То, что чтение полезно, многими воспринимается как аксиома, однако в этом утверждении немало белых пятен. Во-первых, оно вовсе не так уж и очевидно, ведь измерить “полезность” чтения очень непросто.
Большинство выводов о благотворном влиянии чтения на человека на самом деле основаны на теоретических предположениях, чем реальных научных исследованиях. Недоверчивые граждане в свою очередь замечают, что чтение художественной литературы не тренирует никаких важных в реальной жизни навыков, не снабжает важной информацией, а если что и развивает — так это только воображение. Находятся даже люди, утверждающие, что чтение не только не полезно, а наоборот — может принести вред, так как “отрывает” человека от действительности, погружая в воображаемые миры, и тем самым делает его менее социально приспособленным.
Так что польза чтения отнюдь не очевидна.
В 2008 году исследователи из Университета Дьюка выяснили, что чтение может быть использовано при лечении от ожирения. Они обследовали 30 девочек в возрасте от 9 до 13 лет, страдавших ожирением. Одним из них предложили прочитать роман “Спасительное озеро” — о девочке с избытком веса и низкой самооценкой, которая пытается похудеть. Вторая группа читала книгу, где такого персонажа не было, а третья вообще ничего не читала. В результате снижение индекса массы тела в первой группе почти в два раза превысило результаты второй и третьей групп. Ученые связали это с влиянием чтения на мотивацию девочек. Польза чтения специфической литературы подтверждалась и в других исследованиях.
Чем плох преждевременно развитый фонематический слух? Гипотеза вреда раннего чтения .
До сих пор я считала, что раннее обучение чтению (до четырех-пяти лет) хотя и бесполезно, но всё же не может принести никакого вреда. Поэтому если уж так случилось, что родители, заразившись идеями раннего развития, принимаются заниматься чтением с пеленок, то большой беды в этом нет.
Родительское нетерпение вполне можно понять: а вдруг, в самом деле, Доман прав — и учить читать семилетнего ребенка уже безнадежно поздно — так же безнадежно, как и учить говорить? Пусть Доман не приводит никаких экспериментальных подтверждений своей теории (кроме экспериментов на крысах), но ведь логика в его рассуждениях есть! Ведь так? Моя уверенность в безвредности раннего чтения сильно поколебалась благодаря Львом Штернбергом — автором ребус-метода, с помощью которого он научил читать более тысячи малышей детсадовского возраста. Дело в том, что Штернберг очень не рекомендует заниматься чтением с детьми младше пяти лет, а занятия с малышами, не достигшими четырехлетнего возраста, вообще считает совершенно недопустимыми. Это тот редчайший случай, когда человек публично отстаивает точку зрения, которая находится в вопиющем противоречии с его меркантильными интересами. Уже хотя бы поэтому она заслуживает того, чтобы отнестись к ней со всей серьезностью.
Но что насчет взрослых, есть ли вред от чтения у них
Исследователи из Стэнфордского университета попросили группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). Причем разными способами. Сперва они читали «просто так», а потом их просили сосредоточиться на анализе текста, как будто им нужно будет сделать доклад на научной конференции. Обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. При переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге.
Американский исследователь Роберт Уилсон с группой ученых в течение 6-ти лет наблюдали за группой из почти трехсот человек старческого возраста (в среднем около 89 лет). А после смерти испытуемых их мозг исследовали на наличие патологических изменений. Оказалось, что люди, которые на протяжении жизни читали больше среднего, на 32% меньше были подвержены проблемам с памятью, в то время как люди, которые совсем не читали, теряют память на 48% быстрее тех, кто уделяет среднее количество времени на эту активность.
С пользой и вредом все понятно , но остается не менее важный вопрос почему книги так полезны
Как говорил Уильям Стайрон «Читая, вы проживаете несколько жизней»
При каждом прочтении будь то книга, статья в интернете, цитата, у людей возникает чувство пробужденности . Книги - это проводники в другие миры. В литературе мы всегда можем найти ответы, что давно лежали на поверхности, но которые не замечали. Так книги дают жизненные уроки, учат бороться со своими страхами, противостоять трудностям и дают понять, что такое любовь и вера. Книги передают опыт предков, разнообразных культур и цивилизаций, дают знания прошлых поколений.
Вывод прост дорогие мои друзья читайте больше и вы точно не пожалеете