Найти в Дзене

Чемпион мира: как Россия снова всех победила

Стоит признаться, что этот фильм я ждала с нетерпением и возлагала на него большие надежды. Дело тут и в обаятельном экранном дуете Хабенский – Янковский, и в том, что в создании «Чемпиона мира» приняла участие студия «ТриТэ», подарившая нам патриотическую картину «Движение вверх», красочную сказку «Серебряные коньки» и легендарный фильм «Утомленные солнцем». Хочу коротко заметить, что этот фильм из ряда подобных «патриотичных фильмов», где чужие – точно плохие, а наши – точно хорошие. Тенденция это или заказ государственных органов – сказать трудно, поэтому давайте лучше поговорим о кино. 1. Главные герои. В основе сюжета – противостояние двух сильнейших шахматистов – Анатолия Карпова и Виктора Корчного. Первый – советский молодой человек, положительный, как ни посмотри, а второй – диссидент, сбежавший из советов, враг Родины. Стремясь к тому, чтобы сделать из Карпова не просто гения шахматной стратегии, а настоящего любимца зрителя, нас вовсе не знакомят с его антагонистом. Мы, буква
Оглавление

Стоит признаться, что этот фильм я ждала с нетерпением и возлагала на него большие надежды. Дело тут и в обаятельном экранном дуете Хабенский – Янковский, и в том, что в создании «Чемпиона мира» приняла участие студия «ТриТэ», подарившая нам патриотическую картину «Движение вверх», красочную сказку «Серебряные коньки» и легендарный фильм «Утомленные солнцем».

Хочу коротко заметить, что этот фильм из ряда подобных «патриотичных фильмов», где чужие – точно плохие, а наши – точно хорошие. Тенденция это или заказ государственных органов – сказать трудно, поэтому давайте лучше поговорим о кино.

1. Главные герои.

В основе сюжета – противостояние двух сильнейших шахматистов – Анатолия Карпова и Виктора Корчного. Первый – советский молодой человек, положительный, как ни посмотри, а второй – диссидент, сбежавший из советов, враг Родины. Стремясь к тому, чтобы сделать из Карпова не просто гения шахматной стратегии, а настоящего любимца зрителя, нас вовсе не знакомят с его антагонистом. Мы, буквально, не знаем, кто второй главный герой: ни о его причинах побега из страны, ни о том, почему он «заиграл как никогда» - ничего. Персонаж, хоть и хорошо сыгранный, пустой и чужой.

- Это уже не игра, Анатолий Евгеньевич (time: 4:38)
-2

Короткие сцены, где Корчного отчитывает руководство или показаны напряженные отношения с коллегами, не убеждают нас в том, что у Корчного были веские причины для эмиграции – ведь тогда этот шаг навсегда закрепил бы за ним и его семьей клеймо «Изменников Родины» - чтобы пойти на такое, нужно что-то серьезнее, чем нагоняй «сверху». А в реальности, хоть Корчной и не был поклонником советской системы, но открыто не выражал своей политической позиции, как сам утверждал, сбежал, чтобы больше играть.

Немного разобравшись с Корчным, предлагаю, вернуться к Карпову.

Как я уже сказала, для патриотического кино, характерно четкое разделение на хорошо - плохо. Однако, в некоторых моментах «политический подтекст», столь очевиден, что замечаешь его невооруженным глазом, что не всегда идет в плюс:

- Меня не выпустят из страны..
- Тогда беги из страны и играй?
- Это – моя Родина? Зачем мне бежать?
- Потому что ты – заложник
(time: 16:14)
-3

И Карпова действительно можно назвать заложником, так как матч против Корчного был не просто спортивным состязанием, а настоящей борьбой советской идеи и европейского мира – сбежавший предатель был уже не просто соперником, а воплощением всех врагов СССР.

К слову, о врагах. Мне бы хотелось отметить, что в фильме большое внимание уделяется «карательной» советской системе: еще до начала состязаний, на Карпова начали готовить «материал»:

- Ну подбери материалы – заступался за предателя, от жены ушел, руководящую роль партии отрицал
(time: 43:38)

Карпов был прекрасно осведомлен, что в случае проигрыша – его просто уничтожат. Но даже при этом идет на все, чтобы отстаивать честь страны.

Что нам хочет сказать этот фильм….?

Резюмируя, скажу, что зрителю не нужно подносить все на блюдечке с голубой каемочкой: он должен сам решить, кого из героев любить, а кого ненавидеть. А когда об одном герое не знаешь ничего, а другой показан с исключительной стороны, у зрителя просто не остается выбора.. Карпов спортивен, молод, до слез любит отца и ставит интересы общества, выше своих. А Корчной? Что мы знаем про него?

Нам как бы говорят: «Это хорошо, а про «плохо» знать необязательно» - но это неправда. Чтобы невзлюбить, тоже нужно узнать.

2. Второстепенные герои.

Если мы обратимся к исторической основе этого фильма, то при подготовке к этому состязанию особое внимание уделялось команде игроков: туда входили и массажист, и личный повар, и даже парапсихолог, работавший с космонавтами. На экране же, командам тоже уделено большое внимание. Начнем с советских ребят. Видим мы их почти постоянно, но тоже совсем их не знаем. Да, нам назовут фамилии, назовут имена, но зрителю этого мало. Мы не можем смотреть фильм с учебником истории – нам нужно понимать, что это за люди. Но в итоге, мы даже не поймем, а ЗАЧЕМ они приехали? В то время как в жизни, у каждого человека в команде была четкая задача.

-4

Нам намекнут, что рыжий паренек (акт. Антон Богданов), который носится вокруг Карпова с сырниками – личный повар, но этого слишком мало, чтобы узнать персонажа, ведь выглядит он просто как наиболее хозяйственный из всей компании. В том время, как настоящий повар Карпова – готовил ему перекусы на матчах по секретному рецепту.

-5

А кто остальные герои команды – мы не узнаем, хотя они занимают около 50% процентов экранного времени.

И если вы думаете, что создатели поленились изобразить команду Карпова, то это мы еще не добрались до команды Корчного. О ней мы вообще ничего не узнаем, кроме отрывков. В кадре постоянно будет мелькать вот эта красивая женщина, находящаяся рядом с Виктором Львовичем, но кто она мы не узнаем:

-6

И вот этот интересный господин, который также будет часто мелькать на экране, вроде бы на стороне Корчного. Однако, возвращаясь к истории, человек «страшно лупящий глаза» - был в команде Карпова, а не Корчного… перепутали или поленились? Кто знает.

-7

Повторюсь, команды играли большую роль в реальном поединке, да и на экране они присутствуют почти постоянно. Важно, познакомить зрителя со всеми, потому что смотреть весь фильм на кучу незнакомых людей – скучно.

Кроме того, фильм ставит много вопросов, на которые не будет отвечать: например, в одном из эпизодов, к Анатолию в номер заползает змея. Проснувшись, он обнаруживает, что картина, стоявшая около кровати – перевернута, а будильник заведен на 4:00. Что это было? Нам не скажут. Подставил ли его кто-то, совпадение или галлюцинация – неизвестно. А если это никуда не ведет, то зачем это?

3. Мы не только шахматисты, но и художники.

Ужасные графические титры напугали меня с самого начала. И дело даже не в том, что они плохо сделаны, а в том, что совершенно неуместны. Шахматные бои сопровождаются пёстрыми анимациями, где мысли Карпова и Корчного сражаются в виде молний – таки как Альтрон и Вижн, Гарри Поттер и Волан-Де-Морт. Выглядит здорово для фантастического фильма, но не для драмы на реальных событиях. В общем, можете все оценить сами:

-8
-9
-10

4. Вывод.

Несмотря на мой скепсис, смотреть фильм – интересно и приятно. Заслуга это и актеров, которые хорошо существуют внутри своих образов, и декораторов, которые действительно постарались над тем, чтобы за спиной актеров воссоздать советский антураж, и тех, кто поработал над покраской картины – ничего особо примечательного, но цветовая гамма подобрана хорошо, глаз от нее не устает.

-11
-12

Не самое плохое русское кино, но и не самое лучшее. Скорее всего, этот фильм станет одним из десятка других, проповедующих то самое, доброе вечное : мы хорошие, они плохие.