С ростом цен на редкоземельные металлы кражи катализаторов участятся. Ведь в них используется платина и палладий, которые не так уж сложно извлечь.
На днях на биржах цены на эти металлы резко подскочили – после поручения президента России Владимира Путина составить список товаров, экспорт которых будет запрещен или, по крайней мере, ограничен.
Материалы по теме:
Российский никель усилил беды автоконцернов на Западе
Машины и комплектующие попали в список из более 200 видов товаров, запрещенных к вывозу из РФ до конца года
Во вторник 8 марта платина подорожала до 1171 доллара за тройскую унцию (31,1 грамма), а цена палладия взлетела до 3164 долларов за тройскую унцию. Одновременно взметнулись цены на никель, алюминий, кобальт, литий, титан…
Дело в том, что Россия поставляет на мировой рынок огромное количество этих металлов, а дефицит, который уже наблюдается, всегда подстегивает цены. Кто второй по величине производитель палладия в мире? Россия, обеспечивающая почти 40% мировых поставок. А кто второй по величине производитель платины в мире? Тоже Россия —10,4% мировых поставок. Кроме того, Россия производит 20% высококачественного никеля в мире. Подобная картина наблюдается и по другим металлам.
«В каталитических нейтрализаторах невозможно заменить палладий и платину, и вы не можете построить автомобиль без каталитического нейтрализатора», — подметил исполнительный директор Neptune Global Крис Блази.
Поэтому каталитические нейтрализаторы так дороги. По примерным подсчетам Блази, в катализаторе каждого автомобиля (а есть еще промышленные) сегодня используется палладия на 200 долларов (около 23 тысяч рублей). А менее дорогая платина становится приятным бонусом для похитителей катализаторов.
По России данных нет, но в США, например, по данным Национального бюро по борьбе с преступностью, количество краж каталитических нейтрализаторов в 2018 году составляло в среднем 108 в месяц, в 2019 году – 282 в месяц, в 2020 году – 1203 в месяц, а в 2021 году – 5200 в месяц.
Но переживать за катализаторы своих машин нужно только владельцам относительно новых автомобилей. Дело в том, что в результате реакций, очищающих выхлоп двигателей, драгоценных металлов в катализаторе становится все меньше и меньше.
- Тем временем одни автокомпании повышают цены, а другие временно прекращают ввоз машин, приостанавливают продажи или же останавливают производства, действующие на территории РФ.
Автор: «За рулем»
Фото: Depositphotos
Понравилась публикация? Ставьте лайки и делитесь с друзьями в соцсетях!