Найти в Дзене

Чем поможет театральная студия, если для вашего ребенка чтение — подвиг, а не удовольствие

Нечитающие дети — проблема для современных родителей уже не новая, но по-прежнему болезненная. Особенно если сами родители разговаривают цитатами и пакуют по три книжки в чемодан, чтобы в отпуске наконец-то спокойно почитать.

Впрочем, немудрено. Даже крошке Алисе летним деньком где-то в 1860-х показалась скучной книжка без картинок и разговоров — то ли дело белый кролик с часами, скорее за ним в нору! У современных детей — своя Страна Чудес: мультики, говорящие игрушки, вотсап, ютьюб. Мозг, загруженный пестрой информацией, стремится свернуться клубочком и отдохнуть вместо того, чтобы заниматься дешифровкой плотного массива букв. Смех смехом, но за нежеланием читать часто скрываются проблемы куда более серьезные — неумение понять смысл текста, выделить главное, выстроить логические связи. Следом — литры крови и горы времени, потраченные на школьную домашку, плохая успеваемость, а там тревожный родительский мозг уже на грани паники и рисует картины одна мрачнее другой.

Если танцы с бубнами и прочие средства из традиционного родительского арсенала не срабатывают — пожалуй, пора сменить тактику. Попробовать подойти к книге со стороны удовольствия, сотрудничества, игры. Панацеи, как известно, не существует, но для многих нечитающих детей работа с текстом в театральной студии открывает дверь в огромный книжный мир.

Писательница Анна Старобинец подписывает студийцам книгу "Зверский детектив", по которой ребята только что сыграли спектакль
Писательница Анна Старобинец подписывает студийцам книгу "Зверский детектив", по которой ребята только что сыграли спектакль

Разбор текста как расследование

Для ребенка чтение — весьма трудоемкий процесс, и эта сложность часто перевешивает удовольствие. Есть масса форматов, позволяющих добыть информацию легко, ничего не достраивая в голове: ютьюб-каналы, кино, лекции. Великолепные научно-популярные книжки, где сложное расставлено по полочкам и рассказано доступными словами.

Чтение же художественной литературы, а мы говорим прежде всего о ней, похоже на распаковку заархивированного файла: в небольшом по объему тексте содержится гораздо больше смыслов, чем лежит на поверхности слов. Приходится задавать вопросы, чтобы докопаться до сути. Именно этим занимаются в театральной студии. Чтение здесь не самоцель, а инструмент, ключ к разгадке, а разбор текста — настоящее расследование. Таким образом, ребенок из скучающего читателя превращается в со-чувствующего, со-мыслящего, соавтора. Он вовлечен в процесс, готов к спору, разоблачениям, открытиям.

Внимательность к герою рождает внимательность к себе и окружающим. Постоянная примерка разных ролей — процесс двояконаправленный. С одной стороны, влезая в шкуру персонажа, ребенок-актер вникает в его мотивацию, понимает, как с ним взаимодействовать. С другой — учится распознавать себя. А именно в этом педагоги «Детей райка» видят одну из своих целей — помочь ребенку осознавать себя и исходить из своей точки зрения: а как я думаю? чего я хочу? как бы я поступил в этой ситуации?

Писательница Нина Дашевская заглянула на репетицию
Писательница Нина Дашевская заглянула на репетицию

Что имел в виду автор?

Разумеется, ситуация должна быть адекватна опыту читателя. Книга — прежде всего сопереживание, узнавание: да это ж про меня! К сожалению, основной массив классических школьных текстов — «не про меня». Скажем, одиннадцатилетке понять, «за что Герасим утопил свою Муму», не зная ни истории, ни культурного контекста, ни элементарно трети слов в рассказе — ну невозможно. Даже грандиозный Жюль Верн, даже советские классики с кучей теперь уже непонятных реалий — далеки.

Поэтому в «Детях райка» прежде всего обращаются к современным текстам. Это не уступка и не заигрывание с детьми. Это сознательное желание видеть и чувствовать, что для них действительно важно, следить за тем, что рождается в культуре прямо сейчас.

Далеко не вся современная детская литература — примитивная и беспринципная, как иногда кажется родителям. Она очень разная: смешная, жесткая, трогательная, предельно честная. Мы точно знаем. В студии следят за книжными новинками, сотрудничают с ведущими детскими издательствами, проводят презентации, мастер-классы, чтецкие конкурсы. К тому же всегда готовы дать дельный совет — для этого есть заведующий литературной частью, который поможет подобрать нужную книжку. И, кстати, не обязательно мучиться вопросом «а что же имел в виду автор?» Можно этого самого автора спросить — так оно частенько и бывает на читках в «Райке».

Книги в подарок победителям чтецкого конкурса "PROЧТЕНИЕ"
Книги в подарок победителям чтецкого конкурса "PROЧТЕНИЕ"

От Хармса до Шекспира

О том, каковы результаты, можно судить по студийной афише. Нина Дашевская и Даниил Хармс, Сергей Михалков и Сергей Седов, Роальд Даль и Джером Д. Сэлинджер, Астрид Линдгрен, Роберт Бернс, Анджела Нанетти и Фредрик Бакман (хотя это отдельная история) — и это только малая толика.

Еще показательнее список авторов, которых ученики выбирают для чтецкого конкурса. Ежегодное PROЧТЕНИЕ — это большое событие в студийной жизни, а для детей — не только опыт сольного выхода на сцену, но и возможность обмена идеями, в том числе и книжным опытом. «Репертуар сумасшедший, — делится впечатлениями Нина Дашевская, прекрасная детская писательница и член жюри конкурса в 2019 году. — Маша Рупасова, Юля Симбирская, Лёша Олейников, “Цацики”, “Вверх по лестнице”, “Матильда”, дневник Анны Франк, Даша Доцук, Хармс, Заболоцкий. Цветаева. Чехов. Шекспир». И каждый текст по любви, а как иначе.