Здравствуйте
Сегодня речь пойдет о тактильных ощущениях, то есть о прикосновениях.
Интересно, что, когда пишем, мы передаем тактильность действий почти на автомате: взял, дотронулся, задел, коснулся, погладил, потёр, пощупал, поцеловал, прижался, тормошил и т.д. Однако художественная деталь требует не только нужного нам глагола. Что же нужно учитывать, создавая интересное «тактильное» описание?
1. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Люди чувствуют прикосновения по-разному. Например, один не войдет в переполненный автобус, потому что неприятно касаться других. А второму все равно. В разных странах соблюдается разная дистанция между людьми, нарушить ее, значит нарушить личное пространство.
На чувствительность влияют:
► состояние кожи
У нее была такая тонкая нежная, почти прозрачная кожа, что Клёцкин опасался: дотронешься нечаянно, и потечёт, словно из надрезанного персика, сок.
► защита кожи
Клёцкин поднял воротник куртки. Он где-то потерял шарф, и шея мерзла от сильного северного ветра. А вот поясницу прикрыть нечем – куртка и рубашка по моде короткие.
► части тела. Они чувствительны по-разному. Ученые выяснили, что самые чувствительные – это кончики пальцев и кончик языка. Спина, о холодке по которой так любят упоминать, менее чувствительна. А уж если говорить об интимных прикосновениях, то тут вообще все индивидуально.
Клёцкин с удовольствием наблюдал за девушкой. Она оглянулась, убедилась, что вокруг никого, высунула кончик языка, дотронулась, а потом и лизнула сосульку. Он сглотнул, вспомнилась сочная прохлада «угощения» из детства.
2. ВИДЫ ПРИКОСНОВЕНИЙ
Прикосновения тоже неодинаковы. Виды названы по разным основаниям.
1) По взаимодействию
К ритуальным относятся не только рукопожатия, но и прикосновения к плечу, тактильные приветствия разных народов, ритуальные объятия, поцелуи и прочее.
Главная примета профессиональных касаний – безличность. Это прикосновения врача, парикмахера, обыскивающего преступника полицейского, прикосновения в балете, танцах и т.д.
Дружелюбные касания – уже личностные, но в них нет интима. Это и обнимание за плечи, дружеский поцелуй, держание за руку, под руку и т.д.
А вот чувственные обязательно передают особые отношения: нежность, трепет, ласку, любовь. Перебирать пальцы, касаться волос, лизнуть ушко, обнимашки и прочее.
2). По характеру раздражения:
► неустойчивая деформация (касание),
► статистическая деформация (давление, натяжение),
► пульсирующая деформация (вибрация)
3). По сочетанию осязания и кинестетики:
► пассивные – касания в состоянии покоя. Например, человек что-то просто держит в руке. В тексте мы просто это указываем, упоминаем.
► активные (гаптические) – одновременные касания разного характера. Человек рассматривает предмет, трогает его, ощупывает, гладит и т.д.
► опосредованные (инструментальные) – то есть касание совершается при помощи какого-либо инструмента. Чтобы понять, есть ли ток в розетке, необязательно лезть в нее пальцами.
3. ЗАЧЕМ ЭТИ ЗНАНИЯ ПИСАТЕЛЮ?
► Во-первых, достоверность.
У начинающих писателей фантастики сплошь и рядом первооткрыватели планет хватают голыми руками растения, бегают босиком по пескам Марсианской колонии, обнимаются с инопланетянами, пробуют разные вещества.
А у реалистов герой в темноте чудесным образом прозревает и ни разу не спотыкается. Меня всегда забавляют сцены в фильмах, где герой и антагонист ловко перестреливаются в темном подвале. При этом света там нет, это оператор так снимает, что зрителю все видно.
Вообще, человек в темноте – тема особая. Если вы хотите описать действия персонажа правдоподобно, завяжите глаза и пройдитесь по комнате, касаясь всего. Тогда сцена будет достоверной. Тут хороши приемы, о которых я рассказал в первой части статьи на эту тему.
Пассивные касания возможны, когда персонажи находятся в состоянии безопасности или, наоборот, когда нужно проявить осторожность. И тут нужно помнить, что они никогда не дадут человеку полной картины, если он находится в той же темноте или предмет ему незнаком. Изучение предмета требует активных касаний или инструмента.
► Во-вторых, стоит учитывать характер прикосновения.
Разгневанный Кальвин схватил Леону за руку и потащил в комнату (давление, натяжение). Ее пальчики дрожали (вибрация) в его холодной ладони.
Вот пусть кто-то схватит писателя за руку и потащит, поглядим – будут ли дрожать пальцы.
В органолептике, к примеру, касания являются чуть ли не самыми важными. Предмет, вещь анализируются с этой стороны, выясняется – насколько человеку комфортно ощущать их, а значит, использовать эффективно. Самый красивый диван можно выбросить, если на нем нельзя нормально сидеть, платье из парчи прекрасно, но носить его без поддевки проблематично – колется, а уж сколько споров о высоте каблука женских туфелек и давлении мужского галстука.
► В-третьих, всегда интересно, интригует нарушение ожидаемого прикосновения.
Дружеское, как и любое другое, вполне может перейти в чувственное. И тут уже у героини или героя будет другая реакция, другие эмоции, другое поведение, а читателю любопытно – как же персонаж справится с ситуацией.
Конечно, осязательные ощущения связаны с другими. Об этом и поговорим далее.
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература