Найти тему
Okko

«Оскар-2022»: Лучший полнометражный анимационный фильм

Оглавление

Студия Pixar завоевала за свою историю уже 15 «Оскаров». Причем 11 из них в период с 2002 по 2021 годы. На этот раз Walt Disney Animation Studios собирается навязать борьбу гегемону. А есть еще интересный датский анимадок о непростой судьбе эмигранта из Афганистана. Рассказываем о традиционно яркой номинации, в которой соревнуются лучшие мультипликаторы планеты.

18+

«Энканто»

Энканто — удивительное место, которое не найти на карте. Это небольшое поселение, окруженное колумбийскими горами, сияет всеми красками радуги, а источником местной магии становится семейство Мадригаль. С их истории и начинается мультфильм. Мирабель, симпатичная кудрявая девчонка в очках и ярких юбках, ходит по уютным дорожкам Энканто и распевает песню о своей семье. Однажды ее бабушка оказалась в большой нужде, с тремя детьми и мужем она вынуждена была покинуть свой дом, а когда на пути их нагнали военные, она лишилась и мужа, тогда-то магия и началась. Свеча в ее руках разгорелась и уже больше не потухала несколько поколений, горы сомкнулись, а перед девушкой из ниоткуда вырос самый настоящий дом. Весь он был пронизан волшебством: стены и лестницы отзывались на каждый жест своих обитателей. Время шло. Дети семейства Мадригаль подрастали, и магия свечи дарила им невероятные способности. Кому-то — силу, кому-то — красоту, кому-то — способность исцелять. Но однажды произошел сбой.

Мирабель — главная героиня, но в своем семействе ей отведено совсем незавидное место, ведь именно ей так и не досталось никаких способностей. Вот она и старается каждый день доказать бабушке, маме, папе и сестрам, что достойна своей фамилии. Неуемная энергичная и очень несчастная. Неудивительно, что в какой-то момент именно на ее долю выпадает выяснить, что же пошло не так.

Не секрет, что «Оскар» любит семейные истории. И «Энканто» далеко не последний анимационный фильм среди номинантов, который рассказывает такую, но подходит к этому вопросу с неожиданной стороны: это не просто история о разрыве поколений или взрослении, это история о тревогах и страхах, которые члены семьи предпочитают хранить в тайне даже друг от друга. Это картина о том, как важно говорить и слышать. В полном яркой магии сюжете есть всё необходимое для мультфильма: краски, музыка, отлично стилизованные песенные номера. Но что важнее, в нём прорабатываются травмы, обладателями которых становятся дети из успешных семей. Груз ответственности за то, чтобы соответствовать идеалу, может оказаться непосильным даже для самых сильных.

-2

Одним из сценаристов выступил Лин-Мануэль Миранда, известный шоумен, певец, драматург и постановщик. Многие наверняка его помнят по роли в сериале «Доктор Хаус», где он играет неумолкающего рэпера, с которым общается персонаж Хью Лори, когда попадает в лечебницу. В этом герое можно узнать и самого Миранду, как можно его узнать и в Мирабель, такого же неуемного, энергичного и бесконечно говорливого. Хорошо, что в доме, где всем давно бы пора высказать всё наболевшее и тревожащее, эта энергия и желание общения Мирабель и может стать ее уникальным даром! У Миранды он уже проявился.

«Энканто» выглядит фаворитом этого года номинации за лучший анимационный фильм, а вот дальнейшая расстановка сил очень условна.

Смотреть в Okko

«Побег»

Так повелось, что мультфильмы очень часто воспринимаются как детский жанр. И чаще всего так и оказывается, но далеко не всегда. С тех пор как анимационные картины перестали быть короткометражным довеском к основному фильму в кинотеатрах и стали самостоятельным произведением (а произошло это с выходом первого полнометражного мультфильма Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов» в 1937 году), режиссеры-мультипликаторы научились говорить о разном. Жанровые, драматичные, даже документальные, мультфильмы уже давно рассказывают истории для всех возрастов. И «Побег» — один из тех случаев, когда анимация выступает средством для рассказа сложной взрослой истории жизни. Конечно, это ни разу не детский фильм, ведь речь пойдет о нелегкой судьбе афганского эмигранта Амина. Не вымышленной, а самой настоящей судьбе человека. Главного героя в мультфильме озвучивает его прототип.

-3

Амину 36 лет, у него успешная академическая карьера, он готовится к вступлению в брак, но тайна его жизни тяготит его долгие годы. Пережитые давным давно события: смерть отца, побег из Афганистана, мытарства беженца в чужой земле и, наконец, удачная эмиграция в Данию — всё это крепким узлом сжимает сердце героя и не дает ему раскрываться перед людьми. Правда, со своим школьным другом он готов говорить, рассказывать, делиться. Это режиссер фильма Йонас Поэр Расмуссен. Интересно, что путь в Скандинавию для Амина лежал через Москву. Холодным зимним вечерам в неуютной российской столице посвящена отдельная глава картина.

Расмуссен уже давно задумывал рассказать историю Амина, но Амин не был готов. И вот двое нашли идеальный формат — мультипликацию. Сдержанную в цветовой гамме, почти графичную, временами переходящую в монохром и создающую необходимый замер условности: всё как в жизни, но всё нарисовано. И история, и мультфильм. В этом пространстве Амин чувствовал себя безопасно и вместе с Рассмусеном взялся не просто за свои детство и юность, но за истории сотен и тысяч других таких беженцев со сложными судьбами, у которых, быть может, так и не нашлось ни сил, ни друга, который смог бы разделить их ношу.

-4

Сам Рассмусен во время работы над материалом многое понял о судьбе Амина: «Как человек, который постоянно перемещается из одного места в другое, Амин никогда не чувствует себя укоренившимся на одном месте, и во время создания этого фильма я понял, что у него всё еще нет дома. Он будто еще в бегах. Но эта возможность открыться и рассказать свою историю помогла ему смириться со своим прошлым, с чувством вины за те жертвы, которые его семья должна была принести ради хорошей жизни Амина. Вместе с долгими интервью за годы съемок Амин понял, что готов остепениться, что готов не просто жить с травмами своего прошлого, но примириться с ними и стать цельным человеком».

Фильм в прошлом году был отобран на несостоявшийся из-за пандемии Каннский фестиваль, а его премьера прошла на «Сандэнсе». «Побег» удостоился гран-при конкурса мирового документального кино. Среди продюсеров документальной анимации Николай Костер-Вальдау и Риз Ахмед. Оба актера также участвовали в озвучке фильма.

«Митчеллы против машин»

Что, если семейную историю о том, как отец пытается найти общий язык со своей без пяти минут студенткой-дочерью, приправить гипердинамичной графикой, динозаврами и восстанием машин, залить все это кислотным киберпанком в эстетике TikTokа и в каждый второй кадр добавить уморительного мопса?! Тогда получатся «Митчеллы против машин». Да-да, это в доме Митчеллов перед самым отъездом в университет, Кэти ссорится с отцом. Расставаться на такой ноте неправильно, вот папа и решает устроить веселую поездку до университетского кампуса. Рвет авиабилет и приглашает дочь на почетное место в машине. Разумеется, едут все. И мопс Мончи тоже.

-5

Кэти, как и любой подросток, страдает от того, что ее не понимают родные, правда, и признания ей хватает, ведь видео, которые она выкладывает на Youtube, пользуются дикой популярностью. В какой-то момент окажется, что даже прославленный техномагнат Марк «залипает» на пса-полицейского, которого создала Кэти при помощи ловких рук и Мончи. Кажется, что только ее отец и не видел этих видео, и не видит их в упор, даже когда Кэти сует их ему прямо под нос. В общем-то, семейный сюжет в том и заключается, чтобы показать отцу, чем живет его дочь, но это только верхушка айсберга.

-6

Те полдюжины штатов, которые разделяют Митчеллов от пункта назначения, будет очень непросто пересечь. Ведь пока они мирно едут по хайвэю, проходит супермодная презентация нового гаджета Марка, которая и завершится восстанием роботов. И это еще один сюжет — апокалиптичный, яркий, полный экшена. Будет в нем и параллельный монтаж, и схлестывание сцен, драки, примирения и много искр. Но и тут всё не закончится, ведь это еще и уморительная комедия. За комическое, конечно, будет отвечать Мончи, но не только, к нему присоединится младший братишка Кэти, который обожает динозавров и совершенно не умеет общаться со сверстниками. Мать Кэти всё больше будет принимать позицию универсального клея и мирить свое беспокойное семейство. Правда и для нее будет припасена ближе к финалу отдельная сцена с еще одной не столько даже жанровой, сколько авторской отсылкой — прямиком к Тарантино. Вот такой вот стилевой и жанровый коллаж, в котором режиссер и сценарист Майкл Риадна продолжает говорить о вечных ценностях, но не забывает и о современной повестке.

Смотреть в Okko

«Лука»

Анимация тем хороша, что способна создавать сколь угодно невероятных персонажей. Правда, хорошая анимация умеет их не только создавать, но и рассказывать о них. И мультфильм «Лука» как раз из таких. Главные герои этой истории — удивительные создания. Они похожи на морских ящериц, чешуйчатые, сине-зеленые, плавают в водах океана, пасут рыб, питаются водорослями. Ссорятся, мирятся и поколениями избегают связи с людьми. Всё потому, что люди однажды решили, что эти создания составляют угрозу, назвали их монстрами и устроили охоту. Вот и в семье Луки строго-настрого запрещено выплывать из глубин. Плохо только, что Лука ровно в том возрасте, когда любопытство вкупе с запретом определяет героя. И однажды он выходит из воды. Каково же его удивление, когда оказывается, что сине-зеленая чешуя сходит, а вместо морского чудика под ярким итальянским солнцем появляется самый обычный мальчишка. Ну, почти обычный.

-7

Еще одна семейная история, которая на этот раз фокусируется на малом. Всё обойдется без апокалиптических всполохов и без крышесносной магии. Лука всего-то находит друга, такого же морского «монстра», который приноровился жить на суше, а еще он находит подругу. А родители всеми правдами и неправдами пытаются Луку от этого страшного мира суши спасти. Правда, не очень понятно, зачем, ведь всё хорошо. И это удивительное качество мультфильма: при том, что большую часть экранного времени всё и вправду совершенно спокойно, трогательно, забавно, ощущение тревоги за Луку не покидает. Чем большим количеством друзей и привычек он обрастает, тем больше ему терять, когда его тайна будет раскрыта. А тут еще, как назло, в городке Порто Россо, куда и приплыл Лука, объявили новую охоту.

Энрико Касароса, режиссер фильма, вместе с Майком Джонсом разработал чуткий к мелочам сценарий. Вместо невероятных пейзажей, новых мест, приключений они сосредотачиваются на деталях. Всё действие мультфильма разворачивается буквально в трех-четырех декорациях: подводный дом, земной дом, заброшенная башня да городская площадь. Но Касароса следует заветом мастера: когда Чаплин создавал свои комические приемы, то вывел формулу «прием-повтор-поворот». Если ей следовать — будет смешно. Смешно, действительно, становится: вот на площади Лука неудачно подает детворе футбольный мяч, потом его мать, но на третий раз внезапно оказывается, что она настоящий профи. И так со всем. Находчивость Касаросы захватывает. Есть в фильме и тотемное животное, если кому больше нравятся не мопсы, а коты — вам сюда.

Смотреть в Okko

«Райя и последний дракон»

Райя в списке номинантов, безусловно, отвечает за самый невероятный из миров. Конечно, «Энканто» порядочно окатывает магией, а «Лука» дает вволю посопереживать удивительным существам, но они ни в какое сравнение не идут со страной Кумандрой. Много лет назад страна процветала, люди жили в мире и согласии, а волшебные драконы хранили и обеспечивали людей водой. Всё переменилось, когда в Кумандру наведались друуны — темные силы и порождения хаоса, которые всё превращают своим прикосновением в камень. И людей, и драконов. Драконы исчезают вовсе, людей удается спасти, а от прежнего мира остается лишь драконий камень.

-8

Кумандра больше не едина — теперь это 5 земель, 5 государств, в одном из них, в Сердце, и хранится драконий камень. Когда 5 столетий спустя Бенжа, отец Райи и хранитель камня, созывает у себя представителей земель, чтобы предложить им снова воссоединиться, происходит ужасное — камень раскалывается. Мир снова в опасности, и теперь Райя, которая только-только была назначена преемницей отца, отправляется его спасать.

Этот мультфильм сделан в лучших традициях супергеройского жанра. Насыщенный экшен, сдобренный дружеским юморком, главная (супер)героиня и ее команда — единомышленники, которых она находит на своем пути. И конечно же, враги, которые постоянно мешают Райе собрать камень заново, чтобы вручить его последнему дракону. Явно подсмотренный у Pixar цвет последнего дракона завораживает не меньше, чем сцены с хореографически отточенными боями, где Райя демонстрирует отличное владение техниками восточных единоборств и навыками ведения поединков. Да и юмор фразами не ограничивается — набор героев неподражаем: начиная с девочки-младенца, которая не даст себя в обиду, заканчивая лучшим другом Райи, Тук-Туком, который выглядит, как смесь медвежонка и мокрицы. Такой экзотичной команде позавидовал бы даже Уэс Андерсон, а он в наборе странных героев толк знает.

Смотреть в Okko