Найти тему
Голос из глубинки

Велосипедное снежное приключение: из Малой Вишеры к Спас-Оскуйскому погосту

Эта велопрогулка состоялась 2 декабря 2021 года. Поздновато я решил написать о ней отчетик, однако, возможно, кому-то мой опыт окажется полезным.

Мне нравится посещать старые заброшенные церкви, хоть я и не являюсь верующим человеком. В пределах однодневной доступности от Санкт-Петербурга неувиденными осталось несколько таких мест, одно из них находится вблизи Малой Вишеры, в Новгородской области; туда я планировал попасть уже давно, впервые увидев отчет о летней велопоездке туда в одной из велосипедных групп, а позднее (у них же) и о перводекабрьской велопоездке по свежему снежку.

Что ж, мне захотелось повторить этот в общем-то несложный маршрут самостоятельно, однако для его успешного прохождения на велосипеде важен погодный фактор - например, земля должна промерзнуть, слой выпавшего снега должен быть небольшим; т.е. лучшее время для посещения - на стыке сезонов, когда земля промерзает, а сугробы еще не нанесло; либо сухое лето. В другое время года лесовозная дорога может быть труднопроходимой - грязной, с глубокими лужами и т.п.

С датой своей велопоездки к Спас-Оскуйскому погосту я не угадал буквально пару дней: увидев за окном поезда "Ласточка" большое количество снега, я сразу расстроился и уже думал, что из затеи ничего не выйдет и можно просто сесть на вокзале Малой Вишеры и ждать вечернюю электричку...

Однако я решил все-таки выехать по маршруту и посмотреть, что из этого получится. Результат меня в целом удовлетворил, хоть до погоста я не добрался.

Дорога в сторону Пустой Вишерки была полностью заснеженной, но укатанной транспортом, поэтому на велосипеде этот участок проезжается весьма быстро.

Самое интересное начинается после Пустой Вишерки, когда "цивилизация" кончается, и начинается лесовозная дорога. Она, кстати, довольно широкая и выглядит прямо как шоссе. Здесь у меня началась паника, поскольку по слою снега я сначала почти не мог ехать, но быстро вспомнил, что нужно приспустить колеса. О чудо! - ехать стало в разы комфортнее, хоть меня и периодически уносило влево-вправо, я терял равновесие, спешивался, и снова искал равновесие в узкой колее автомобильного следа... Это был необычный и полезный опыт. А вот на фэтбайке по такому снегу, наверное, ехать вообще не проблема.

Конечно, в этих местах было страшновато - а не выскочит ли откуда внезапно какое-нибудь хищное животное с намерением подкрепиться?!. Такие мысли возникали из-за множества следов, например, заячьих. Логично, что там где заяц, там вполне может быть и кто-то посолиднее.. В какой-то момент один такой смелый заяц выскочил и пару десятков метров бежал прямо перед моим велосипедом! Потом он скрылся в деревьях. После того, как вышло солнце, ехать стало веселее, но никакой уверенности в достижении Спас-Оскуйского погоста у меня не было.

-4

Возле урочища Кресты, куда в принципе можно доехать и на внедорожнике и где находится площадка для перегрузки леса, мне предстояло решить, пойду ли я в сторону Спас-Оскуйского погоста. В этом месте в сторону погоста ведет старый почтовый Аракчеевский тракт Грузино - Боровичи. Даже представить себе сложно, что когда-то здесь вполне себе "кипела жизнь"... Расстояние до него примерно 3,5 километра в одну сторону; я оставил велосипед у деревьев и попытался пройти примерно километр по снежной целине, нарушенной местами только следами животных. Дошел только до первой широкой лужи (кстати, уже с промокшими ногами), где принял решение повернуть назад (по идее мог бы и дойти, но не хотелось возвращаться обратно в сумерках; да и энергозатраты на преодоление сугробов и луж были нецелесообразными - даже если бы я преодолел широкую лужу, впереди воды могло быть еще больше).

Обратный путь был частично намного легче, поскольку передо мной проехал КАМАЗ, уплотнив таким образом снег, а вот позднее проехал трактор и подпортил колею. Я успел добраться до Малой Вишеры засветло; подкрепился местной шаурмой.

Несмотря на то, что я не увидел Спас-Оскуйский погост, за время поездки я получил мощный заряд бодрости и положительных эмоций.

Схему маршрута не прилагаю, т.к. она однозначно определяется по картам (например, OSM); путь туда-обратно одинаковый, километраж не больше 50.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!