Найти тему
Bidzaar

Методы определения начальной максимальной цены контракта в коммерческих торгах

Одним из важнейших критериев отбора для заказчика выступает начальная максимальная цена (НМЦ). При анализе предложений потенциальных поставщиков ценовой фактор играет основную роль — если исполнитель завысит цену, указанную в заявке, у него нет шансов победить в тендере. Вопрос НМЦ актуален и для коммерческих тендеров. В 2011 году был принят ФЗ–223, обязывающий указывать начальную цену контрактов в извещениях при проведении закупок. С 2021 года обоснование НМЦ стало обязательным для всех заказчиков. Мы расскажем о методах определения начальной максимальной цены контракта в коммерческих торгах и способах обосновать контрактную стоимость.

Что такое НМЦ

Простыми словами: начальная максимальная цена — это предельное значение, своеобразная планка, от которой цена на торгах идет вниз. НМЦ указывается в извещении потенциальным поставщикам. Заказчики отбирают поставщиков, предложивших лучшее качество по самым низким ценам.

Начальную максимальную цену публикуют:

  • при проведении открытых торгов — в извещениях и закупочных документах;
  • при проведении закрытых торгов — в приглашениях участникам закупок и в закупочной документации.

Ошибочно думать, что заказчики устанавливают цену по своим пожеланиям. В реальности расчет цены производится заказчиком при планировании закупок. Уточненный расчет НМЦ делают перед началом тендера, подготавливая ТЗ (техническое задание) и закупочную документацию. Расчет производится по специальной методике, с использованием формул, коэффициентов и поправочных значений.

Методы расчета НМЦ

Заказчики могут использовать разные методики расчета начальной (максимальной) цены:

  • Рыночный метод. Это самый популярный вариант расчета НМЦ, предполагающий анализ конъюнктуры рынка, сопоставимых цен. В его основе — сравнение предложений, спроса и контрактов по выбранному товару (продукции, услуге). Данный метод используют для закупок ТНП или продукции, широко представленной на рынке.
  • Ресурсный. Самый точный, но и самый трудоемкий — ресурсный, или затратный подход. Как правило, его применяют в строительстве, при поставках сложного оборудования и выполнении комплексов работ. В основе подхода — калькуляция цен всех составляющих предмета договора, с учетом их объемов. В цену включаются стоимость материалов, работ, доставки, всех прямых и косвенных затрат, связанных с выполнением условий контракта.
  • Сметный. Этот вариант обычно применяют для расчета цены на технологическое оборудование, установки и промышленные объекты. Иногда сметный метод (или метод по удельным показателям) используют для расчета НМЦ на товары, по которым нет технологических карт.
  • По аналогам. Для товаров, не представленных на рынке, применяют расчет цены по аналогам. В качестве аналогов используются сопоставимые по функциональным и качественным характеристикам товары или продукция.

При расчете цены договора учитываются и поправки. Например,

  • на условия доставки —учитывается стоимость транспорта и страховки груза;
  • на обеспечение условий договора — цена корректируется на стоимость банковских гарантий и страховых полисов и проч.;
  • на налоги и взносы — в цену включаются прямые налоги и пошлины, за исключением НДС.

Также учитываются сопутствующие услуги (стоимость монтажа, обучения, сопровождения, технического обслуживания).

-2

Как обосновать НМЦ

В 2021 году вступил в действие Федеральный закон № 86–ФЗ от 05.04.2021, обязывающий обосновывать НМЦ контракта в закупках.

Метод определения НМЦ заказчик выбирает самостоятельно, а при обосновании цены опирается на нормы ФЗ–223, публикуя данные в извещении и тендерной документации.

Алгоритм подготовки обоснования следующий:

  • Выбор метода расчета НМЦ. Для более точного определения цены возможно применение двух методик расчета, на усмотрение заказчика.
  • Составление расчетов с использованием методических рекомендаций и нормативных актов. Например, формулы цены и правила вариации определены в ФЗ–223. Для калькуляций ряда услуг используют тарифы из указаний ЦБ РФ. Коэффициенты для вариации цен приведены в приказах Минэкономразвития.
  • Составление локального положения, в котором компания–заказчик закрепляет методику определения цены. В документе описывается методология, приводятся формулы расчетов.
  • Внесение данных о НМЦ в план закупок.

Затем остается включить сведения о НМЦ в извещение и тендерные документы и опубликовать извещения и расчет в пакете документов для размещения заказа.

Возможные сценарии при определении НМЦ

От расчета цены зависит не только экономика сделки, но и сам факт заключения договора. Рассмотрим, возможные последствия некорректного расчета НМЦ.

1. Начальная цена занижена. Чаще всего это объясняется низким бюджетом заказчика, отсутствием у него достаточных средств. Последствия:

  • торги могут не состояться, поставщики не захотят работать в убыток;
  • высокий риск заключить договор с недобросовестным исполнителем.

2. Начальная цена завышена. Если вам кажется, что цена контракта слишком высока, стоит внимательно изучить предложение заказчика. Возможно, в деталях кроется ответ. Последствия:

  • в ходе тендера цена может снизиться до рыночных значений;
  • для участия подается одна заявка и контракт достается единственному участнику.

3. Корректное определение НМЦ. Последствия:

  • понятные условия для всех участников торгов;
  • основа для взаимовыгодного сотрудничества и выполнения контракта с заявленным качеством.

В закупках выбор делает не только заказчик, но и поставщик, оценивая благонадежность партнера. Начальная цена — один из критериев такой оценки. Понятные условия и обоснованные цены повышают доверие участников. На площадке для электронных торгов bidzaar.com вы легко найдете надежного партнера по активности на площадке (участие в запросах, победы, насыщенность профиля и пр.), а также с помощью уникальной системы бейджей и тегов, по которым поставщик осуществляет свою деятельность.