

Вы спросите: “А хрен ли там делали жители окрестных домов? Вообще, откуда у склада с тоннами взрывчатки и отравы жилые дома?” И будете правы…домов там по всем законам быть не должно в радиусе километра. Застройщики района из China Vanke потом клялcя на допросе: “Ой-вей, не ходите по моим нервам, как по Гуолоу, гражданин начальник! Зачем мне эти вырванные годы, я вас спрашиваю? Разве ж я мог думать об больного на голову поца! Он таки явно дал хабара за возможность тулить большую динамитную шашку прям-таки у моих домов…”. Дома построили в 2010, склад химикатов развернули в 2011. Как потом показало следствие на нем была масса контейнеров с несоответствующими декларациям грузами или попросту левых. Да и само разрешение на склад также было выдано незаконно.

Пожарные не заставили себя ждать, с огнем им справиться не удалось, но, примчавшись на объект, они начали заливать горящие контейнеры водой и это окончательно выпустило из бутылки неистового химического джина. По версии следствия, вода попала на карбид кальция, проще говоря загасила известь, в атмосферу поперло огромное количество ацетилена. Струя ацетилена, выпущенная на открытый воздух, может загореться от малейшей искры, в том числе от разряда статического электричества с пальца руки. Рядышком были контейнеры с аммиачной селитрой, чего быть не должно. Идеальная взрывоопасная среда была создана…

В 23:30 грохнуло и все накрыло огненное зарево. Это был взрыв в 3 тонны тротилового эквивалента. Многие подумали, что в воздух взлетела заправка или взорвался газ. Но, через полминуты — уже ебнуло по-настоящему. С такой мощью, что окна, заборы, двери разлетелись в пыль. Местная сейсмологическая служба оценила второй взрыв - в 21 тонну тротила. Город тряхнуло так, что местные приняли это за начало землетрясения. Ударная волна вышибла все стекла в радиусе 2 км и раскидала 18 тысяч контейнеров как картонные коробки. Прилетевшие фрагменты арматуры вспарывали асфальт, как осколки фугаса превращая в швейцарский сыр дома и припаркованные машины. Теперь огонь накрыл 20 000 квадратных метров, в том числе и 5 тысяч новых Volkswagen, BMW, Toyotа и Mazda на соседней от склада стоянке. Взрывной волной было повреждено здание национального суперкомпьютерного центра. Хотя суперкомпьютер Тяньхэ-1А не пострадал, было принято решение отключить его от греха.

Но все это было не худшая новость. Взрывы разнесли в щепу контору склада со всей документацией. Понять, что где теперь было практически невозможно, а наборчик был еще тот: калий, натрий, хлорат натрия, каустическая сода, трихлорэтилен, циклогексилан, диметилдисульфид, муравьиная кислота, 500 тонн калийной селитры, 800 тонн аммиачной селитры, и вишенка на торте в виде 700 тонн цианида натрия, ничем не уступающего цианистому калию по способности задушить человека изнутри.

К месту пожару понеслось все, что было красного цвета и могло выть – сразу 100 расчетов, это более 1000 пожарных. Началась эвакуация пострадавших, на тот момент их набралось не меньше 6 тысяч и разбор завалов в поиске уцелевших при взрыве. К сожалению, практически все, кто начинал тушение пожара погибли.

С огнем боролись всю ночь и половину следующего дня, но пламя не сдавалось. К 14:30 химвойска и начали делать пробы почвы и воды – глазки китайцев округлились до европейских. На трех из развернутых двенадцати станций слежения показания концентрации цианида были превышены, на одной аж в 27 раз. Теперь эвакуация начиналась в зоне трех километров, армейские тут же приступили к дезактивации заразы перекисью водорода и строительству заграждения из мешков с песком и насыпного грунта. Метеорологи неусыпно следили за ветром и осадками - цианид натрия легко растворяется в воде, а потому сильные дожди в этом районе могут привести к неконтролируемому распространению отравляющих веществ, проще говоря уничтожить всю фауну. Ядовит мог быть даже воздух в зоне поражения.

За время ликвидации последствий взрыва несколько раз выпадали едкие дожди из белой пены, передохло несколько тысяч рыб. Впрочем, говорят это от естественных причин. Можно сказать, все обошлось мелочами, если учитывать потенциал 3000 тонн начинки склада.

По итогам: 175 человек погибло, 797 оказалось в больницах, десятки в критическом или тяжелом состоянии, 8 человек так и не удалось найти. Среди погибших и раненных оказалось много спасателей и пожарных. Люди, которые первыми пришли на помощь пострадавшим, не знали, что работают на зараженной территории.

Кары не замедлили себя ждать, по итогу расследования МГБ КНР, которое завершилось в феврале этого года арестованы 12 подозреваемых, в том числе директор компании Ю Сюэвей, его заместитель, а также сотрудник другой компании, который помог “Жуйхай Логистик” незаконно получить заключение о соблюдении норм безопасности. Одновременно высшее надзорное ведомство Китая сообщило о расследовании в отношении 10 чиновников и сотрудников администрации порта, которых подозревают в пренебрежении должностными обязанностями. Среди них президент порта Тяньцзинь Чжэн Цинйе, руководитель региональной транспортной комиссии, высокопоставленный чиновник министерства транспорта Китая, по версии прокуратуры, они могли нарушить закон, предоставив логистической компании право работать с опасными материалами.