Найти тему
ВДЦ «Орлёнок»

«Журналист – это человек, который работает по правилам»

Кирилл Вышинский провёл мастер-класс на тему «Как найти правду в море информации»
Кирилл Вышинский провёл мастер-класс на тему «Как найти правду в море информации»

В «Орлёнке» в рамках «Медиалаборатории инновационной патриотической журналистики» исполнительный директор МИА «Россия сегодня» Кирилл Вышинский встретился с орлятами, провёл для них мастер-класс и ответил на вопросы про профессию, сверхусилия над собой и про то, зачем переписывать один и тот же репортаж 17 раз.

– Как у вас получилось оставить должность учителя русского языка и литературы и уйти в журналистику, не имея специального образования?

– Когда я определялся с будущей профессией, мне уже хотелось стать журналистом. Но путь в эту сферу был достаточно сложный. Да и факультетов журналистики в то время не так уж много имелось – от 7 до 10 на всю страну. Поэтому я пошёл на филфак, чтобы получить гуманитарное образование. К тому моменту, когда я его закончил и отслужил в армии, времена изменились: железный занавес спал, у журналистов появилась возможность летать в международные командировки. Раньше 95 процентов жителей Советского Союза не могли себе этого представить. Когда мы стали открыты миру, появилась потребность в новых кадрах. Так, путь в профессию стал более открытым. В неё стали приходить без соответствующего образования. Например, глава первого канала Константин Эрнст, хороший журналист 80-х и 90-х, – биолог по образованию. Его коллега Олег Добродеев – глава большого медиахолдинга, в который входят «Россия-1» и «Россия-24» – имеет диплом историка. В то время нами двигал интерес, нам хотелось подавать информацию в интересном зрителю формате. На этом, скорее всего, и выезжали, не имея специального образования.

Первый модуль «Медиалаборатории инновационной патриотической журналистики», которая организована «Орлёнком» совместно с «Россией сегодня», прошёл в Центре с 15 по 19 февраля
Первый модуль «Медиалаборатории инновационной патриотической журналистики», которая организована «Орлёнком» совместно с «Россией сегодня», прошёл в Центре с 15 по 19 февраля

Над каким проектом вам было интереснее работать и почему?

– Честно говоря, не смогу так с ходу назвать. Мне приходилось заниматься самыми разными вещами. Я работал редактором выпусков новостей на общенациональных украинских каналах, трудился собственным корреспондентом, делал сюжеты для российского канала, ставил задачи журналистам и редактировал их тексты, уходил из телевидения в интернет, где на сайтах размещал новости. В данный момент работаю над двумя телевизионными проектами. Первый – об Украине под названием «Типичная Украина». Там нет споров о деятельности киевской власти и конфликте в Донбассе, зато мы рассказываем об украинском борще, чернозёме и запорожских казаках. Вообще всячески продвигаем идею близкого, понятного и братского украинского народа. Второй – это серия интервью с людьми, которые могут поведать что-то интересное о постсоветском пространстве. Я не зацикливаюсь на проектах, так как они имеют свойство заканчиваться, а ежедневная кропотливая работа остаётся всегда с тобой. И чтобы не выгореть или не сойти с ума от поступающей 24 на 7 информации, нужно работать на подогреваемом профессиональном интересе.

Как вы отбираете героев для интервью? Как вы определяете, с кем вам интересно общаться и когда?

– Хороший вопрос. Тут во многом зависит от медиа, в котором я работаю. Например, если я готовлю материал для аудитории телеканала МУЗ-ТВ, то мне в качестве гостя нужна популярная личность наподобие Моргенштерна или он сам. Согласитесь, что заголовок, начинающийся со слов: «Моргенштерн сказал в интервью Кириллу Вышинскому…», привлечёт много внимания. Это я привёл в качестве примера, но врать не буду. Мне не интересен Моргенштерн я не слышал ни одной его песни, только какие-то обрывки, не видел ни одного его клипа. Соответственно, газету с таким заголовком я не куплю. Мне всегда интереснее поговорить с человеком, который мне в чём-то откликается. Тут есть важный нюанс… Чем отличается профессиональный журналист от дилетанта? Тем, что его отделяет личное от рабочих задач. Ведь за удовлетворение личного интереса никто не заплатит. Поэтому на этапе подготовки следует задать себе вопрос: «Будет ли герой интересен моим зрителям или читателям?» Я понимаю, что даже если мне удастся содержательное интервью с Михаилом Мишустиным с цифрами и фактами о том, как будет развиваться экономика страны в ближайшие 15 лет, то аудитория МУЗ-ТВ не станет его смотреть, потому что они смотрят этот телеканал с целью отдыха и развлечения.

Тем не менее вы должны быть заинтересованным журналистом, иначе ничего не выйдет. Конечно, вам будут давать задания, которые вызовут у вас отторжение. Например, мне нужно было сделать сюжет об оперном театре в Киеве. Мне это, может быть, неинтересно, но есть редакционное задание, и зрители хотят услышать новости в области культуры. Здесь уже нужна воля, необходимо пересилить своё «не хочу» и сосредоточиться на выполнении рабочей задачи.

Орлята посещали тренинги, объединённые темой «Культурное нематериальное наследие России» — мальчишки и девчонки учились создавать материалы в формате инфографики
Орлята посещали тренинги, объединённые темой «Культурное нематериальное наследие России» — мальчишки и девчонки учились создавать материалы в формате инфографики

Кем или чем вы вдохновляетесь? Нужно ли журналисту вообще вдохновение?

– Знаете, на входе в студию Уолта Диснея было написано: «Творцам вход воспрещён». Хотя, казалось бы, создание мультфильмов процесс творческий. Что же хотел этой фразой сказать Дисней? Он дал понять, что здесь творит только он режиссёр. А все остальные погружены в технологию, то есть должны уметь реализовать его замысел качественно рисовать. Со стороны кажется, что журналист профессия творческая. На самом деле, если сроки поставлены, то к назначенному времени нужно выполнить свой объём работы. Писать нужно в любом состоянии и настроении. И не факт, что во время работы вас посетит муза: пока вы будете её ждать, вас могут уволить с работы. Но у меня есть авторитеты, на которых я стараюсь равняться. Например, Ларри Кинг, один из лучших интервьюеров. Этот человек общался с Владимиром Путиным, Элвисом Пресли, Фиделем Кастро, Мухаммедом Али. Его смело можно назвать классиком жанра. Он мог раскрыть людей самых разных профессией, задавая им нестандартные и неожиданные вопросы. Поэтому рекомендую вам познакомиться с его работами. Смотрите, записывайте и применяйте на практике.

Статей о том, как стать журналистом, великое множество. Но какие советы лично вы можете дать начинающему юнкору, основываясь на своём богатом профессиональном опыте?

– Смотрите, у меня только один совет. Хорошо, два. Ну ладно, возможно, и три получится. В первую очередь, как бы это тривиально ни звучало, нужно научиться работать, делать над собой сверхусилия. Один из моих учителей говорил, что не нужно бояться переписать один и тот же репортаж 17 раз. Вот вы написали текст, и вам кажется, что это шедевр. Относите его редактору, а тот читает его в лучшем случае переделывает сам, в худшем просит полностью переписать его. В этот момент не жалейте себя, выжимайте из себя всё, что можно. И тогда 17-й вариант будет самым лучшим. Вот мы обозначали и второе качество трудолюбие. Делайте правки, чтобы ваши тексты были более кликабельными и лучше продавались. Лучше наступите на горло своим творческим амбициям и переписывайте, переписывайте, переписывайте.

По итогам занятий состоялась публичная презентация работ с вручением сертификатов участников и определением победителей
По итогам занятий состоялась публичная презентация работ с вручением сертификатов участников и определением победителей

На ваш взгляд, что ждёт профессию в будущем, заменят ли журналистов блогеры или искусственный интеллект?

– Это мой любимый вопрос. Я со скепсисом отношусь к версии, что профессия журналиста умрёт и будут одни только блогеры. Потому что журналист – это человек, который работает по правилам. Этим мы и отличаемся от блогеров. Если вы пишете про конфликт, то у вас должно быть две точки зрения: мнения двух противоборствующих сторон. Также вам необходимо ссылаться на проверяемые факты из официальных источников. Кроме того, журналист несёт ответственность за свои слова, вплоть до уголовной. А блогер может переворачивать факты в свою пользу. Профессиональный журналист обязан опираться на профстандарты. Поэтому нам всегда будет, с чем работать. Тем более мы нужны людям, чтобы они получали проверенную информацию.

Мария Шестопалова