Кто из нас не включал мультик на смартфоне, чтобы отвлечь малыша? Это же безотказно работает. Но как оно обычно бывает – попробовали разочек, потом другой, и как-то незаметно данный метод стал единственным. И теперь без смартфона ни в транспорте не проехать, ни в ресторане не покушать. Ну и Youtube, конечно, король среди детских развлечений – ничего качать не надо, мультики не приедаются, один раз включил ребёнку и занимайся своими делами, там всё само покажется.
А вы сами смотрите то, что смотрит ваш малыш?
Из 50 самых популярных каналов на Youtube, 18 – детские. Детство – это время для экспериментов, причём не только детей, но и взрослых, которые создают детский контент. Точного алгоритма, по которому строится детский видео-ролик нет, все боятся конкуренции, но если присмотреться, вы увидите.
• яркие цвета, нередко кислотные.
• звонкие песенки, специально завешенный голос, писк.
• распаковки. «Давай посмотрим, что в этой коробке».
• призыв поиграть, хотя малыш по эту сторону экрана не играет. Играют перед ним, его развлекают.
• безусловно положительных, всегда радостных персонажей.
И в описании обязательно будет написано «развивающий, учим считать до 50-ти» и т.д. Впрочем, мы же с вами понимаем, что о какой-то фактической пользе для ребёнка создатели видеороликов думают в последний момент, их реальная цель – набрать просмотры и заработать на рекламе.
К чему приводит чрезмерное увлечение Youtube?
• Центральная нервная система ребенка еще не окрепла, и все эти часто меняющиеся картинки очень вредят.
• Проблемы с эмоциональным интеллектом. Мультипликационные персонажи для малышей и ведущие детских каналов транслируют одну эмоцию – весело, весело, ВЕСЕЛО! В результате это чувство становится превалирующим и приводит к чрезмерному возбуждению психики.
• Реклама. Иногда доходит до абсурда – в 5-минутном ролике 5 реклам. Хорошо, если ребёнок умеет их пропускать. А если нет, то он их либо смотрит (и подпитывается зачастую неадекватными призывами), либо просит родителей вернуть мультики (и при этом нервничает и заставляет нервничать взрослых).
• Видя различные распаковки, ребенок становится жертвой рекламы. Он хочет именно те игрушки, которые видел в роликах, ведь с ним так весело играть. Например, ребенок, которому никогда не покупали киндер, в магазине хватает его с прилавка и открывает, не доходя до кассы. Выстраивается устойчивая связь: нужны позитивные эмоции – покупай новые товары.
• Рекомендательный алгоритм создан таким образом, что ребенку предлагается на выбор похожие видео. Это по сути одни и те же считалки, изучения цветов, распаковки. Просто каналы разные. Выходит, что наш ребенок зацикливается на одном и том же.
Поэтому советуем соблюдать определённую гигиену при просмотре Youtube с малышом:
• Не включайте Youtube фоном. Если вам очень надо – включите на чуть-чуть. Один мультик.
• Отключите автовоспроизведение следующего видео. Иначе это никогда не кончится.
• Не включайте мультфильмы, когда ребёнок кушает.
• Прежде чем включить малышу мультик или какой-то сюжет, просмотрите его сами, оцените адекватность и полезность.
• Поставьте возрастное ограничение, скачав специальное приложение Youtube Kids.
• Периодически блокируйте те каналы, которые вам не нравятся.
• Смотрите видео-ролики вместе с ребенком, комментируйте происходящее на экране, задавайте вопросы к размышлению.
• Не “залипайте” в Youtube при ребёнке сами. Вы для него пример, малыш будет вам подражать.