"Финский дэт-метал всегда имел свои собственные черты, особенно если сравнивать его с тем, что пришло, например, из США или Швеции. Действительно, обе эти сцены оказали свое влияние на то, как наши молодые чемпионы - которые просто хотели создать свои собственные группы, полные гноя и висцерального гниения - добились успеха. Также невозможно игнорировать великих британцев, а именно Carcass и Napalm Death, когда вы думаете о самом начале финского дэт-метала. Xysma, Disgrace, Pakeni и Lubricant черпали энергию из этих источников. Xysma, возможно, больше всех. Они заставили улыбнуться даже ребят из Carcass, когда те услышали запись этих финнов, увлеченных кишками, гнилью и прочей сочащейся дрянью."
"Несмотря на то, что ранний шведский дэт-метал - такие группы, как Nihilist, Dismember, Carnage, Corpse/Grave, Unleashed, Afflicted Convulsion, Macrodex и Treblinka - были, возможно, наиболее важными на заре финского дэт-метала, у здешних групп всегда была своя индивидуальность. Они никогда напрямую не копировали то, что было популярно в то время. Так, через год или два термин "финский дэт-метал" был в конечном итоге придуман. Это было сочетание звучания шведской сцены и очаровательного "финского подхода". В финском звучании всегда было больше меланхолии и мелодии, если сравнивать с группами из других мест. Все имели "свою собственную фишку". Никто из них не хотел звучать как все остальные. Именно этот фактор сделал финский дэт-метал более уважаемым и достиг кульминации в первые годы 90-х. Звукозаписывающие компании начали проявлять интерес как в Финляндии, так и за рубежом, и в итоге многие из ранних групп выпустили свои альбомы в самом начале 90-х, когда мировой интерес к дэт-металу был на пике".
Так видит начало нашей истории Лукси Лахтинен - великий старожил финского дэт-метала. И скорее всего, так оно и есть. Лукси, скорее всего, является человеком с наилучшим пониманием того, как все было, есть и будет в финском дэт-метале. Несмотря на то, что он никогда не играл в группах, Лукси, тем не менее, был активным участником сцены. Казалось, что он был везде. Он был там в самом начале, когда экстремальный металл начал формироваться, и остается активным (и уважаемым) на сцене и сегодня. В некотором смысле он является воплощением характера, который вы могли бы найти на сцене дэт-метала в Финляндии в конце 80-х и начале 90-х годов. Он рисовал обложки альбомов, фотографировал, писал для журналов, ездил с группами на их концерты и, прежде всего, имел хорошие связи по всему миру благодаря торговле кассетами. Всесторонне активный парень с большой страстью к предмету, Лукси был самым большим представителем финского дэт-метала на его заре. Он неустанно продвигал местные группы среди фанатов, групп и звукозаписывающих компаний из любви к гортанным звукам, которые издавали дети в Финляндии.
Под "детьми" мы имеем в виду настоящих детей. В то время буквально все ходили в школу. В большинстве случаев они не могли купить алкоголь или даже водить машину. Страстные молодые люди, которые поднялись по семейному древу металла, от Iron Maiden и Dio, к Anthrax, а оттуда через Sodom, Slayer и Sepultura, в конце концов, добрались до вершины этого дерева, до самого брутального звука, существовавшего в то время. Гниющая верхушка дерева называлась дэт-метал. Непонятный и неслушабельный для большинства, и очень сильно окутанный этикой андеграунда.
Ранний финский дэт-метал был, прежде всего, выражением болезненной любви к экстремальному краю музыкального спектра. Самый агрессивный и абразивный материал, который только можно было найти. Звук, вокал и темы текстов намеренно выводили людей из равновесия. Поскольку финское общество в то время было просто не в состоянии понять ни одну из этих черт, то ни одна из ранних групп даже не мечтала стать большой. В начале 90-х годов метал находился на рекордно низком уровне популярности, а дэт-метал был, пожалуй, самой "металлической" частью жанра. Чистый шум, который для большинства даже не был музыкой. Само собой разумеется, что это был звук для очень маргинальной аудитории. Поэтому в раннем финском дэт-метале не было рок-звезд. Получить хоть один концерт где-нибудь, неважно в каком заведении, было все равно, что сыграть в Hammersmith Odeon. И это всегда была вечеринка. Встреча для единомышленников. Если группе удавалось записать что-то вроде альбома, то это было знаменательным событием. Эти сырые, шумные и грубые пленки мгновенно копировались сотни раз. Сначала по соседству, потом по всей стране, и в конце концов звуковой гной просачивался за пределы Финляндии, не входящей в ЕС.
Поскольку люди в этой сцене никогда не ожидали, что им удастся чего-то добиться, по крайней мере, в том, что касается обычной рок-звезды, то для групп также не существовало никаких музыкальных или ментальных ограничений. В DIY нет никакого бизнес-фактора. Они могли играть так мутно, так тяжело и петь так гортанно, как им хотелось. Ранняя финская сцена хотела найти свой собственный угол и точку зрения на все. Каждая группа по-своему. Если кто-то на сцене уже делал что-то определенное, то не было необходимости повторять это. Над подражателями смеялись и их игнорировали. Это было чистое новаторство в звучании. Не могло быть формулы для создания чего-то нового для всех, поэтому музыкальные аспекты и процессы записи искали через ошибки и эксперименты. Это одна из причин, почему ранняя финская демо-сцена в дэт-метале имеет неоспоримое, глубоко укоренившееся ощущение андеграунда. Все немного потрепано, но большинство из них чертовски круты и единственны в своем роде.
Юха Ранникко, гитарист и основатель Purtenance, отмечает, что влияние определенно имело место, несмотря на то, что в ранние годы было не так много настоящих записей дэт-метала. Конечно, торговля кассетами была каналом, но те полноформатные дэт-метал альбомы, которые выходили за рубежом, имели то, чего Финляндии совершенно не хватало: соответствующих инженеров звукозаписи и общего ноу-хау в том, как делать и писать дэт-метал мирового класса. Конечно, были такие группы, как Morbid Angel, Cannibal Corpse, Nihilist, Entombed, Sepultura, Napalm Death, Carcass и Grave, но то, что вы слышали с кассет и винила, нельзя было так просто перенести в местные репетиционные комнаты.
"Не было какой-то одной группы [которая оказала на нас влияние], я думаю, мы скорее пытались копировать их всех. Но это действительно было не так просто. По началу, мы не могли играть так, как должны были бы, и понемногу все стало получаться само собой. А потом мы просто продолжали так играть. И так до бесконечности", - смеется он.
Лассе Пюкко, основатель Phlegethon и Hooded Menace, вспоминает ранние дни примерно так же. Даже в ранние годы уже существовали различные группы, которые можно было слушать, и что интересно на финской сцене, люди выбирали совершенно разных фаворитов.
"Мы копировали своих кумиров, насколько могли и смели, но если сравнивать финские группы друг с другом, то звучание всегда было совершенно разным. Например, у Disgrace было определенное влияние Carcass, тогда как ранние Sentenced звучали как финская версия Death и Obituary. Abhorrence многим обязаны Bolt Thrower, а Xysma вырвали все, что могли из Black Sabbath смешали это с элементами grind, death и хэви-метала 1970-х годов". Отсутствие помещений для записи, подходящих для дэт-метала, было еще одним определяющим фактором. "Шведские группы использовали одну и ту же студию Sunlight, из-за чего все они звучали более или менее одинаково. У нас такого не было", - подчеркивает Лассе.
"У Швеции и Финляндии было похожее отношение к дэту", - размышляет Даниэль Экерот, автор феноменальной книги о шведском дэт-метале. "Как и в случае с панком, финны иногда могли быть немного грубее. Шведская сцена была больше и шире. Это означало более высокие вершины, но и больше дерьма".
"Финский дэт-метал всегда был равен чему-то по-настоящему упрямому и преданному своему собственному пути", - говорит Тони Этиетомаа, который ведет страницу, посвященную финскому дэт-метал на Facebook. "Особенно если вспомнить группы начала 90-х годов в Финляндии и Швеции, казалось, что все группы здесь имели свой собственный стиль и звучание. Нельзя было сказать, что "это снова финский звук", но если вы слушали группы из Швеции, то уже через несколько секунд было ясно, откуда они родом. Финским парням явно не нравилось следовать чужому примеру".
Шведская сцена действительно быстро оказалась под влиянием исключительно самой себя. Наряду с несколькими чрезвычайно популярными студиями это заставило шведские группы звучать очень похоже, и вскоре это стало стандартом. Финская сцена также находилась под влиянием этих же групп, но скорее в зеркальном отражении - группы здесь хотели звучать не так, как группы в Швеции. В этом должна была быть своя изюминка.
"В мелодиях есть сходство, но ощущения другие, потому что в Финляндии просто больше меланхолии", - смеется Марко Аро, вокалист шведской группы The Haunted. "Это потому, что Финляндия - меланхоличная страна, и я сам оттуда родом. Швеция - более счастливая страна, и у шведских групп обычно веселые риффы, в то время как у финских групп обычно темные и мрачные. Я предпочитаю финскую обреченность шведскому счастью. Есть шведская сцена и есть финская сцена, и они должны оставаться такими. Они никогда не должны сливаться. Это очень важно - привнести в нее аромат своей родной страны. Иначе ты будешь просто подражателем. У Гетеборга свое звучание, у Турку - свое, у Хельсинки - свое. Но источник все тот же - Autopsy! Все просто развилось из этого".
Томас Линдберг, вокалист At The Gates и один из ключевых участников шведской сцены, также имеет довольно обширное представление о том, что происходило в Финляндии. "Это восходит к хардкор-сцене, к старым группам, таким как Kaaos и Riistetyt. Я услышал их довольно рано. Я увлекался Anti-Cimex, и они показали мне все эти вещи. Terveet Kadet и все эти старые банды... А потом была и другая сторона, старая школа хэви-метала. Так что я не удивился, увидев финский дэт-метал, поскольку в Швеции мы знали все о Stone, A.R.G. и подобных им трэш-группах. Мы даже слышали об Airdash. Мы слышали название и видели их записи. Первой андеграундной группой, которую я услышал, была, наверное, Xysma. А очень скоро после этого появились Funebre, Demilich и Demigod. Я не воспринимал их как финских или шведских, как разные вещи. Тогда для меня это не было чем-то национальным, это была скорее одна сцена".
Одним из важнейших различий было оформление. В то время как шведские группы начали заниматься этим довольно профессионально, причем на самых ранних стадиях, финское искусство часто просто рисовалось другом группы. Это было непрофессионально и очень похоже на следующий шаг после бесчисленных демо-записей трэша и спид-метала, которые Финляндия предлагала во время металлического бума конца 80-х годов.
Тони Хиетомаа подтверждает это наблюдение: "Художественные работы в раннем финском дэт-метале в основном были выполнены следующими тремя художниками: Турка Рантанен, Лукси Лахтинен и Кристоф Мойен. У каждого из этих парней был свой собственный стиль и манера. Я полагаю, что темы художественного оформления дэт-метала, как в Финляндии, так и в остальном мире, на протяжении многих лет оставались очень схожими и верными первоначальным идеям жанра. Вы получаете все нужные вещи: Черепа, смерть, мутации, выползающие из могилы, и все остальные злобные и угрожающие образы, которые только можно придумать".
Помимо музыкантов и кавер-артистов, еще одним важным человеком в эволюции финского дэт-метала был Дэйв Роттен, вокалист испанской группы Avulsed и менеджер лейблов Drowned Productions, Repulse Records и Xtreem Music. Ни один другой руководитель лейбла не выпустил за эти годы столько финского дэт-метала, сколько он, что позволило ему получить уникальное представление об этом жанре.
"У шведских групп есть своя индивидуальность в различных подстилях шведского дэт-метала, хотя они часто склонны копировать друг друга, а также американский дэт-метал... что это? Стиль Флориды? Нью-йоркский стиль? Я не думаю, что существует настоящий стиль США, но что мне всегда нравилось в финском стиле, так это жутковатый и мрачный способ понимания дэт-метала. Группы из Финляндии, в целом, не пытались копировать друг друга, и существует большое разнообразие, но всех их объединяет этот уникальный способ создания таких мрачных и злых риффов".
Кари Канкаанпаа, вокалист Solothus и Sepulchral Curse, добавляет: "Финский дэт-метал всегда был тяжелее и мрачнее, чем музыка, выходящая на любой другой сцене. Основное внимание уделялось тяжелой риффовой музыке, но финские группы не боялись играть и более медленные вещи. Кроме того, тексты финского дэт-метала всегда были более туманными, местами почти художественными. А вокал всегда был низким и гортанным".
"Финский дэт-метал чаще всего является синонимом качества", - утверждает Алекс Аун, гитарист североамериканской группы Temple Of Void. "Я считаю финскую ветвь дэт-метала очень уникальной. Есть большое сходство с их западными соседями, но финны берут вещи в странных, авангардных направлениях. Они извращают и перекручивают то угловатые, техничные риффы, то меланхоличную мелодию, и всегда дают вам что-то неожиданное. Вы никогда не скажете, что финны универсальны в своем подходе".
В этом есть определенно земное, почти языческое качество", - говорит Дэвид Ингрэм, вокалист Benediction. "В музыку, которую я слышал [из Финляндии], вложено много мысли, и это не просто дэт-метал".
"У многих групп была некая драматическая, темная и злая атмосфера в их песнях и звучании. Даже сегодня многие андеграундные группы из Финляндии все еще имеют ту же атмосферу", - продолжает Алвин Зуур, басист нидерландских легенд Asphyx.
"Я думаю, что вы точно можете определить, что группа из Финляндии, независимо от того, каково ее производство", - говорит Джастин ДеТоре, мультиинструменталист американских дэт-металлистов Innumerable Forms. "У всех великих финских дэт-метал групп есть общая черта. Задумчивая атмосфера, плотные и удушающие гитары, элементы doom и, конечно же, жестокий и эксцентричный вокал. Он намного уродливее, чем у большинства шведских групп или американских, если уж на то пошло. Никакого неуважения. Лирический аспект, возможно, является моей любимой частью", - продолжает он. "Такие группы, как Demigod и Disgrace, действительно привлекли меня, потому что их лирика была очень мрачной, но в то же время очень человечной. Для меня песни о тревоге, депрессии и других сложных эмоциональных темах были гораздо более сильными, чем песни о Сатане или про фильмы ужасов".
Хавьер Фелес, гитарист испанских групп Graveyard, Teitanblood и Korgull the Exterminator, также обратил внимание на эти качества. На самом деле, он идет еще дальше и говорит, что абсолютный поиск индивидуализма можно рассматривать как часть общего звучания финского дэт-метала. Это отсутствие определения.
"Одна из хороших черт финской сцены в том, что у всех групп был схожий подход и определенный стиль, который можно было определить и отличить от других сцен по всему миру. Этого никогда не было, например, в Испании, где большинство групп с самого начала были подражателями иностранных групп. Давным-давно, еще до появления Интернета, вы могли узнать, что это, скорее всего, финская группа, услышав удушающий, очень низкий звук и злые, жуткие мелодии".
Итак, в самом начале финского дэт-метала была слышна неясность в написании песен. Индивидуализм, а иногда и просто странность. Был и низкий, часто довольно нечеткий и удушливый звук, часто сделанный на дешевом оборудовании. Был глубокий, гортанный и просто уродливый рычащий вокал и демо-уровень искусства, полный черепов, смерти и тины. Но еще более определяющим элементом финского дэт-метала была, пожалуй, постоянная жажда перемен. Развиваться и избегать стагнации. Конечно, это естественное продолжение идеологии нежелания звучать как кто-то другой. Даже на свою собственную группу, когда стиль уже сформирован и признан. На протяжении всего своего существования ранний финский дэт-метал всегда находился в состоянии потока. Он постоянно развивался, стремясь к еще более причудливым результатам. Часто это означало выпрыгнуть из коробки дэт-метала или, по крайней мере, бросить вызов условностям жанра.
Фом, вокалист Black Crucifixion - одной из самых первых финских экстремальных металлических групп в истории, считает, что все это связано с тем, что все участники финской сцены в ранние годы были очень и очень молоды по возрасту. "Заметить, что все ребята на сцене были молодыми и что сознание подростка может резко измениться и так же быстро все может наскучить, - это ключ ко всей эпохе", - начинает он. "Мы были под впечатлением, что делать одно и то же дважды было просто неправильно. В то же время молодые умы открывались и для новых вещей. Можно смело говорить о вещах, которые люди слушали до и после секса, понимаете? Все это - очень человеческие вещи, а также такие вещи, о которых люди действительно не говорили в ранних интервью".
Томи Койвусаари из Amorphis и Abhorrence смотрит на вещи примерно так же. "В те времена мы все были довольно молодыми, записывали первые альбомы естественно, по течению... Но когда ты молод, все меняется, и музыкальные перспективы имеют тенденцию расширяться. Ты ищешь новое вместо стагнации".
У меня есть плохая привычка всегда создавать что-то новое на каждой пластинке", - сказал Киммо Люттинен, барабанщик и основной автор песен раннего состава Impaled Nazarene журналу Inferno в 2017 году, когда его спросили о музыкальных изменениях на их ранних пластинках. "Я думаю, это было немного грубо по отношению к фанатам - менять стиль на каждой пластинке, но это не было целью показать им пальцем. Для меня все это были естественные шаги".
Поскольку вначале все участники сцены были в подростковом возрасте, по мере взросления эти герои стремились расширить свой музыкальный кругозор. Обычно для каждого наступает момент, когда он перестает слушать исключительно метал и начинает находить совершенно новый спектр музыки для изучения. Это определенно отразилось в аморфной, изменчивой манере финского экстремального металла. Просто из-за того, что все участники сцены были примерно одного возраста, это музыкальное расширение горизонтов происходило примерно в одно и то же время в каждой группе.
"После Suomi Finland Perkele [1994] я открыл для себя множество новых групп и исполнителей, которые, безусловно, повлияли на песни, которые я писал", - продолжает Киммо Люттинен в том же интервью Inferno. "Когда середина 90-х стала ближе, я слушал Dead Can Dance, The Mission и The Sisters Of Mercy, а также саундтреки к фильмам, вместо тяжелой музыки как таковой".
Тот факт, что вы не могли предсказать, каким будет следующий альбом ранней финской дэт-метал группы вскоре стал визитной карточкой всей сцены. Крис Райферт - легенда дэт-метала из таких групп, как Autopsy, Abscess и Death, и главный вдохновитель многих ранних дэт-метал музыкантов в Финляндии, подтверждает. "Похоже, что многие финны конца 80-х и начала 90-х стремились разветвиться и добавить различные, иногда странные элементы в свое звучание. Временами они звучали как совершенно другая группа. Молодые и неугомонные [смеется]. Знаете, я не собираюсь упрекать ни одну из групп, которые мне нравились в те времена, за то, что они менялись. По какой-то причине это казалось естественным, независимо от того, работало это идеально или нет. На мой взгляд, нужно было иметь определенную смелость, чтобы идти туда, куда ударило вдохновение. Сейчас люди гораздо более неумолимы в этом отношении. Все хотят, чтобы все было чертовски жестко и в рамках, без малейшего шанса на причуды. Как будто свод правил уже написан, и его нельзя изменить, или что-то в этом роде. Привет от меня смелой и иногда откровенно сумасшедшей ранней финской сцене дэт-метала, трэш-метала или чего-то еще! У меня много прекрасных воспоминаний о том, как я получал эти посылки по почте и открывал для себя очередную тяжелую, но непредсказуемую группу. Я не знаю, почему финский метал иногда обходят вниманием. У него богатая история, в которой можно найти много неожиданных сюрпризов".
Постоянные перемены, всегда присутствовавшие в раннем финском экстремальном металле, также легче понять, если вспомнить, какую суматошную эволюцию пережила эта конкретная музыка всего за год или два. Эволюция от традиционного хэви-метала к спид- и трэш-металу и, в конечном итоге, к ранним формам дэта и блэк-метала - которые никогда не были слишком далеки друг от друга на ранней финской сцене - произошла менее чем за пять лет. Этот темп, должно быть, осознавался музыкантами на подсознательном уровне. Все должно было меняться, чтобы оставаться интересным. Поиск нового всегда продолжался. В те времена, когда жанры еще не полностью устоялись и не имели за плечами десятилетий истории, менять что-то, а не сидеть на одном месте годами, казалось вполне естественным. Следует также отметить, что трэш-металл так быстро сменился дэт-металом в Финляндии, что практически все участники дэт-металлической сцены были участниками трэш-металлической сцены, что, безусловно, повлияло на то, как финские группы включали риффинг и гитарные гармонии в свою музыку. Финский дэт-метал всегда был больше похож на трэш-метал, чем на панк и хардкор, и в этом его большое отличие от шведских групп той же эпохи.
Итак, в заключение можно сказать, что чрезвычайно искаженные гитары, низкий и гортанный вокал, несколько странные тексты и элемент непредсказуемости - все это определяющие факторы раннего финского дэт-метала. Но если и есть какой-то элемент, который стоит выше всего остального, что становится ясно, когда слушаешь эти ранние записи, так это диалог между этими плачущими жуткими мелодиями и тяжелыми риффами. Это было главным и в шведском дэт-метале, если подумать. Чувство тяжелого и мелодичного. Трудно назвать какую-то конкретную причину, но, возможно, тот факт, что шведские группы появились немного раньше и создали определенную интерпретацию дэт-метала, дало финским группам определенную отправную точку. То, с чем можно работать. Поскольку финская сцена никогда не была настроена на слепое следование, такие группы, как Amorphis, Purtenance, Sentenced и Demigod, и это лишь некоторые из них, просто взяли идею, немного попинали ее в кладбищенской грязи и сделали так, чтобы она звучала как их собственная. Говоря о мелодичном содержании финской сцены, нельзя забывать и о Paradise Lost. Их демо-записи уже были популярны, но именно их второй альбом Gothic 1991 года навсегда закрепил мрачное мелодичное качество на финской сцене.
Давайте оставим Томасу Линдбергу возможность завершить тему: "Эта меланхолия присутствует всегда. Сейчас можно услышать группы, которые пытаются повторить скандинавское звучание, но их меланхолия кажется какой-то надуманной. Они просто не могут делать меланхолию. Просто не могут".
Rotting Ways to Misery: История финского Death Metal.