Доброго времени суток, уважаемые друзья и читатели моей публикации! На видеосервисе "START" с 4 марта 2022 года начался показ фильма "Многоэтажка". Пожарный Антон Калашников (Денис Никифоров) — грустный мужчина средних лет и крепкого телосложения. Два года назад от него ушла жена Вика (Наталья Швец). У супруги уже есть другой, Вика живёт дальше, а Антон — едва ли. Он год не пьёт, но в любую минуту готов сорваться. С 14-летней дочкой Кирой (Дарья Щербакова) Калашников видится по выходным. Девочка хорошо относится к отцу, не переживая, что каждый раз на ужин только пельмени. Очередной субботний вечер должен пройти предсказуемо. Кира позвонила в домофон, Антон открыл ей, решил минут 15 полежать в ванне и заснул. А когда проснулся, понял, что дочки дома так и нет. Камеры в подъезде показывают, что она вошла в лифт и не выходила на улицу. Калашников начинает обходить соседей в попытке найти Киру. И далеко не все готовы помогать близкому к отчаянию отцу. По сюжету девочка с розовыми волосами, типичный подросток со своими «загонами» Кира, раз в неделю приезжает с ночевкой к отцу. Родители разведены, и девочка привыкла проводить выходные с папой и тарелкой пельменей, сидя у телевизора. Антон Калашников работает в МЧС, он спасает людей из самых экстремальных ситуаций, борется за их жизни даже тогда, когда, кажется, это не имеет смысла. Вероятно, из-за тяжелой и нервной работы он повзолял себе крепко выпивать и не сумел сохранить брак. Кира – единственно важное и ценное, что осталось в его частной жизни. Но однажды раздастся звонок, Антону сообщат очень неприятное известие, он не выдержит, выпьет пару рюмок водки, устыдится запаха спиртного и, услышав звонок дочери в домофон, откроет ей дверь, а сам метнется в ванную – отмокать и приводить себя в порядок. Кира вроде войдет в квартиру, а дальше исчезнет.
Сутки, которые отец будет искать девочку, почти лишат его рассудка. Каждый день по долгу службы спасающий людей, он в ответ столкнется с глухой стеной равнодушия и непонимания. Он будет стучаться в двери к соседям, просить, умолять. Кто-то откроет, кто-то его пошлет, кто-то и вовсе вызовет полицию. Ни малейшего сочувствия он не увидит в глазах обитателей этого бетонного мешка. Веселый двухметровый мужик (Николай Шрайбер) предложит вроде помощь и начнет ходить вместе с Антоном по соседям, но открывшаяся дверь его собственного жилища вдруг выявит страшную правду – этот общительный и вроде сердобольный активист на самом деле окажется абьюзером, избивающим до синяков свою тишайшую жену. За каждой дверью тут таится своя жизнь, свой уклад, и люди будут его трепетно охранять, не впуская даже тех, кто просит о помощи. Сумасшедший дед, верящий, что мы все под колпаком пришельцев (Михаил Жигалов); одинокий мужчина, живущий со страшным диким зверем (Дмитрий Лысенков); мужчина (Павел Ворожцов) и женщина, воспитывающие маленькую девочку и свято верящие, что «с ними такого произойти не могло бы – лучше воспитывайте дочь»… Отдельный и яркий персонаж — дама с собачкой, которую колоритно играет Татьяна Догилева, словно перекочевавшая в «Многоэтажку» из «Вампиров средней полосы»: она и тут за всеми наблюдает, все контролирует и считает, что «нет хороших людей – есть мало исследованные».
"Многоэтажка" — первый оригинальный фильм видеоплатформы Start и полнометражный дебют режиссёра Антона Маслова, который в прошлом году прославился сериалом «Вампиры средней полосы». Видимо, теперь у автора есть определённый карт-бланш и возможность реализовывать свои самые смелые идеи, пусть и в условиях ограниченного бюджета. Замысел картины Маслову подсказала жизнь: однажды его жена Мария вошла в подъезд собственного дома, но в квартире оказалась лишь через четверть часа. Супруга не только вдохновила мужа на создание «Многоэтажки», но и выступила соавторкой сценария. Съемки проходили в реальном 21-этажном доме на 126 квартир. Картина сразу же привлекает обилием знакомых лиц. Растворившийся в бесконечном потоке посредственных сериалов Денис Никифоров исполняет главную роль: кажется, со времён «Боя с тенью» у него не было столько экранного времени. Татьяна Догилева играет властную пожилую женщину с вечно сидящей на руках собачкой. Пенсионерка — кладезь сплетен и источник мудрости, которую соседи почему-то не воспринимают всерьёз. Азамат Нигманов, один из любимых актёров Адильхана Ержанова, исполняет роль приехавшего на заработки мигранта. В глазах жителей подъезда он моментально вызывает подозрения. Михаил Жигалов играет сумасшедшего пожилого учёного, который подвержен влиянию зомбоящика и с трудом способен различить реальное и выдуманное. Николай Шрайбер — простой мужик в тельняшке, на первый взгляд добродушный, но поколачивающий жену. И это далеко не все лица, успевшие примелькаться в российской кино- и сериальной индустрии.
Маслову удаётся объединить в своей картине сразу два жанра — триллер и социальную драму. Параллельно с поисками дочери главный герой вынужден знакомиться с соседями и узнавать их не самые приятные черты характера или секреты. Типажи, конечно, выбраны неслучайно. В одном подъезде среднестатистического российского панельного дома (нет даже указаний, что это за город) отчётливо проглядывается метафора всего общества страны. Естественно, не самых благополучных социальных слоёв, в обход сытых жителей столицы. Из таких героев Россия в основном и состоит. Режиссёр несколькими жирными мазками показывает, что девочка-подросток может быть в любой квартире. Белых овечек среди жильцов нет.
Подъезд у Маслова становится идеальным местом для развития закрученного сюжета. Ограниченное пространство и большое количество подозреваемых напоминает классические детективы Агаты Кристи. Тем более что Кеннет Брана совсем недавно экранизировал и «Убийство в Восточном экспрессе», и «Смерть на Ниле». Только персонажи «Многоэтажки» никуда не едут, в их мире время немножко заморозилось. Жилой дом — место обычное и узнаваемое, но в условиях случившегося происшествия за каждым углом может притаиться преступник, стены словно становятся темнее, а пространство сужается. Отсюда хочется поскорее убежать, вырваться.
"Многоэтажка" — слоеный пирог, в картине заложено много всяких смыслов. Зрителю предлагается поразмышлять о ксенофобии, ведь в числе самых очевидных подозреваемых почему-то оказывается парень-азиат, снимающий в многоэтажке квартиру. Нам предстоит задуматься и о жизни подростка — подневольного по сути существа, чье мнение не учитывается при принятии важных решений и до чувств и желаний которого никому нет дела. Типичная жертва родительского развода — сколько поводов для будущих комплексов! Нам предлагается подумать и о судьбе еще одного героя фильма – учителя, безосновательно обвиненного когда-то в педофилии, и теперь опасающегося оказать помощь девочке-школьнице — а вдруг что подумают? Каково это – жить в обществе, всегда готовом на расправу и осуждение, прокаченном всякими модными трендами, движениями и флешмобами?
Того и гляди, от накала эмоций местных жителей фундамент строения начнет трескаться. Но нет, перед нами не «Дурак» Юрия Быкова, хотя одна из крылатых цитат этого народного кино применима и к фильму Антона Маслова — «мы живем, как свиньи только потому, что мы друг другу никто». Кажется, во вселенной «Многоэтажки» большая часть персонажей олицетворяет этот тезис. Доля эмпатии в кадре значительно уступает корысти и шкурным интересам героев. Но во главе «стола» (возможно, в самосознании россиян на сегодняшний день) сидит страх, поглощающий любые добрые начинания.
Ближе к финалу становится понятно, что кино Антона Маслова — не только свежий, незамутненный взгляд на отношения детей и родителей, но и способ иного восприятия обычного мира. Когда в следующий раз на лестничной клетке вы встретите говорливую «старшую по подъезду» (в фильме этот образ блистательно воплотила Татьяна Догилева), не спешите осуждать ее — быть может, именно ее прозорливая инициативность спасет в будущем чью-то жизнь. И вообще такие люди, как та, кого сыграла Татьяна Догилева, хотя и бесят, но им не откажешь в проницательности. Да, "Многоэтажка" в свойственной ей манере напоминает и о вечной идее "встрече по одёжке" , добавляя в поговорку новый смысл. Сегодня напускной героизм становится пустым местом по мановению волшебной палочки (равно и обратное). В таком ракурсе судьбу современного русского человека в российском кино еще не разбирали, и Антон Маслов делает первый шаг в этом направлении.
У Пон Джун-хо в антиутопии «Сквозь снег» длинный, несущийся вокруг земли поезд был метафорой общества. В первых вагонах жировали богачи, в последних — едва сводили концы с концами бедняки. В "Высотке" Бена Уитли использована та же схема: устройство жизни в многоэтажном доме живописно демонстрирует пугающее классовое неравенство. Теперь высшие слои — наверху, а люмпены ютятся внизу. В «Многоэтажке» нет столь жёсткой и однозначной структуры. Её мир не чёрный и не белый, а серый, что не менее страшно. Сосед соседу волк. У каждого свои обиды и накопившееся недовольство всем вокруг. Когда у Калашникова пропадает дочь, он сталкивается не с состраданием, а с порицанием и едва прикрытым злорадством. Нормальные дети в нормальных семьях не пропадают. И в этом обстоятельстве "Многоэтажка" схожа с "Нелюбовью" Андрея Звягинцева. Сама ситуация (в данном случае пропажа 14-летней Киры) является проявлением нездорового общества, и снова в центре сюжета разрушающаяся семья. Только здесь муж с женой уже развелись.
Резюмируя сказанное, мне понравился этот фильм, впечатление осталось очень хорошее. Единственное, что там концовка немного смазана и здесь нам предлагается додумать, что же там произошло на самом деле, особенно то, что произошло с Антоном. И опять же не раскрыта тема, того, что произошло с Иваном и его сестрой. Надеюсь, что всё-таки поступок Ивана будет оценен по-достоинству. Спасибо за внимание к моей публикации!