Найти в Дзене
Международная панорама

5 причин, по которым война на Украине — удар под дых для мировой продовольственной системы

Оглавление

Украина является «житницей Европы», и потому война на её земле потрясает все мировые рынки.

Ближний Восток и Северная Африка могут столкнуться с гораздо более высокими ценами на основные продукты питания, такие как хлеб | Мохаммед Хувайс/AFP через Getty Images.
Ближний Восток и Северная Африка могут столкнуться с гораздо более высокими ценами на основные продукты питания, такие как хлеб | Мохаммед Хувайс/AFP через Getty Images.

Угадайте, откуда Всемирная продовольственная программа ООН взяла более половины своих поставок для голодающих по всему миру в 2021 году? Да, с Украины. И когда эта «житница Европы» будет выбита из цепочек поставок и сетей помощи, мир это почувствует очень болезненно.

Война между Россией и Украиной - крупнейшими производителями продовольствия уже привела к резкому росту цен на зерновые, такие как пшеница, и к тому, что европейские правительства пытаются стабилизировать рынки.

Европа, вероятно, сможет выдержать эту бурю. Её фермеры готовятся к еще более высоким затратам на основные ресурсы, такие как удобрения и корма для животных, но потребители вряд ли увидят пустые полки супермаркетов. Затраты будут расти — особенно на такие ключевые товары, как подсолнечное масло, — но богатые западные экономики могут позволить себе диверсификацию.

Куда более тревожна картина в развивающихся странах, где страны, особенно на Ближнем Востоке и в Северной Африке, уже пострадавшие от засухи, могут столкнуться с гораздо более высокими ценами на основные продукты питания, такие как хлеб. И если люди будут голодать или не смогут прокормить свои семьи, скорее всего, последует политическая нестабильность.

Вот пять главных последствий кризиса для мировой продовольственной системы.

1. Рост цен на продукты питания

Украина является гигантским экспортером таких товаров, как пшеница, кукуруза и подсолнечное масло, но спецоперация России привела к тому, что вся торговля остановилась, потому что украинские суда не могут покинуть черноморские порты. Это уже оказывает серьезное влияние, поскольку цены на зерно и семена масличных культур подскочили до рекордно высокого уровня, и трейдеры беспокоятся о том, как долго продлится этот сбой. «В худшем случае экспорта из этого региона не будет еще пару лет», — сказал Олег Нивиевский, доцент Киевской школы экономики.

Хотя политики осторожно заявляют, что нехватки продовольствия в Европе не ожидается, Украина, тем не менее, является четвертым по величине внешним поставщиком продовольствия в ЕС, действуя как огромная огородная грядка. ЕС получает более половины импорта кукурузы, около пятой части импорта мягкой пшеницы и почти четверть импорта растительного масла именно с Украины.

Эти проблемы с поставками с Украины и России являются усиливающейся головной болью для тех, кто производит или выращивает продукты питания в ЕС, которые уже ощутили на себе рост цен на энергоносители и инфляцию, связанную с ковидом. В связи с резким ростом цен на продукты питания производителям пищевых продуктов в ЕС будет дороже приобретать сырье, в то время как европейские фермеры будут платить еще больше за удобрения, чтобы поддерживать высокие урожаи. Цена на удобрения — 30 процентов импорта ЕС приходится на Россию — уже взлетела на 142 процента по сравнению с этим же периодом прошлого года.

Все это выглядит мрачной иронией, поскольку фермеры из ЕС в течение многих лет жаловались на слишком успешный украинский экспорт. Обычно они рассматривали Украину как Бразилию на пороге своего дома, способную подорвать их позиции, наводнив рынок ЕС дешевыми продуктами питания. Всего несколько месяцев назад министр сельского хозяйства Франции Жюльен Денорманди имел в виду Украину, когда трубил о новом национальном правиле маркировки, которое поможет посетителям ресторана определить, попала ли курица на их тарелки из Франции или из других стран.

2. Страх перед голодом

В свою очередь, стремительный рост цен на зерно вызывает более широкие опасения, что миллионы самых бедных людей в мире будут бороться за то, чтобы прокормить себя.

В непосредственной зоне кризиса находятся страны, которые почти целиком зависят от Украины и России, - Египет, Тунис, Алжир, Марокко, Ливан и Турция. Согласно исследованию института Гэллопа, 48 процентов импорта пшеницы в Алжир приходится на Украину. Этим странам придётся обратиться к другим странам-экспортерам для покупки зерна, что еще больше подтолкнет вверх мировые цены.

Две воюющие страны являются тяжеловесами зерновых, на их долю приходится 29 процентов мирового экспорта пшеницы, а хлеб является основным продуктом питания во многих бедных странах, которые они обеспечивают продовольствием. Что касается России, никто не знает, захочет ли Москва продолжать экспортировать столько же продовольствия, как и раньше, или ограничит потоки. В всяком случае, пока правительство России ввело с 15 марта по 30 июня ввело запрет на вывоз за пределы страны пшеницы, ячменя, ржи и кукурузы.

Но поводы для беспокойства есть не только у стран, напрямую зависящих от Украины или России. Рост цен на продовольствие во всем мире затронет все самые бедные и наименее обеспеченные продовольствием страны, от Бангладеш и Мадагаскара до Йемена. По словам Матина Каима, профессора экономики сельского хозяйства Боннского университета, цены на зерно за первые две недели российской спецоперации на Украине выросли на 50 процентов. Он объяснил, что, поскольку трейдеры пытаются заменить такие культуры, как пшеница, рисом или ячменём, мировые цены на сырьевые товары растут по всем направлениям.

Агентства по оказанию помощи, скорее всего, увидят, что деньги, которые они собирают, не дадут ожидаемого эффекта. «Мы планируем наши закупки на несколько месяцев вперед, поэтому мы не смотрим на немедленные последствия других наших операций, но рост цен мы чувствуем сразу, транспортные расходы мы чувствуем», — сказал Джордан Кокс, руководитель отдела коммуникаций Всемирной продовольственной программы ООН, который назвал 2022 год «годом катастрофического голода».

Политические потрясения следуют по пятам за нехваткой продовольствия, и потому многие аналитики указывали на роль нехватки продовольствия как фактора революций арабской весны десять лет назад. Что касается политических проблем, Каим сказал: «Вероятность того, что это произойдет, очень высока, и это уже начинается».

Европейский комиссар по сельскому хозяйству Януш Войцеховский предупредил, что продовольственный кризис в других странах может «усилить миграционное давление на Европу».

Следующим большим испытанием для мировой продовольственной безопасности станет лето, когда, как и в ЕС, украинские фермеры уберут урожай. Если они сражались на передовой или полностью потеряли свои сельскохозяйственные угодья, перспективы могут быть мрачными. Пока рано говорить, можно ли будет посеять эти культуры этой весной.

3. Рост протекционизма

Что происходит, политик начинает беспокоиться, что не сможете прокормить свое население? Он закрывает границы, запасается едой и не даёт никому её экспортировать, как это сделано наше правительство в отношении зерновых и сахара. Растут опасения по поводу накопления и торговых споров. Министры Большой семерки собрались на прошлой неделе, чтобы направить срочное сообщение о важности отказа от введения торговых барьеров во время серьезных рыночных потрясений.

Но не все к нему прислушались. Венгрия ввела дополнительный контроль над экспортом зерна, заявив, что этот шаг не является полноценным запретом на экспорт, и вызвал резкое осуждение со стороны Европейской комиссии. Тем временем Турция, Аргентина и Сербия, а также сами Украина и Россия также ввели или угрожали ввести запреты на экспорт.

Все связано. «Если так поступают крупные экспортёры, то цены в остальном мире на международных рынках растут гораздо сильнее, и это наносит ущерб странам, зависящим от импорта продовольствия», — сказал Каим из Боннского университета.

Официальные лица США обеспокоены тем, что Китай стратегически накапливает продовольствие, чтобы иметь большее политическое влияние на страны Африки, зависящие от его импорта. Тем временем Франция ухватилась за кризис, чтобы доказать, что она была права с самого начала, проводя свою программу «продовольственного суверенитета» по усилению способности Европейского Союза прокормить себя за счет внутренних ресурсов, а не полагаться на все эти корма для животных с Украины, бразильские соевые бобы и российские азотные удобрения. Министр экономики Бруно Ле Мэр заявил на этой неделе: «Все французские стратегические предположения об энергетической и продовольственной независимости подтверждаются последствиями войны».

В тексте декларации, подписанной лидерами ЕС на встрече в Версале на прошлой неделе, они обязались увеличить собственное производство растительных белков в ЕС — традиционное слабое место обильно субсидируемой сельскохозяйственной системы ЕС.

4. Зеленые мечты рухнули

На спецоперация на Украине может обернуться тем, что Европе придётся отказаться от больших амбиций, направленных на то, чтобы сельское хозяйство уменьшило свое воздействие на климат и окружающую среду.

Меньше кукурузы с Украины означает меньше корма для животных в Европе в этом году и более высокие цены на корм для животных для европейских фермеров, которые уже с трудом сводят концы с концами. Большая часть этого украинского фуража традиционно поступает через черноморские порты, которые сейчас нами наглухо заблокированы.

Опасения по поводу надвигающейся нехватки кормов вызвали призывы отложить или даже полностью переосмыслить знаковые планы ЕС по обеспечению устойчивого развития сельскохозяйственного сектора. Европейская комиссия рассматривает предложение большинства министров сельского хозяйства ЕС временно отменить требование о том, чтобы ради усиления защиты природы часть сельскохозяйственных угодий не использовалась, и начать использовать их для выращивания кормов для животных. Это вызвало язвительные нападки со стороны зеленых, которые утверждают, что нынешний кризис - идеальная возможность сократить объём ресурсов, передаваемых мясной и молочной промышленности. Заявленные Еврокомиссией планы подумать о поддержке (не очень экологичного) сектора свиноводства — одной из основных отраслей, пострадавших от роста цен на зерно, — также вызвали негативную реакцию, в том числе со стороны более либеральных в экономическом отношении стран Северной Европы.

5. Отключение подсолнечника

ЕС импортирует половину произведенного на Украине подсолнечного масла, которое можно найти во всем: от выпечки, консервов и полуфабрикатов до спредов, соусов и супов. Оно также широко используется в кондитерских изделиях и является ингредиентом, который трудно заменить в детском питании.

«Очевидно, что это вызовет перебои с поставками, потому что мы зависим от довольно регулярных поставок украинского подсолнечного масла в Европу, — сказала Натали Лекок, генеральный директор FEDIOL, зонтичной ассоциации европейских производителей растительного масла, поставляющих пищевую промышленность. — На данный момент мы действительно обеспокоены доступностью».

Рубен Морено, глава испанской группы производителей кондитерских изделий Produlce, сказал, что их запасы могут закончиться всего через две-три недели, и предупредил, что «чрезвычайная значимость» Украины как глобального поставщика подсолнечного масла означает, что последствия будут иметь далеко идущие последствия. за пределами сектора испанских сладостей и хлебобулочных изделий. «Мы находимся в ситуации, когда вся европейская и мировая пищевая промышленность борется за оставшиеся запасы подсолнечного масла», — сказал он, добавив, что, пока идёт поиск альтернативных масел, «его будет недостаточно, чтобы восполнить потери украинского масла».

Рестораны и предприятия общественного питания также находятся здесь на переднем крае, поскольку они используют подсолнечное масло для приготовления пищи. Арно Дюфур, глава Serving Europe, которая представляет сети быстрого питания, такие как McDonald's, Starbucks и Burger King, сказал, что подсолнечное масло будет тем, от чего большинство ресторанов почувствуют первый удар, а мясо птицы, вероятно, будет следующим из-за роста цен на корма для животных.

Поскольку отрасль изо всех сил пытается найти альтернативы, чтобы поддерживать полки супермаркетов заполненными, затраты на изменение рецептуры продуктов и адаптацию этикеток с ингредиентами, вероятно, будут переложены на потребителей. Но с рекордной инфляцией продуктов питания, которая уже сжимает бюджеты домохозяйств, группы по защите прав потребителей также предупреждают розничных продавцов, чтобы они не подпитывали опасения по поводу нехватки и искусственно завышали цены.

«Мы считаем, что нет причин повышать цену на масло, которое уже есть на прилавках, поскольку оно было куплена по стабильной цене, — сказала Илеана Изверничану из испанского потребительского лобби OCU. — Война на Украине не должна быть предлогом для повышения цен или разжигания опасений по поводу дефицита и создания запасов».