Отовсюду мы слышим стоны
И. Ильф и Е. Петров, “Двенадцать стульев”
Сегодня стоны эти по большей части враждебные (весь спектр от порицания до биологической ненависти), по меньшей – самобичевание по поводу национального стыда. Первые исходят от наших, как стало принято говорить, бывших западных партнеров. Но об этом позже. Вторые исторгают соотечественники – те, что с особенно тонкой душевной организацией и исключительно богатым внутренним миром.
Этих мы прекрасно знаем – общая их черта – современность, противопоставление себя всему отсталому, “совковому” (презрительная гримаса). Homo modernus. Они более или менее успешны на своем прикладном поприще, они ждут презентацию нового айфона, они любили путешествовать по Европе и огульно восхищаться ей (разумеется, опять- таки, противопоставляя). Вообще термин по-европейски – это высшая похвала чему бы то ни было. Они по-детски чисто любят демократию и европейские ценности, они за все хорошее, против всего плохого и готовы отстаивать свои гуманистические убеждения самыми серьезными методами, например, массово размещая на аватарках услужливо предоставленные Фейсбуком (*запрещен на территории РФ) рамочки с флагами иностранных государств. Кстати, во время многотысячных протестов в Казахстане, в отличие от, например Беларуси, рамочек не разработали, а значит поддерживать это движение посчитали несовременным и неинтересным. Фейсбук, как показали последние события, решил сбросить маскировку в виде хипстерских сочувственных аватарок и перейти к более решительным действиям.
Возвращаясь к текущим стонам – зерно упало в удобренную и взрыхленную почву. Ведь вот же! Вот очередное подтверждение неказистости “этой страны”. Ведь тема империи зла вполне укоренилась в умах современности: тут и упыри-большевики, свергающие (!) прогрессивного царя, и миллионы невинно убиенных в ГУЛАГе (вот прям в Главном управлении) и, конечно, победа вопреки – в общем весь набор. Даже всемирно признанный факт (пока что) нападения нацистской Германии и статус СССР как жертвы агрессии нивелируется многолетними мантрами “Сталин сам хотел напасть, да не успел” – ведь так картина мира выглядит гораздо более цельно, не правда ли? Ну и само собой – процветание Америки и Европы достигнуто благодаря правильному – цивилизованному – пути (права человека, сменяемость власти, гласность и все прочие благости демократии).
Разбираться в историческом контексте, объективных обстоятельствах, прилагать критическое мышление в данном случае представляется излишним – стыд и покаяние все это заменят, главное быть в струе современности и вовремя вывесить правильный, любезно предложенный Фейсбуком значок.
При этом необходимо оговориться: вовсе не значит, что все эти люди изменники, и хотят передать свою страну под цивилизованный западный протекторат. Не все. Большинство homo modernus искренне желает стране и себе в ней процветания и надеется достичь этого через торжество европейских либеральных ценностей. И многие, опять же совершенно искренне, уверены, что сменим, скажем, одного человека наверху, и сразу к нам избушка-Европа лицом повернется, трогательно смахнет старческую слезу и, раскрыв объятия, примет, наконец, блудного сына. И всё простит.
Так ли это? И тут мы возвращаемся к первому и основному источнику враждебных стонов – иноземному.
Какова основная отличительная черта Европы? Давайте взглянем на карту. Что первым делом бросается в глаза? Правильно – ее компактность. Это уникальный, единственный в мире регион, где на столь незначительной территории располагалось бы такое количество государств, наций и культур.
Эта исторически сложившаяся компактность определила психологию европейца: все мы соседи, все мы свои (кто-то больше, кто-то меньше). Вот здесь живу я, тут рядом – мой сосед Йохан, там за речкой – Жан-Поль, а во-он за той горой – Джузеппе. И все мы друг к другу привыкли, и все мы друг другу близки и главное – понятны. И пусть Жан-Поль немного картавит и иногда лакомится лягушками, и пусть Джузеппе смешно жестикулирует, всё равно – это соседи. Иногда, конечно, случаются конфликты, но это все обыденно и очень цивилизованно – мы же все культурные люди (даже Джузеппе).
Компактность сыграла с самосознанием европейцев следующую штуку. В обывателе она поселила идею о нормальности такого уклада и, как следствие – своеобразную агорафобию – страх перед всем просторным и большим. Это ужасало, противопоставлялось компактной европейской культуре. С другой стороны теснота Европы диктовала расширение ее цивилизации за счет открытия и освоения новых территорий – огромных и, разумеется, диких. Просторные чужие земли просто не могут быть заселены культурными людьми – они же все здесь.
Не стало исключением и обширное пространство к востоку от Европы, на протяжении истории примерившее много названий и форм правления, но так и не изменившая отношения к себе цивилизованных европейцев.
Чтобы не быть голословными, предлагаем рассмотреть в качестве наглядного примера такое яркое явление, как сатирические политические карты. Они стали весьма популярны в Европе со второй половины XIX века и наглядно отображали взгляды официальной пропаганды на современную политическую ситуацию. Конечно, изображения здесь зависят от политических и военных союзов на данный момент – кого изобразить героически, кого высмеять, но все же большинство этих карт роднит одна черта.
Давайте же посмотрим, какая.
____________________________________
Итальянская карта 1870 года
Что же нам показывает Италия, к моменту создания карты завершающая процесс объединения своих земель и выход из-под австрийского гнёта (в том числе, при дипломатической поддержке России)? Все народы Европы на соответствующих клочках земли заняты своими компактными делами: кто-то пасет овец, кто-то музицирует, кто-то скучает. Некоторые устраивают даже потешную соседскую потасовку. И лишь огромный русский казак-людоед скалится на всех хищными зубами и размахивает окровавленным мясницким ножом.
Между тем конец 60-х годов отмечено многими любопытными событиями, инициированными достопочтенными европейцами. Англичане недавно потопили в крови восстание сипаев в Индии; проводится активная политика геноцида по отношению к североамериканским индейцам и народу маори в Новой Зеландии (так называемые Земельные войны); в США разгул ку-клукс-клана – линчевание негров и им сочувствующих; а в городах Европы открываются человеческие зоопарки, последний из которых будет закрыт только в 1958 году.
Но это всё своё, родное, понятное. А людоед с кровавым тесаком – известно, где.
__________________________________
Английская карта 1877 года.
Эта карта уже напрямую антироссийская и посвящена русско-турецкой войне 1877–1878 гг., в которой Британия симпатизировала, понятное дело, туркам, всячески противясь росту влияния России на востоке Европы. Здесь рождается неоднократно тиражировавшийся впоследствии образ России – огромного уродливого осьминога, тянущего, свои алчные щупальца во все стороны. Это уже напрямую противопоставляет Европу России, людей – чудовищу. Даже турок выглядит героически (все многовековые кровавые художества османов на Балканах опустим, это не интересно).
В 1876 году умирает последняя представительница народа Тасмании, полностью истребленного британскими колонистами («тасманийцы были бесполезны, поэтому все умерли»). Происходит ряд колониальных войн – само собой войн высокой белой цивилизации против дикарей-недочеловеков, например, Англо-афганская. В Индии по английским же владычеством свирепствует масштабнейший голод, само собой, среди местного населения. Но спрут – сами понимаете, кто.
_____________________________________
Швейцарская карта 1887 года.
Никаких европейских войн не происходит, складываются военно-политические союзы, нарастает гонка вооружений. Вся Европа суетится. Кто же выступит на этот раз главным антагонистом? Хмм... Огромный уродливый мужик с востока тянет свои загребущие ручищи к демократичным европейцам. Со всех сторон у этого мужика торчат виселицы, а за спиной, естественно, Siberia с тюремными этапами – так управляют в Московии, так будет и в богоспасаемой Европе, если жадные ручищи всё-таки дотянутся. Бойся, европейский обыватель!
А тем временем… На всех парах идет колониальный раздел Африки европейскими цивилизаторами; Франция захватывает Вьетнам, Англия – Бирму, предварительно жестко подавив национальное сопротивление. Гуру демократии американцы, устраивают бойню женщин и детей на ручье Вундед-ни, подводя черту под Индейскими войнами; а в Конго бельгийцы занимаются массовым отрубанием рук местному населению за невыполнение плана по сбору каучука и другими высококультурными мероприятиями. Но куда до них уродливой отсталой Руси…
___________________________________
Английская карта 1900 года.
Тут вновь уже знакомый нам осьминог, правда, на сей раз персонифицированный – в центре его туши русский царь – это для непонятливых. Щупальца душат Китай, Персию, Польшу, тянутся к Скандинавии и Балканам. Ну что тут скажешь… Империя зла – она и есть империя зла.
А что же происходит в этот момент в других точках глобуса? Англичане создают концентрационные лагеря в Южной Африке; восемь цивилизованных стран давят боксерское восстание в Китае (согласно карте – Китай душит исключительно Россия); германцы проводят широкомасштабный геноцид африканских племен, в кратчайший срок истребляя более 75-ти тысяч аборигенов; итальянцы вторгаются в Абиссинию; турки устраивают массовую резню армян; американцы аннексируют Гавайи. Всё в порядке, спрут назначен.
___________________________________
Венгерская карта 1914 года.
Начинается Первая мировая война. Европейские народы культурно и цивилизованно воюют друг с другом за колонии, рынки сбыта и мировое господство. Но, как говорится, в семье не без урода, который всегда норовит нарушить европейскую гармонию и даже гармонию войны. Это огромный русский пьяный Cossack (образ, по сей день прописавшийся в западном кинематографе), похваляющийся несметными полчищами черкесов и татар. Это он, он сильнее всех хочет всемирной гегемонии!
_______________________________________
Американская карта 1938 года.
Ну тут всё просто – мир добра и мир зла. Взгляд, дошедший практически без изменений до наших дней: приравниваем социализм к фашизму, и дело в шляпе!
_____________________________________
Французская карта 1939 года.
Европа погрязла в войне, а обнимающий медведя и, разумеется, кровавый Bolshevik отпихивает ее от себя сапогом – вот негодяй. К нейтральным испанцу и турку никаких претензий – какие счеты между культурными людьми?
_______________________________________
Португальская карта 1953 года.
Началась холодная война. Медведе-казако-чекист кнутом держит в повиновении страны социалистического лагеря. Оно и понятно – как же может быть иначе. Все это отделено от остального – цивилизованного – мира клеткой зверинца. С какой стороны настоящие звери, всем очевидно.
_____________________________
Год 2016
Давайте теперь внимательно посмотрим, что же изменилось за прошедшие 150 лет?
Выводы каждый может сделать сам. Но некоторые общие просто напрашиваются:
- текущая ситуация не является чем-то принципиально новым и из ряда вон выходящим. Это лишь обострение исторического конфликта, который насчитывает не одно столетие;
- наивно полагать, что изменение общественно-политического строя внутри России и уж тем более смена фамилий правящей верхушки коренным образом изменит восприятие нашей страны цивилизованным Западом;
- из первых двух пунктов вытекает третий – понравиться коллективному Западу и пытаться стать своим – бесполезно.
А вот что тут нужно делать – давайте думать.