Великий пост – время особого покаянного настроя. Мы заглядываем в свое сердце, размышляем о горнем и не забываем и о нынешнем времени. Как мы его проводим в повседневной жизни вне стен храма.
Всем нам знакома молитва Сирийского Отца, св. Ефрема Сирина, которая читается как на богослужении, так и келейно.
Привожу текст этой молитвы на греческом языке и в славянском переводе:
«Κύριε καὶ Δέσποτα τῆς ζωῆς μου, πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας, καὶ ἀργολογίας μή μοι δῷς.
Πνεῦμα δὲ σωφροσύνης, ταπεινοφροσύνης, ὑπομονῆς, καὶ ἀγάπης χάρισαί μοι τῷ σῷ δούλῳ.
Ναί, Κύριε Βασιλεῦ, δώρησαι μοι τοῦ ὁρᾶν τὰ ἐμὰ πταίσματα, καὶ μὴ κατακρίνειν τὸν ἀδελφόν μου, ὅτι εὐλογητὸς εἶ, εἰς τοὺς αἰῶνας τῶν αἰώνων».
«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веком. Аминь».
Давайте попробуем разобрать эту молитву (слезное моление) и обратится к смыслу этих как кажется с первой стороны простых прошений, но имеющих более глубокий смысл.
В первом прошении мы обращаемся к нашему Небесному Отцу и называем его Господи и Владыка жизни моей. Мы подчёркиваем Его владычество над всем нашим миром и нашей жизнью, мы вверяем Ему себя и просим, чтоб Он не дал нам, можно сказать даже отнял от нас Духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия.
Празднословие- со славянского языка слово праздный переводится как пустой. Просим избавить нас от пустоты духовной. В оригинальном тексте стоит слово «άργίας» - безделье. Далее мы молимся, чтоб Господь избавил нас от уныния. Опять же в греческом тексте стоит слово «περιεργείας», что буквально переводится как многоделание. Изначально нам становится не понятно, ведь мы просим сперва избавить нас от безделья и тут же просим и не дать нам многоделания. На самом деле тут все логично мы должны найти золотую середину ведь избавляясь от праздности мы можем переборщить и погрузиться в суету. Также от многоделания мы можем впасть тщеславие и гордость. На русский язык слово «περιεργείας» перевыели как уныние. Видимо переводчик исходил из того, что такое состояние может обратить нас в уныние.
Далее следует такой порок как любоначалие. Это не просто любовь к какой-либо власти, а более глубокое состояние. «Любоначалие-это отношение к другому человеку с точки зрения пользования им. Это, иными словами, внутреннее подчинение всех и всего себе, рассматривание всех и всего только с точки зрения моей пользы, моих интересов, меня- как высшей и единственной ценности» (Протопресвитер Александр Шмеман).
Следующее от чего мы хотим избавится это празднословие. Пустые слова, болтовня, сплетни. Все это и есть празднословие, словом можно осудить и оклеветать человека. Но мы знаем, что слово — это дар Божий и за всякое слово мы дадим ответ. «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36).
В следующей части мы просим Бога, чтоб он дал нам целомудрия, смиренномудрия, терпенья и любви. Всего того чего нам нахватает тем более в нашем современном мире.
В последней части это молитвы мы обращаемся к Господу и Царю нашему, о даре видеть все наши прегрешения, и не осуждать брата своего, то есть всех окружающих нас. Если мы будем постоянно работать над собой, стараться вести себя по-христиански, будем иметь любовь к Богу и всем своим ближним, нести свой крест с терпеньем и благодареньем, то по милости Божьей и получим все те дары, о которых мы просим в этих прошениях.
Читая эту молитву будем понимать, что не только безделье, но и многоделание во всем и в аскетических трудах может пойти нам не на пользу. Поститься и молиться будем в меру и с любовью к Господу и ближним.