✅Если человек может посмеяться над собой, например, над своей внешностью или характером, окружающие будут воспринимать его как открытого и дружелюбного собеседника.
✅Знание о себе – это динамичная система. Каждый день в ней происходят изменения. И это продолжается всю жизнь. С каждым годом структура самосознания все больше усложняется. И в итоге у человека формируется все более глубокий, осознанный, собирательный образ Я. Для чего человеку необходимо знание о себе? Чтобы быть здоровым и успешным, гармонично выстраивать отношения с окружающими.
✅Самосознание личности – это осознание человеком самого себя как отличного от других людей и мира. Это восприятие собственной уникальности и независимости, цельности. Оно включает в себя следующие компоненты: понимание человеком своих потребностей, желаний, мыслей, эмоций и мотивов, а также понимание индивидом специфики его отношений с миром и самим собой. Основой знания о себе является самопознание.
- Разберем подробнее, что такое самосознание кратко, понятно и простыми словами. А также определим, как оно связано с развитием личности, и затронем теорию самосознания из философии, определим его структуру, содержание, свойства, уровни и формы.
✅Что такое самосознание
Дословно это можно перевести как «знание себя» или «знания о себе». Термин пришел из философии. Уже нельзя сказать точно, кто ввел это понятие, но в психологии его связывают с именем Л.С. Выготского. Вот что автор называет знанием о себе: «осознание человеком себя как индивидуальности, направленность сознания человека на самого себя: на собственное тело, потребности, чувства, поведение».
Объясним простыми словами понятие самосознания, дадим определение из психологии, обозначим основные характеристики. В психологии знание личности о себе – это осознание субъектом себя как отдельной единицы, личности, участника общества и понимание своего места в мире.
- Из каких частей состоит знание человека о себе? Из осознания и оценки человеком своих мыслей, поведения, желаний. Оно связано со многими другими «само»:
самооценка;
самоуважение;
самоценность;
самопомощь;
самоанализ;
самореализация и т.д.
Знание о себе основано на принятии человеком себя и осознании своей уникальности. От этого, в свою очередь, зависит поиск предназначения и самоопределение в жизни, убеждения и ценности личности, мировоззрение. Знание о себе помогает человеку оценить перспективы дальнейшего развития в жизни.
✅Определения самосознания из других наук практически не отличаются:
- В обществознании определение звучит так: «это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. А также это осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность».
- В философии определение сформулировано так: «это осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как автора деятельности. Это самосознание души.
✅Разберем особенности знания о себе. Восприятие человеком самого себя влияет на то, как складываются отношения субъекта с обществом. Но в то же время общество влияет на формирование самосознания личности.
Итак, в чем же проявляется социальная обусловленность самосознания? Разберем на примере. До 6-7 лет у ребенка еще не развито критическое мышление вместо самооценки он ориентируется на оценку взрослых. С их слов ребенок определяет, какой он. Если родители убеждают его в том, что он плохой и недостойный, то ребенок вырастает с такой установкой. В будущем, выстраивая отношения с социумом, он придерживается именно этого убеждения, а потому ему попадаются плохие люди, манипуляторы, тираны.
Пример проявления самосознания из жизни: человек понимает, что для продвижения по карьерной лестнице ему не хватает усидчивости и мотивации начинает анализировать, почему не хватает мотивации, сравнивает свои действия с моделями поведения успешных людей. В итоге он составляет план по развитию в себе нужных качеств и в скором времени добивается успеха.
✅Уровни
Знание о себе предполагает формирование у человека Я-концепции – устойчивой системы представлений о себе. Это продукт самосознания. В Я-концепции можно выделить три уровня, их же называют уровнями самосознания:
- познавательный – представления человека о самом себе как личности, индивидуальности, познание и принятие всех своих особенностей;
- оценочный – чувство самоценности, собственной значимости, в том числе осознание человеком значимости и ценности его профессии, внешних особенностей, характера;
- поведенческий – поведенческие установки и отношение человека к собственной личности.
Эти элементы можно считать структурой самосознания. Однако в психологии в качестве структуры принято рассматривать другую систему.
✅Структура самосознания
Что входит в структуру самосознания? В структуру самосознания личности входят следующие элементы:
▶️Когнитивный компонент или самопонимание. Это познание человеком самого себя и разработка Я-образов. Обычно выделяют четыре: Я-реальное (какой человек есть), Я-идеальное (каким хотел бы и может быть), Я-фантастическое (каким мечтает быть, если бы у него не было никаких ограничений) и Я-зеркальное (каким человека видят окружающие по его мнению).
▶️Эмоционально-оценочный компонент или самоотношение. Принятие или непринятие себя, уверенность или неуверенность, чувство самоценности или обесценивание себя – все это и подобное входит в этот элемент. В общем, это эмоциональное и оценочное отношение человека к самому себе: самооценка, самоуважение, самопринятие. Оно формируется на базе общественных норм и стереотипов, стандартов. А также на основе сравнения человеком себя с другими людьми.
▶️Поведенческий компонент или саморегуляция. Это стремление вписаться в общество, быть принятым и понятым, соответствовать его нормам, стать уважаемым лицом и ценной единицей.
▶️Самоактуализация. Этот компонент обеспечивает реализацию и саморазвитие человека. Признаки здоровой самоактуализации личности: жизнь «здесь и сейчас», занятие любимым делом, беспрерывное саморазвитие, открытость новому, честность с собой и другими, ответственное и осознанное отношение к жизни, уверенность в себе.
▶️Уровень притязаний. Это желание покорить такие цели, которые находятся чуть дальше, чем зона актуального развития, то есть чуть сложнее того, что уже покорилось человеку.
✅Согласно другим источникам, главные компоненты самосознания выглядят так:
▶️Самопознание (интеллектуальный аспект). Формируется через самонаблюдение и самооценку.
▶️Самоконтроль (саморегуляция). Обусловлено самооценкой. Чем устойчивее и адекватнее самооценка, тем выше уровень самоконтроля.
▶️Самосовершенствование. Работа с Я-образами.
Формирование подструктуры связано с уровнем развития самосознания. Проанализируем структуру через схему:
Обратите внимание! Знание о себе – это один из этапов развития сознания. А сознание – это способность человека субъективно переживать и трактовать события внешнего и внутреннего мира.
✅Функции самосознания
Какие функции и роли выполняет знание человека о себе? В психологии принято выделять следующие функции самосознания:
▶️Функция развития и самосовершенствования. Потребность в самореализации толкает личность на путь позитивных изменений, превращение Я-идеального образа в Я-реальный.
▶️Экзистенциальная функция. Самосознание помогает человеку найти смысл и цель жизни.
▶️Регулятивная функция. На основе своего самосознания человек выстраивает отношения с социумом, регулирует и организует свое поведение, деятельность.
▶️Интегративная функция. Человек ищет баланс между личным и общественным, внутренним и внешним миром.
▶️Защитная функция. Несмотря на стремление к позитивным изменениям, человек в то же время борется за сохранение привычного образа Я. В жизни это выглядит, например, как отстаивание личных границ.
✅Функции самосознания проявляются как по отдельности, так и вместе.
Какую роль играет система знаний о самом себе в жизни человека, становлении его личности? Главную. Чем лучше человек понимает и знает себя, тем эффективнее он выстраивает свою жизнь. Знание о себе дает возможность работать над собой, развиваться, самосовершенствоваться.
✅Формы
Знание личности о себе – это система представлений человека о самом себе, своих психических и физических состояниях. Существует несколько форм самосознания.
По типологии В.В. Миронова формами самосознания являются:
▶️Самочувствие. Это осознание человеком своего тела и его места, участия в мире.
▶️Самоидентификация. Отнесение человеком себя к какой-либо социальной или культурной группе.
▶️Личностное знание о себе. Человек осознает себя как кого-то похожего на других людей, но в то же время отличного от них. Вместе с этим приходит осознание свободы действий и ответственности за них. На фоне этого в работу включается самоконтроль и самооценка.
Иногда эти формы называют уровнями самосознания человека. Первая форма – низший уровень, третья – высший.
✅Кроме форм в психологии принято выделять виды или типы самосознания:
Общественное или социальное. Это комплекс коллективных убеждений, представлений об обществе в определенный период времени.
▶️Частное. Это осознание человеком отдельных аспектов себя. Например, когда субъект смотрит в зеркало и видит свое лицо.
▶️Нравственное. Это система моральных образов и идеалов, к которым стремится человек.
Все типы тесно связаны между собой.
Как формируется самосознание
Проблема самосознания сложная. В психологии ее рассматривают с разных сторон. Например, изучают становление знания о себе соответственно возрастным изменениям человека.
Как формируется самосознание по мере взросления человека (этапы развития знания о себе):
От 0 до 1 года. Возникает зачаточное знание о себе. Ребенок понимает, что он существует. Первый уровень развития самосознания характеризуется осознанием биологических потребностей: в еде, воде, уходе.
От 2 до 3 лет. Аллопсихическое знание о себе. Ребенок начинает видеть в себе самостоятельную личность, отделять свои действия от действий других людей.
От 4 до 7 лет. Формируется самотопсихическое знание о себе, то есть ребенок уже может оценить, понимает и распознает свои физические состояния, эмоции, чувства.
От 8 до 17 лет. Формирование самосознания заканчивается. У юноши возникает устойчивая система представлений о самом себе.
В дальнейшем знание о себе не формируется, а видоизменяется. Таким образом, самосознание личности в основном складывается к 17 годам.
✅Что влияет на формирование самосознания? На формирование знания о себе влияет значимое окружение, общество в целом, оценка субъекта другими людьми, статус в группе сверстников, оценка человеком самого себя, соотношение образов Я-реального и Я-идеального.
✅А вот, в чем состоят предпосылки формирования самосознания:
▶️сознание человеком своей схожести с другими людьми;
▶️сознание своего Я как активного начала;
▶️сознание человеком своих психических свойств и качеств;
▶️формирование системы социально-нравственных установок.
Л.С. Выготский полагал, что развитие структуры самосознания происходит по схеме, близкой к развитию высших психических функций.
Развитие самосознания
Развитие самосознания человека начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Представим тезисно план развития самосознания:
▶️осознание ребенком самого факта своего существования (на физическом уровне через ощущения, осознание себя в своем физическом теле);
▶️выделение ребенком себя из окружающего мира, общества;
▶️осознание ребенком своих эмоций, чувств и желаний;
▶️развитие самооценки (оценка действий, поступков, поведения, личных качеств);
▶️способность определять психические состояния, распознавать чувства и мотивы;
▶️осознание достоинств и недостатков и других индивидуальных особенностей, разработка образов Я-реального и Я-идеального;
▶️формирование чувства самоценности, которое не зависит от внешних обстоятельств.
В классификации отечественного психолога и философа С.Л. Рубинштейна выделены такие этапы развития самосознания человека:
▶️интерес к телу и овладение им;
▶️освоение произвольных движений;
▶️обучение самообслуживанию;
▶️восприятие своего Я через призму прошлого, настоящего и будущего;
▶️формирование самосознания, его принятие человеком.
Знание о себе формируется через самопознание и самоанализ. А также люди познают себя через общение с другими людьми. Причем это первый фактор, влияющий на становление самосознания. До трех лет дети не распознают себя как отдельного уникального человека. И только с трех лет человек начинает отстаивать свою уникальность, искать баланс между ней и схожестью с другими людьми. Пик поисков приходится на подростковый возраст.
✅Признаки развитого самосознания:
- осознание себя как активного существа или чувство деятельности;
- ежеминутное ощущение внутреннего единства, целостности;
- осознание идентичности;
- осознание уникальности.
Эти же критерии помогают оценить развитость знания человека о самом себе.
✅Ошибки в развитии самосознания
Процесс формирования самосознания можно определить как кризис идентичности – поиск человеком своего предназначения, места и роли в обществе. Если кризис разрешается неблагополучно, то есть, у человека не формируется здоровая Я-концепция, самооценка и другие элементы самосознания, то возникают следующие отклонения:
▶️человек избегает близких отношений, самоизолируется от общества, замыкается в себе;
▶️человек отказывается взрослеть, боится любых перемен;
▶️человек неадекватно воспринимает время (искажена хроноцепция);
▶️человек не может определиться в жизни, растрачивает свои силы и потенциал на множество маловажных дел и сомнительные виды деятельности;
▶️человек не принимает себя, выбирает негативные примеры для подражания.
Кроме этого, ошибки в процессе формирования знания о себе приводят к зависимости от чужого мнения, искаженному восприятию человеком своей внешности или внутреннего мира. В особо запущенных случаях развиваются психические расстройства.
Заключение
Таким образом, под самосознанием понимают определение человеком самого себя как активной и отдельной единицы. В психологии знание о себе рассматривают и как процесс, и как результат. Если говорить о нем как о результате, то это понимание человеком своей уникальности, создание образа Я. Если рассматривать феномен как процесс, то речь идет об осознании человеком себя как активного участника социума, независимой и уникальной личности, но в то же время это осознание человеком своей идентичности с другими людьми, миром.