Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Фильм, где советскую кинозвезду загримировали до неузнаваемости и дали чужой голос

Писатель Эдуард Тополь особенно популярен был в конце прошлого века, когда его романы были буквально в каждом киоске. Но в его активе есть не только проза, но и киносценарии, в том числе, например, сценарий детского фильма «Юнга Северного флота» (1973). В том же году вышла и другая лента, основанная на произведении Тополя, — драма «Открытие», рассказавшая историю, охватившую несколько десятилетий.

Кадр из фильма «Открытие»
Кадр из фильма «Открытие»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Ставить картину поручили Барасу Халзанову, работавшему на Свердловской киностудии. Халзанов чётко увидел идею, заложенную в сценарий Тополем:

главный герой, Сергей Юрышев, всю жизнь идёт не только к научному открытию, но и к открытию себя и окружающих. Уже будучи почтенным человеком он понимает, что многое годами от него оставалось скрытым в жизни, но даже сейчас, несмотря на возраст, ещё можно делать удивительные открытия.

Поэтому на центральную роль Халзанову требовался исполнитель интеллектуальный, который донёс бы эту мысль до аудитории и которому зритель бы абсолютно верил. Выбор пал на Донатаса Баниониса, хорошо известного в СССР и любимого артиста с амплуа немногословного сдержанного интеллектуала. Почти сразу же работу предложили и Александру Демьяненко, постоянно озвучивавшему Баниониса.

Фото со съёмок. Донатас Банионис
Фото со съёмок. Донатас Банионис

Но тут же появилась и сложность: Банионису было уже без малого 50 и в образе зрелого героя, именитого учёного, академика, директора научного института, он смотрелся органично. Но начиналась история Юрышева ещё в двадцатые, когда он был совсем юным, и сыграть молодого комиссара, покоряющего Сибирь, Банионис, конечно, не мог. Поиски актёра на роль молодого Юрышева затянулись, но в конце концов роль получил Михаил Кононов. Правда,

узнать его в кадре не так-то просто: он почти всегда небрит и носит тёмный парик, что уж совсем непривычно.
Кадр из фильма. Михаил Кононов
Кадр из фильма. Михаил Кононов

К тому же озвучил его всё тот же Александр Демьяненко, и в данном случае это было оправдано: у Михаила Кононова голос и манера говорить довольно узнаваемые и заметно отличаются от голоса Демьяненко, и если бы Юрышев в молодости говорил одним голосом, а в зрелом возрасте другим, сильно отличным, это выглядело бы противоестественно. Так или иначе, Михаил Кононов в «Открытии» смотрится крайне необычно и это едва ли не единственное его появление в кино в образе брюнета.

Товарища Юрышева, учёного Андрея Каточкина, сыграл Виталий Соломин. По сюжету его жизнь оборвалась во время научного эксперимента в 1944 году (тогда же погибла и его жена, работавшая рядом). Здесь решили обойтись одним исполнителем: с Каточкиным зрители впервые встречаются в те же двадцатые, а потом видят его в сороковые.

Кадр из фильма. Михаил Кононов и Виталий Соломин в образах Сергея Юрышева и Дмитрия Каточкина в двадцатые
Кадр из фильма. Михаил Кононов и Виталий Соломин в образах Сергея Юрышева и Дмитрия Каточкина в двадцатые
Кадр из фильма. Донатас Банионис и Виталий Соломин в образах тех же героев, но уже в сороковые. Исполнитель Юрышева сменился, а Каточкина по-прежнему играет Виталий Соломин
Кадр из фильма. Донатас Банионис и Виталий Соломин в образах тех же героев, но уже в сороковые. Исполнитель Юрышева сменился, а Каточкина по-прежнему играет Виталий Соломин

Для возрастной роли Виталия Соломина гримировали, делая морщины на лице и надевая парик с сединой.

Облегчило работу гримёров использование чёрно-белой плёнки (чёрно-белые кадры фигурируют в воспоминаниях Юрышева, сегодняшний день, то есть в семидесятые, снят в цвете),

на которой огрехи были менее заметны.

Кадр из фильма. Виталий Соломин в образе Андрея Каточкина
Кадр из фильма. Виталий Соломин в образе Андрея Каточкина

Кстати, Виталий Соломин сыграл ещё и сына собственного героя, Андрея Каточкина, которого после гибели родителей усыновил Юрышев, фактически исполнив в «Открытии» три роли.

Кадр из фильма. Жанна Прохоренко
Кадр из фильма. Жанна Прохоренко

Появились в фильме и ещё две знаменитости: Жанна Прохоренко и Владимир Ивашов. Оба в 1959 году сыграли в «Балладе о солдате», советской военной драме, прогремевшей не весь мир.

Фото со съёмок. Жанна Прохоренко
Фото со съёмок. Жанна Прохоренко

Здесь сибирская красавица Анка и промышленник Стасов, герои Жанны и Владимира, тоже поначалу испытывали друг к другу симпатию, но закончилось это расправой Стасова с бывшей возлюбленной. К сожалению,

линия Ильи Стасова в ленте оказалась невнятной, скудной и какой-то обрезанной, но для зрителя встреча с актёром была огромной радостью,

поскольку почему-то режиссёры начали терять интерес к Владимиру Ивашову. К слову, здесь он, как и Михаил Кононов, тоже предстаёт в непривычном виде, но почти сразу опознаётся по голосу.

Кадр из фильма. Владимир Ивашов
Кадр из фильма. Владимир Ивашов

Ну и обязательно надо отметить немногословную, понимающую, но волевую Лизу, в образе которой появилась Ирина Печерникова, тогда уже невероятно популярная благодаря фильму «Доживём до понедельника» (1968). Ирине тоже досталось не так много времени в этой работе, как хотелось бы, из-за чего некоторые мотивы поведения героини непонятны. Но образ её подошёл отменно: таких молчаливых, умных, думающих женщин она ещё сыграет не раз.

Кадр из фильма. Ирина Печерникова
Кадр из фильма. Ирина Печерникова

Но есть информация, что

Эдуард Тополь романтической линией между Лизой (Печерниковой) и Андреем (Соломин) оказался недоволен. В сценарии она была более пространной и смелой, в фильме же — весьма призрачной, идущей скорей намёками, чем действием.

Поговаривали, что отчасти это произошло из-за антипатии между актёрами, но не исключено, что линию сократили из-за ограниченности экранного времени.

Кадр из фильма. Производственная катастрофа, помешавшая открытию
Кадр из фильма. Производственная катастрофа, помешавшая открытию
Картина «Открытие» для широкой аудитории, увы, открытием не стала, хотя фильмы, посвящённые учёным, у нас в стране всегда любили.

Возможно, причиной стало то, что драму сняли не на центральных киностудиях, а в Свердловске, поэтому и в прокат она пошла вторым экраном. Кроме того, немного подпортил репутацию «Открытия» сам Тополь, в конец семидесятых уехавший из СССР. В таких случаях фильм традиционно отправляли на дальнюю полку и показывали лишь изредка и с оглядкой на начальство. Сейчас лента доступна и посмотреть её можно. И после просмотра вы определённо удивитесь, каким темпераментым мог быть, оказывается, Михаил Кононов (и ещё тому, как цвет волос меняет внешность).

Если вы захотите познакомиться с «Открытием», то прислушайтесь к голосу героя Виталия Соломина. Мне показалось, что местами его тоже озвучил кто-то другой. Утверждать не буду, никакой информации по этому поводу нет, это всего лишь субъективное восприятие.

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-12

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: