При Си Цзиньпине правовая система Китая пополнилась целым рядом нормативных правовых актов в сфере противодействия иностранным санкциям. По мере разворачивающейся торговой войны с Западом в течение 2020 и 2021 гг. по инициативе Си Цзиньпина в правовой системе КНР появились
- Положение о перечне ненадежных субъектов (不可靠实体清单规定) (19.09.2020); Правила проверки безопасности иностранных инвестиций (外商投资安全审查办法) (27.11.2020);
- Правила предотвращения неправомерного экстерриториального применения иностранных законов и мер (阻断外国法律与措施不当域外适用办法) (09.01.2021) и
- Закон КНР о противодействии иностранным санкциям (中华人民共和国反外国制裁法) (10.06.2021).
В них Китай впервые в своей истории создал развернутый правовой механизм реагирования на иностранные санкции. России крайне необходимо изучать опыт нашего дружественного соседа в этой сфере.
––––––––––
Обращение к праву и закону
Усиление политико-правовой риторики в работах Си Цзиньпина не случайно: именно при нём роли и месту закона в жизни китайского общества стало уделяться, как никогда прежде, особое повышенное внимание.
С первого дня избрания на пост главы правящей Коммунистической партии Китая (2012 г.), Си Цзиньпин постоянно заявлял о необходимости повышения уровня правовой грамотности населения, всеобщего соблюдения закона членами общества, строгой юридической ответственности за нарушение правовых предписаний, сочетания научного и практического подхода при осуществлении правотворческой работы.
В настоящее время наметилась устойчивая тенденция усиления роли правового фактора в деле углубления политических реформ и экономических преобразований. Серьезное обращение к механизму правового регулирования существующих общественных отношений стало особенностью политического курса Си Цзиньпина за последние годы.
Си Цзиньпин полагает, что без основополагающих законодательных актов, повышения уровня правосознания и правовой культуры простых граждан, невозможно достичь положительных результатов в ходе проведения социалистической модернизации. Юридическая терминология стала неотъемлемой частью его докладов.
В декабре 2001 г. Си Цзиньпин защитил диссертацию, получив степень доктора права. Возможно, это также оказывает влияние на его постоянное обращение к закону как к единственному легитимному регулятору общественных отношений. Несомненно, что практической стороне взаимоотношения государственного управления и правового развития страны в настоящее время лидер КНР уделяется первостепенное внимание.
Управление государством на основе закона и политико-правовые доктрины
На страницах третьего тома сборника трудов Си Цзиньпина »О государственном управлении» нередким является обращение к политико-правовым доктринам «управление государством на основе закона» (依法治国) и «верховенство закона» (法治), концепции «социалистическая правовая система с китайской спецификой» (中国特色社会主义法律体系). Они буквально пронизывают текст представленного тома. Си Цзиньпин постоянно обращается с призывом «неотступно следовать по пути утверждения верховенства закона в условиях социализма с китайской спецификой», «последовательно строить социалистическую правовую систему с китайской спецификой», «строго придерживаться управления государством на конституционной основе и отправления государственной власти на конституционной основе».
Напомним, что доктрина «управление государством на основе закона» была сформулирована на XV съезде КПК, проходившем в Пекине с 12 по 18 сентября 1997 г. В марте 1999 г. термин «управление государством на основе закона» в результате принятых поправок был внесен в действующую Конституцию КНР. В ноябре 2002 г. указанная концепция стала одной из задач построения в Китае «общества малого благоденствия». Главным вопросом повестки прошедшего в октябре 2014 г. 4-го Пленума ЦК КПК 18-го созыва стала рассматриваемая политико-правовая доктрина. По результатам доклада Си Цзиньпина на Пленуме было принято Постановление ЦК КПК «О некоторых важных вопросах всестороннего стимулирования управления государством на основе закона» (中共中央关于全面推进依法治国若干重大问题的决定), что предопределило появление в правовой системе КНР ряда новых актов правотворчества, разработку и подготовку к принятию других важных для страны законов в будущем.
Так, именно решением Си Цзиньпина в 2014 г. была поставлена задача принять в 2020 г. первый в истории нового Китая Гражданский кодекс: (“加强市场法律制度建设,编纂民法典”— «усилить создание рыночной законодательной системы, составить Гражданский кодекс»). Си Цзиньпин единственный из лидеров КНР, по инициативе которого ГК КНР был в итоге принят (напомним, что ни при Мао Цзэдуне, ни при Дэн Сяопине и далее – разработанные проекты ГК так и не превратились в кодекс). Работа над проектом ГК при Си Цзиньпине привела к его принятию в мае 2020 года (вступил в силу 1 января 2021 г.), за принятие ГК проголосовало 99,8% делегатов ВСНП, 2879 из 2886 присутствующих на сессии.
Контрольные комитеты и противодействие коррупции
Борьба с коррупцией является одним из основных направлений государственной политики и правоохранительной деятельности в КНР.
Особое внимание в третьем томе Си Цзиньпин уделяет вопросу создания новой конституционной ветви власти – контрольной (надзорной): «углубление реформы системы государственного надзора – это масштабная реформа политической системы, определяемая и продвигаемая ЦК КПК, которая должна внести важные коррективы и усовершенствования в проектирование высшего уровня государственного аппарата, связана с вопросами пересмотра Конституции». Контрольные комитеты становятся главным государственным органом по борьбе с коррупцией при общем руководстве КПК.
В ходе проведения широкомасштабной кампании по борьбе с коррупцией Си Цзиньпинь несколько лет назад инициировал процесс создания в КНР самостоятельной новой конституционной контрольной (надзорной) ветви власти. Уже в начале ноября 2016 г. в Пекине, пров. Шаньси и пров. Чжэцзян в экспериментальном порядке началась работа по созданию самостоятельных органов контроля. В январе 2017 г. в пров. Шаньси был создан первый в КНР контрольный комитет, затем аналогичные комитеты появились в Пекине и пров. Чжэцзян.
Параллельно с этим происходила разработка проекта «Закона КНР о контроле». В январе 2015 г. на пятом пленуме ЦКПД Си Цзиньпин выступил с предложением изменить «Закон об административном контроле» с учетом возможного появления в стране новой контрольной власти. Однако в июне 2016 г. им же была поставлена задача по созданию самостоятельной законодательной базы, регулирующей деятельность новых контрольных органов. С этого периода началась работа над проектом отдельного «Закона о контроле», которой занимался Комитет по законодательству ПК ВСНП. В июне 2017 г. проект закона был рассмотрен на заседании ПК ВСНП. В ноябре 2017 г. законопроект был размещен в Интернете для учета мнений населения и специалистов в отношении содержащихся в нем положений. До этого, в октябре 2017 г. ПК ВСНП рассматривал проект «Постановления о развертывании пилотной работы по реформированию системы государственного контроля» в масштабах всего Китая.
В марте 2018 г. по инициативе Си Цзиньпина в действующую Конституцию внесли самые крупные за всю историю конституционного права нового Китая поправки, заключительными из которых в систему органов государственной власти введены новые органы – контрольные (в отдельных переводах - надзорные) комитеты (监察委员会). Произошла институализация механизма противодействия коррупции. Во главе – Государственный контрольный (надзорный) комитет с мега правоохранительными полномочиями и обширным перечнем объектов проверок: от работников системы СНП, прокуратуры и судов до управленцев в системе образования, спорта, здравоохранения, культуры. Были приняты соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность контрольных комитетов и работающих в них сотрудников: Закон КНР о контроле (中华人民共和国监察法) (20.03.2018); Закон КНР о контролерах (中华人民共和国监察官法) (20.08.2021); Правила претворения в жизнь закона КНР о контроле (中华人民共和国监察法实施条例) (20.07.2021).
Принятие конституционных поправок, закона о контроле в марте 2018 г. привело к масштабным преобразованиям государственного аппарата со времени образования КНР, появлению контрольных комитетов, обладающих обширными правоохранительными полномочиями. Контрольные комитеты юридически и фактически независимы от административной (исполнительной), судебной и прокурорской властей, хотя и координируют свою деятельность с ними.
Выступление на круглом столе «Современная теория и практика государственного управления в Китае» 10 марта 2022 г. в Институте Дальнего Востока РАН