Найти тему
Reserva Del Che

Культивация и распространение Йерба Мате

Иезуиты поначалу использовали для сбора труд индейцев, которых обязывали собирать Йерба Мате в сельве. И именно иезуиты стали сушить листья для консервации, чтобы можно было отправлять сырье на продажу. Индейцам в этом не было необходимости, растение вечнозеленое и они по необходимости обрывали листья, тогда как при увеличении спроса, иезуиты искали способ увеличения объемов сбора листьев.

В 1670 году Йерба Мате уже специально выращивали, но оно не было таким стойким, как растение росшее в природе. Нужно было много лет опытов, чтобы вырастить растения такого качества и в таком же количестве, которое было необходимо. Иезуиты акклиматизировали растение в окрестностях резерваций в районе поселения Сан Игнасио, на севере провинции Миссионес недалеко от водопадов “Катаратас дель Игуасу”.

C появлением первых плантаций опасные экспедиции в “Зеленый рай” (Маракайу) закончились. Йерба Мате росла уже практически во всех поселениях. Нужно было тщательно обрабатывать землю, постоянно следить за процессом роста и орошения. Все это требовало много рабочих рук и времени, но оправдало затраченные усилия и привело к тому, что Миссионес и Корьентес (в меньшей степени) стали снабжать Йербой всю страну, принося иезуитскому ордену отличный доход. Именно иезуиты способствовали распространению этого обычая среди поселенцев во всем вице-королевстве RIO DE LA PLATA (Рио де ла Плата). Он был известен как “Чай иезуитов” или “Йербао” (Травяной настой), “Оро верде” (Зеленое золото).

Сведения о каком-то ином использовании растения очень скудны. Так как ствол дерева Йерба Мате достаточно мягкий для использования в строительстве, его обычно использовали как дрова, а начиная с 19–го века работники делали из ствола дерева сосуды для питья Мате, обрамляя его железом. Но такие сосуды не были долговечными.

О другом редком использовании растения Йерба Мате известно из книги Х.С. Лабрадора “Природа Парагвая”. Вот что он пишет: «… для получения черных чернил для письма, делается отвар из веток и листьев Йерба Мате, после очищают отвар от ненужной листвы, доводят до кипения до тех пор, пока он не приобретет определенную консистенцию и через некоторое время оставляют до образования однородной массы. Затем берут эту массу, делят на части и после высыхания получаются готовые чернила.Чтобы избежать появления ржавчины в чернильнице, засыпают немного соли, чернила и перемешивают с водой. Если взять этот отвар, очищенный от листвы, можно использовать при окрашивании в черный или темно-коричневый цвета ткань или нитки…». В отдаленных поселениях провинции Миссионес по сей день, при окрашивании калабасов, используют краску, полученную вышеописанным образом.

К середине 18-го века привычка пить Мате проникает во все социальные слои общества, создавая для каждого из них свои обычаи. Немецкий ученый иезуит Флориан Пукке говорит, что у некоторых испанцев была привычка не пить первый глоток, “а отдавать его своим рабам, потом пили хозяева. Причина состоит в том, что очень часто там были пыль и песок. Без сомнения, рабы были очень этому рады…”.

Когда Мате начинают пить в аристократических домах Буэнос Айреса, появляются первые атрибуты, чайники Pava (Пава), испанского образца, с длинным носиком для удобного наливания в узкое горлышко калабаса, сосуды для хранения Йерба Мате Yerbera (Йербера) и другие аксессуары.

-2

-3

В 1769 г. испанский король Карлос III издает Королевский Указ приказывающий распустить иезуитский орден. Монахи медленно покидают свои земли, оставляя деревни, которые построили. На время выращивание Йерба Mате прекращается. Со временем оставленные иезуитами плантации стали частными владениями, но в основном растения на них уже акклиматизировались, способы сбора и изготовления были известны. Продажа Йерба Мате вновь становится прибыльным делом. Соседние государства пытались присоединить богатые земли провинции Миссионес, но им не удалось этого сделать. В одном из локальных конфликтов, когда угроза захвата была очень сильна, маленький отряд под предводительством Андреса Гуакурари, по прозвищу “Андресито”, так самоотверженно бился за свою землю, что неприятель бежал в страхе и никто после не предпринимал попытки завоевания провинции. Именем этого героя был названо поселение, рядом с которым сегодня находится плантация Йерба Мате, находящаяся на территории Национального парка “Пуэрто Игуасу”, неподалеку от водопадов.

Культивированные растения, родоначальники современных плантаций, появились во второй половине 19-го века, как результат многих лет опытов и изучений французского ботаника Эмме Гойота, известного как Бонплан. В 1822 году его коллега, французский натуралист Август де Сент Илер подробно описал это растение во время исследования обширных зарослей Ilex Paraguariensis в бассейне реки Параны, дав ему свое имя St. Hileur. Так появилось международное обозначение растения “Paraguayan Tea Maté” (Парагвайский чай Мате). В английском и французском языке Mate с ударением на А имеет иное значение, поэтому ставили ударение над Е, но при переводах на русский оставляли ударение, поэтому писали Парагвайский чай матЭ, что неправильно.

Француз Эмме Бонплан около 1800 года начал свои первые научные исследования растения, изучая его полезные свойства и культивацию. В 1821 году он получил разрешение на исследование плантаций в Парагвае, но через некоторое время правительство Парагвая, из опасений потерять монополию на производство Йерба Мате, заключило Бонплана в тюрьму. На свободе он оказался благодаря своему другу натуралисту Александру Гумбольдту и вмешательству Французского правительства только в 1829 году. И Бонплан вновь продолжил свои исследования в других районах Латинской Америки. В конце концов он остановился в провинции Мисcионес, как наиболее подходящей для того, чтобы начать выращивать это растение на старинной земле иезуитов около поселения Сан Игнасио. Плантации Йерба Мате быстро разрастались, что послужило толчком к созданию новых поселений, а в течение колониального периода правительство Виррей Себальоса, использовала Мате вместо денег. Так горстка Йерба Мате стала платой за один рабочий день. Условной единицей считалось то количество Йербы, которое мог удержать в руке работник, занятый на плантации.

В Европе о Йерба Мате узнали в конце 17-го века. Мате пьют при королевских дворах, он очень дорог и овеян таинственностью. Католические священники используют его в качестве стимулятора при долгих обрядах и молитвах. Первые образцы этого растения привез на европейский континент в 1764 году из своей экспедиции Луи де Бугенвиль.

Известен любопытный факт, что по приказу прусского короля Вильгельма I, наслышанного о славных подвигах, бывшей в то время очень сильной парагвайской армии, немецким солдатам каждый день давали пить Мате, чтобы поднять их боевой дух. В 1864 году президент Парагвая Франсиско Солано Лопес, преподнес в качестве дара королю Вильгельму I огромное по тем временам количество Йерба Мате, целых 4000 килограмм.

В начале 20-го века богатые аргентинцы много путешествовали по Европе, привозя с собой Мате и даже свою говядину предполагая, что в Европе люди голодают и в этих поезках они не найдут того, что так для них привычно.

К началу 20-го века начинают появляться результаты первых исследований полезных свойств Йерба Мате, которые научно аргументировали исключительные особенности этого растения, а в Аргентине, в провинции Миссионес появились первые плантации Йерба Мате и началось культивирование растениея в промышленных объемах, так как способ выращивания стал уже общедоступным.

Во время Второй Мировой войны и последующие года о Йерба Мате никто не вспоминал, вплоть до 70–х годов, когда возник интерес к здоровому образу жизни. Многие ученые изучали свойства Йерба Мате. В Советском Союзе велись переговоры по закупке большой партии Йербы для использования в клиниках 4-го управления Министерства Здравоохранения СССР. В Грузии, рядом с чайными плантациями были высажены деревья Йерба Мате, но это не принесло ощутимых результатов. Урожай был скудным и обедненным по полезным свойствам. По ряду причин, в то время Йерба Мате так и не появился в СССР.

Существует факт того, что в конце 60-х и в начале 70-х годов в университетах страны училось много студентов из Аргентины, тогда же немногие советские студенты соприкоснулись с культурой Йерба Мате. В СССР также существовала немногочисленная диаспора аргентинцев, которая регулярно устраивала встречи, где неизменно присутствовал Мате.

Сегодня Аргентина самый крупный производитель Йерба Мате, большая часть которого реализуется внутри страны, остальная часть экспортируется в разные страны, в том числе и в Россию, где приобретает все больше ценителей и поклонников.