Найти тему
Абрамов Дмитрий

Сплав по Керети и Белому морю

Оглавление
Стартуем от автомобильного моста
Стартуем от автомобильного моста

Это классический маршрут, пройдя который вы увидите Карелию во всех ипостасях. Я могу долго и красочно рассказывать о прелестях маршрута, но ближе к делу.

В этой статье я ориентируюсь на свой опыт прохождения, а ходил я на катамаранах К-4 и К-6, для тех, кто хочет пойти на байдарке, пакрафте - смотрите в конце статьи соответствующий раздел "Байдарочникам".

Маршрут протяженностью до 134 км и длительностью около 10 дней доступен для прохождения туристов с любым уровнем подготовки, но категорически рекомендуется иметь в команде хотя бы одного грамотного туриста, который должен стать лидером, ибо там есть "корявые" места способные испортить вам отдых. Пороги до 3 к/с, для прохождения катамаранов относительно просты, но для байдарок, пакрафтов, каяков могут быть сложности и даже категория сложности 4.

Скажу сразу, мы ходили по маршруту на катамаранах 4-6 мест, это относительно безопасно, но расслабляться не стоит.

В плане безопасности карельские реки мне нравятся тем, что как правило после порога имеется либо озеро, либо длинный плес со спокойным течением, что важно, в случае, если в пороге произошла авария - выпал турист или сломалось судно и потеряны вещи - на спокойной воде все это можно потом подобрать и спокойно выйти на берег.

Я в процессе повествования буду делать ремарки на свой опыт - там мы были уже 2 раза и летом 22 года планируем быть опять.

Кереть и Белое море - это маршрут, на который хочется вернуться и пройти его снова и снова.

Комары и мошки - тут все субъективно, мне лично там ничего не мешало, хотя пара стоянок реально были "комарявые", но приводимый в конце статьи рассказчик Михаил жалуется на комаров и мошек - надо понимать следующие вещи:

  • начнем с того, что он ходил во второй половине июня - это время везде комарявое!
  • ну и тот факт, что жителя Санкт-Петербурга покусали, ну да, сладкий парень))) в конце концов, это его личное восприятие.

СТАРТ

Старт маршрута всегда связан с особенностями логистики и этот маршрут не исключение. Ближе всего к месту старта пгт Лоухи (Северная Карелия), до куда можно добраться на поезде (любой Мурманский) или на автомобиле - там отличная дорога от Вологды через Вытегру-Пудож-Медвежьегорск и далее по трассе "Кола" на север, почти до полярного круга.

Лоухи - это райцентр Лоухского района, самая северная административная единица республики Карелии, дальше идет только Мурманская область.

Важный момент - финиш этого маршрута распологается в поселке Чупа, что в 40-50 км от Лоухов (это на автомобиле) и их удобно соединяет ветка железной дороги, где ходит пригородный поезд.

Проезд на машине от старта до финиша. Я таким образом паркую свою машину.

Надо сказать, что все групповое снаряжение я везу на своей машине с Екатеринбурга, по дороге в прицепе

Остановка под Костромой
Остановка под Костромой

Ездим мы обычно в 2-3 руки и на ночь не останавливаемся, спим на ходу в машине, рулим по очереди. Так на дорогу уходит порядка 2-2,5 суток (3000 км в одну сторону).

Машина в районе похода очень мне помогает. Мы приезжаем как правило за сутки до прибытия основной команды, нам хватает времени дозакупить нужные продукты на месте, собрать каты и подготовиться к отправке. Далее, в районе 13 часов дня прибывает банда на жд вокзал Лоухов и я на 7 местной машине с прицепом вытаскиваю всех на реку, после этого сразу машину отгоняю в Чупу и там ставлю на стоянку (крайний раз нашел там бесплатную муниципальную стоянку). С Чупы на такси и сразу на кат - уходим с места стапеля до ближайшего места стоянки.

Удобные места для стапеля и старта маршрута:

  1. Озеро Плотничное (N 66.04324° E 32.93426°) - это самая дальняя точка старта и отсюда самый длинный маршрут. Здесь постоянная толчея, много отдыхающих, близко к трассе Кола. Зато это самая близкая точка к Лоухам (примерно 5 км) и самая простая заброска.
  2. Река Кереть и пересечение с автодорогой Лоухи - Кестеньга (N 66.03655° E 32.66155°) - здесь удобно вставать, удобный лес и берег, не много отдыхающих, но заброска обойдется дороже и дольше, так как это около 20 км от Лоухов.
  3. Озеро Варламово (N 66.12606° E 32.86537°) - очень близко к трассе Кола, но удалено от Лоухов на 20 км. Этот вариант старта используется для "быстрых" сплавов по Керети, продолжительностью всего 6 дней. Этот вариант серьезно сокращает озерную часть и в целом маршрут на 45 км.

Здесь и далее я буду давать координаты ключевых точек - чтобы их найти - просто копируйте их и вставляйте в любой сервис с картами - поиск по координатам.

Я начну свой рассказ с озера Плотничного на нашему плановому маршруту. Ссылка на трек: https://nakarte.me/#m=15/66.02403/32.82891&l=O/W&nktl=Lt5WU_jQkvlT9qMvFuqAvA

Здесь и ниже я буду приводить свои рабочие треки, по которым планирую нынешний маршрут, они всего лишь показывают наши примерные планы и с фактическим маршрутом по части проходимых участков и мест стоянок могут быть различия.

Озеро Плотничное особо не примечательно, но стартовать там важно тем, что у экипажей есть время пред порогами приработаться и научиться друг с другом контактировать, управлять судном - это важно, ибо вариант старта со стартом в озере Варламовом "вываливает" экипажи сразу к порогам "Белый клык" и далее "Мураш" - это уже вполне серьезные препятствия и идти туда в несработавшейся команде - так себе затея.

На озере Плотничном стоянок не так много, но куча островов - важно в первый день просто уйти с места стапеля.

Летом в этих местах белые ночи - светло как днем, по это причине выход вечером на маршрут - вполне нормальное явление, даже если финиш будет в районе 21-22 часов, времени хватает на все.

Отдельно надо сказать о водности маршрута. Кереть почти всегда полноводна, причина - огромное количество озер в верхней части реки, ее сток сильно "зарегулирован", но тем не менее в ней также различается "большая вода" и "малая вода". Большая вода, это больше история про июнь и июль + дождевой паводок, а малая вода с засушливые года июль-август. разницы в уровне воды особо не увидешь, но по некоторым порогам сразу ощущается. Так в малую воду пороги оголяются и становятся сложнее, в то время как в большую воду скорость течения увеличивается, но пороги становятся проще или даже вообще исчезают, например как это с порогом Масляный - он в малую воду хорош, а в большую пройдешь и не заметишь его - он затоплен.

Озера Плотничное - Нюкки - Петриярви - Нижняя Ламба

Это важный день для похода - надо экипажам научиться управлять судами и проходить первые препятствия.

Ссылка на трек по этому участку: https://nakarte.me/#m=15/66.06581/32.78265&l=Otm/W&nktl=CGvN3HsfmiPj9jhRCvH6Uw

Опасные места на этом участке:

  • Пересечение с автомобильным мостом (N 66.03657° E 32.66331°) - здесь надо аккуратно попасть между центральными опорами моста, близко к опорам лучше не подходить, опоры стоят в "быках" - около опор мелко и может торчать чего, а так, по центру прохода - глубоко, мы один раз прыгали с моста в воду "солдатиком" - там приличная яма и течение хорошо несет.
Автомобильный мост на пересечении Керети и автодороги Лоухи-Кестеньга
Автомобильный мост на пересечении Керети и автодороги Лоухи-Кестеньга
  • Пересечение с железнодорожным мостом (N 66.04071° E 32.65677°) - здесь однопролетный мост, но прямо перед мостом, по центру в воде какой то мусор - траектория движения читается с воды, аккуратно маневрируем, держимся участков, где есть течение и проходим.
  • Остатки плотины в самом начале озера Петриярви (66.04185 32.65772) - в данном случае это место, где достаточно мелко, места прохода читаются с воды и видны по наличию там течения, могут быть небольшие завалы.
Остатки плотины
Остатки плотины

Дальше по озеру Петриярви засадных мест нет, озеро длинное, до 4 км придется махать веслами или идти на моторе. Мы на этот маршрут с собой всегда берем хотя бы один лодочный мотор - как раз для таких участков, чтобы экономить силы. Но для команды важно также отрабатывать технику движения под мотором, ибо там тоже не все так просто - мотор задает движение, но судном надо управлять постоянно.

В конце озера Петриярви начинается протока, появляется течение, глубина не большая. Протока заканчивается островом, который делит протоку на рукава, проходной рукав - левый, как на треке. В правом тоже можно пройти, но могут быть приключения. Течение в этом месте ускоряется, но камней в русле нет и все проходит гладко - выходим в озеро Нижняя Ламба.

В Карелии и на Кольском полуострове озера часто называют Ламбами, Ламбинами, или озера имеют окончание в названии -лампи, например "Науванлампи" - это произошло от финского lampi и карельского lambi - так местные жители называли небольшие озера затерянные в лесу, часто озера бессточные и мелкие, промерзающие до дна...

Озера Нижняя Ламба - Долгое - Керчуг

Трек по участку: https://nakarte.me/#m=18/66.07667/32.74934&l=L/W&nktl=XBmTBVmUeip8X98ZapXkqg

Озеро Нижняя Ламба закрывается сужением, которое тянется еще примерно с километр, течения там почти нет, но уже ощущается. Озеро заканчивается началом порога "Щелевой". Перед началом порога, на правом берегу место для чалки и осмотра порога: N 66.07647° E 32.76813°

Порог Щелевой

Состоит из 2 ступеней. Первая ступень начинается сразу с сужения озера шиверой, течение ускоряется и начинает наваливать на камни - порог шиверного типа.

Основная часть первой ступени порога Щелевой, перед островом.
Основная часть первой ступени порога Щелевой, перед островом.

Остров обходите по левой - главной протоке.

Вторая ступень гораздо интереснее (N 66.07552° E 32.76059°) - порог водопадного типа. Длина ступеньки около 20 метров, но в этом месте река теряет более 1 метра высоты. Здесь по сути два слива подряд, причем сразу после первого слива надо успеть завершить маневр - повернуть налево, так как судно сразу начинает затягивать во второй, главный слив. Оба слива чистые, но в нижнем сливе, справа под берегом сидит мощная бочка, скорее всего проносная - мы не проверяли, но ревет она очень так не плохо... На выходе валы по полметра.

Порог считается 2 к/с. Лучше его осмотреть, по мнению бывалых в малую воду этот порог становится "нежданчиком" - мощнее и валы повыше, в то время как по большой воде он проходится спокойно.

Сразу после порога, в воде, на глубине до 1,5 - 2 метров можно увидеть обломки байдарки типа "Таймень", которая когда то потерпела здесь крушение. Для байдарок этот порог очень не прост, но катамараны проходят успешно.

Фото второй ступени к сожалению не сохранилось, исправим это дело!

Порог Кривой-1

По окончании порога Щелевой, примерно через 600 метров смотрим ориентир - правый поворот реки и высокий правый берег, здесь есть стоянка, где лучше остановиться и сходить, осмотреть порог - N 66.07567° E 32.74704°. Порог по сути большая и длинная шивера - потому и классифицируется как порог Шиверного типа. Русло засорено камнями и струя часто мечется между камней. Здесь надо следить за струей и приходится иногда ее пересекать, чтобы корректно пройти порог.

Мы такой порог проходим "ходом". Вперед запускается самый маленький и маневренный катамаран К-4, который идет и с воды читает струю, быстро маневрируя. Сразу за этим судном мы выпускаем большие и громоздкие каты К-6, у них по хуже в плане маневренности, но глядя на действия К-4 они успевают подготовиться к маневру и его произвести.

Длина порога 350-400 метров.

Порог Кривой -2

Его часто считают частью или ступенью порога Кривой-1, но де факто - он будет поинтереснее. Находится N 66.07921° E 32.75460°

Проход под самым правым берегом. Заход в слив по диагонали, затем манёвр в обход обливняка.

На этих двух порогах у меня фотографий нет - мы просто в авральном режиме отработали оба порога и ушли дальше, брали их "с ходу".

Озеро Долгое

Примерно через 600 метров после порога Кривой-2 начинается озеро Долгое.

Первое, что видят туристы выходя в озеро - красивый скалистый мыс, который приходится огибать, дальше мы проходим мимо попутного, но тоже длинного мыса. Озеро очень красиво - берега изрезаны, часто встречаются скалы.

В 17 году мы на этом озере ночевали: N 66.08814° E 32.74468° - отличная стоянка. Ночь была белая и Денис - наш придумщик кулинар уходя спать нам сказал: "Парни, хотите с утра котлет из щуки? Поймайте рыбы, я приготовлю с утра."

Не то что бы очень нам хотелось рыбачить, особенно после ходового дня, но Саня взял спиннинг и пошел его кидать, остальная банда продолжила готовиться ко сну. Через минут 30 с берега прибежал Паша, сын Кости Коткова и говорит - Сашя щуку поймал. Так оказался сделан основной запал. Рыбакам под хвост попала "вожжа" и мы взяв спиннинги загрузились на моторный катамаран в 6 "касок".

В общем пара кругов по этому заливу: N 66.08991° E 32.74530° и 15-литровый котел не вмещал весь улов по щуке. Щучка шла вся как на подбор от 1,5 до 3 кг. С утра Денис очень удивился - работы привалило.

А мы по мимо рыбы стали свидетелями очень необычных зрелищ, когда в белую ночь щука выгоняет на отмель мелкую рыбешку и начинает ее там ловить: вода прямо под берегом вскипает и рыбешка выбрасывается на берег, начинает играть и скатывается прямо в раскрытую щучью пасть, щука при этом как змея - ползает на брюхе по самой мели, брызги летят во все стороны.

Вообще с рыбалкой на Керети все не однозначно. Кереть считается нерестовой рекой для охраняемых видов рыб: сига и семги, да, вы не ослышались, именно СЕМГА - краснорыбица, атлантический лосось. В итоге, на всем протяжении реки рыбная ловля запрещена, особенно в нерестовый период с 15 августа, когда на нерест идет сиг. В остальное время рыбнадзор здесь как то весьма лоялен - штраф конечно выписывают - 2000 руб, но снасти не отбирают, понимают, что основная рыбалка - на море.

Мы сколько там были, в основном отрабатывались по обычной рыбе: щука, окунь, плотва, язь. Брали только на свой прокорм - съесть на месте, хотя местные там с сетками рыбачат, ловят семгу.

Порог Керчуг

Озеро Долгое заканчивается сужением и 100 метровой перемычкой между ним и озером Керчуг. На этой 100 метровой перемычке находится порог Керчуг, шиверного типа, 2 к/с и длиной около 50 м, падение воды около 1,5 метров. Проход по центру, русло прямое. Течение в пороге достаточно мощное, стоят валы до 0,5 м высотой. особых сложностей для катамарана не представляет, хорошо читается с воды. Для байдарок и лодок рекомендуется осмотр, чалка для осмотра по левому берегу, там же есть стоянка.

Озеро Керчуг

В общем то мало чем примечательно, по берегам стоянок не много, видно, что не популярное место для этой цели, но интересна та часть озера, что уходит дальше по руслу Керети - река там будто заходит в теснины скальные выходы сжимают озерную гладь, очень интересный шхерный рельеф.

Когда оказываешься в Карелии, то первое впечатление, что попал на наш Средний Урал - невысокие горки, сопки, кругом встречаются гранитные камни и останцы, между горками обширные понижения - депрессии с часто замкнутыми котловинами, где формируются болотины. Меня прямо дежавю брало, когда ехал еще туда, ну нет почти отличий между дорогой от Екатеринбурга до Невьянска и дорогой от Медвежьегорска в Лоухи. Нафига было ехать в такие дали?

Оказывается надо было. Среди общих схожестей со средним Уралом тем не менее в Карелии сильнее представлены ледниковые формы рельефа - троговые долины, бараньи лбы, шхеры. Вот в этой части озера Керчуг - N 66.10530° E 32.69385° как раз хорошо видны шхеры и бараньи лбы, которые залысинами карельских гранитов украшают береговую линию. здесь очень хорошо поработал ледник. Да и в целом карельский рельеф - это поверхность обработанная ледником, отсюда высокая изрезанность берегов у озер (Долгое), большая вытянутость озер, и наличие на озерах островов (эти острова могут быть моренами или бараньими лбами, что чаще всего.

Стоянок здесь не много именно по этой причине - скалы и вода - рельеф сильно пересечен. Поэтому если вставать на стоянку, то делать это на озере Керчуг, дальше со стоянками до озера Варламова совсем не очень.

Мы в 2012 году в этих шхерах ночевали, примерно здесь: N 66.10681° E 32.69575°

Стоянка не очень удобная, кат причаливает и сразу надо карабкаться по скале на площадку вверх.

Озера Керчуг - Травяное - Варламово - Новое

Трек участка: https://nakarte.me/#m=14/66.14975/32.74612&l=Otm/W&nktl=dYnWkcyzMWhIrXJDXq7gqw

Шхеры озера Керчуг тянутся и плавно переходят в озеро Травяное, которое очень сильно вытянуто (до 5 км) и также имеет изрезанную береговую линию.

Ориентирование здесь простое - визуально проходы видны с воды хорошо.

Озеро Варламово

В верхней части озеро сильно заросло кувшинками, что делает его немного загадочным. Здесь часто встречаются рыбаки - они доезжают на машине до берега и тут рыбачат. Думается, что в кувшинках должна стоять щука поболее 3 кг, ибо там глубина есть.

Озеро Варламово еще знаменито тем, что именно с него начинается укороченный маршрут по Керети - посмотрите, сколько они всего пропустили?! А ведь сразу после этого озера начинаются самые интересные пороги на реке Кереть.

На выходе с озера будет небольшой порог 1 к/с шиверного типа, он не сложен, но есть нюанс и он в том, что при относительно слабом течении в русле лежат здоровые валуны, если на них сесть баллоном катамарана, то придется его выносить - встаешь мимо камня - глубоко, а на камне скользко - вот и купаются тут сплавщики, кто промахивается и встает мимо камня. Обходятся камни легко, но лучше применить тактику с запуском вперед более маневренного судна. Начало порога: N 66.12850° E 32.84791°

Порог на выходе из озера Варламова
Порог на выходе из озера Варламова

Метров через 700 после этого порожка русло реки сильно расширяется и это место называют озером Безымянным.

На берегу этого озера есть стоянка, но я на ней никогда не стоял, что она из себя представляет - не знаю, но отмечена на картах.

порог Белый Клык

Озеро Безымянное сужается и плавно переходит в русло реки Кереть, которое правым поворотом начинает порог "Белый Клык" - порог преимущественно шиверного типа и длиной более 1 км. категория сложности 1-2.

Ориентир: большие, издали заметные камни в сужении русла. Осмотр с ПБ, возможен проход без осмотра.

Порог представляет собой серию из шивер, разделенных участками спокойной воды. Незадолго до конца порога, в русле лежит здоровый валун возле которого формируется единственный слив. В самом конце порога два валуна в основной струе, обходить слева. За порогом на высоком ЛБ хорошее место стоянки.

Порог Мураш

Через 500 метров после порога Белый Клык становится слышен шум, желательно причалить для осмотра - N 66.13348° E 32.78821°. Впереди порог Мураш.

Порог Мураш считается титульным для реки Кереть и по нему определяется сложность реки. В классическом варианте это порог 3 к/с, шиверного типа, состоит из 2 ступеней.

Первая ступень начинается входной разгонной шиверой, в которой течение ускоряется, а русло сжимается. Идти по центру и прижимаясь чуть правее.

Под левым берегом видны боновые заграждения - каменный вал, который формирует прямое русло.

После первой ступени струя ударяет в правый берег и уходит налево, здесь рекомендуется уйти направо, в отстойник (N 66.13542° E 32.78578°), улово, именно по этой причине в пороге надо прижиматься к правому краю струи, ибо сразу выгрести не успеете - течение сильное и сразу уносит на вторую ступень, которую лучше сначала осмотреть.

Вторая ступень начинается практически сразу после крутого поворота струи в виде разгонной шиверы, которая разгоняет судно и подводит к плавному правому повороту русла, здесь надо взять сначала чуть левее и войдя уже в порог за поворотом стараться держаться центра или правого края струи. Если пойдете по левому краю струи - попадете на камни. Мы на этих камнях провисели добрых полчаса в 12 году.

Обзор второй ступени:

Прохождение наших экипажей:

А вот это история о том, как мы в пороге сели на камни:

Успешные прохождения:

А вот вид с левого берега:

Полное прохождение Мураша (первая и вторая ступени)

После окончания порога река разливается и по обоим берегам есть стоянки, на левом берегу - похуже, пообедать и отремонтироваться, а на правом берегу можно полноценно стоять, но за дровами на левый берег - без вариантов!

Наша стоянка ниже Мураша на правом берегу
Наша стоянка ниже Мураша на правом берегу
Под второй ступенью видны обе стоянки - на правом берегу мы стоим, а на левом виден выход из воды в лес
Под второй ступенью видны обе стоянки - на правом берегу мы стоим, а на левом виден выход из воды в лес

Далее река Кереть выходит через низкую заболотину в озеро Новое.

Озеро Новое открывается широким заливом, причем очень мелким и заросшим травой, здесь часто сплавщики выходят из судна и просто проводят его рядом с собой до более глубокого места.

Выйдя в само озеро вы увидите открывающиеся горизонты - по правому берегу наклонная поляна, там обычно стоят машины (типа НИВА, УАЗ) - это урочище Новое, там в 19 веке было поселение, сейчас кое где просматриваются остовы домов, а сама поляна используется как покос.

В озеро глубоко вдаются мысы на которых часто встречаются стоянки. Сами мысы - это каменные гряды, которые потом продолжаются под водой, поэтому если пойдете по озеру, то старайтесь не подходить близко к мысам - сядете на камни.

Озеро обширное и на нем часто бывает ветрено и волна.

Озера Новое - Осиновое - Кривое

Трек участка: https://nakarte.me/#m=13/66.19906/32.94268&l=L/W&nktl=kAg59NuulA5LfE32gYXnRg

После озера Нового река становится шире, так как в озере Новом к Керети пришло еще 2 крупных притока: Черная и Елеть.

Течение здесь слабое и часто возникает желание встать на мотор, но здесь на моторе лучше не ходить - под водой на малой глубине часто залегают камни, которых не видно с воды и в таких условиях легко поломать винт мотора, который работает под нагрузкой - я после этого участка уже правил винт.

Вот так мы загнули винт)))
Вот так мы загнули винт)))

Надо сказать, что этот участок довольно протяженный, он идет до автомобильного моста через Кереть N 66.16987° E 32.80260° и далее, почти до озера Осинового. Поэтому здесь лучше настроиться и поработать веслами - примерно 6 км. Под самим автомобильным мостом река разливается и становится мелко.

В 12 году, когда мы впервые сюда попали, вместо современного железобетонного красавца моста был старый деревянный мост, по которому проходила трасса "Кола". Под мостом был такой "чоткий" порог - между опор расстояние малое и вода наваливаясь на опоры в быках формировала интересный слив, важно было попасть точно в створ. сейчас тут все очень просто и очень мелко + есть риск наличия промышленного мусора, так что под мостом и чуть за ним - надо крайне аккуратно!

После озера Осинового на левом берегу встречается небольшое поселение под названием Лесобиржа.

Следом идет железнодорожный мост N 66.18549° E 32.89632°, точнее тут 2 одинаковых моста:

Однопролетный железнодорожный мост через реку Кереть
Однопролетный железнодорожный мост через реку Кереть

Нудный и прямой 10 километровый участок заканчивается порогом Кривой-2

Порог Кривой-2

Порог находится на левом повороте реки перед впадением в озеро Кривое. Начало порога: N 66.19375° E 32.94919°

Порог 2 к/с, относительно простой - проходится по центру. В самом пороге имеются металлоконструкции - обломок бурильной трубы, но все это видно с воды за ранее и легко можно уйти.

Сразу за порогом направо и налево стоянки, в лесу много ягод и дров. Под этим порогом похоже стоит семга - мы встречали здесь рыбаков в 12 году, они как раз сетями здесь ловили именно семгу.

Мы же здесь, в разливах на выходе из озера поймали щуку более 4 кг на троллинг.

Самую крупную рыбу за поход мы поймали именно здесь
Самую крупную рыбу за поход мы поймали именно здесь

Озеро Кривое - озеро Варацкое

Трек участка: https://nakarte.me/#m=13/66.19906/32.94268&l=L/W&nktl=EHBzkcRIK0NaB9lvhhAatA

На этом участке находятся два очень интересных порога.

Порог Ступенька:

Находится N 66.20978° E 32.98693°

Иногда этот порог считается частью одного большого порога - Долгого, но чисто технически они сильно отличаются. Порог Ступенька - водопадного типа, проход прямо под левым берегом с навалом на острый камень слева, важен точных заход с последующим маневром уклонения от острого камня.

Ориентир: небольшой островок с деревцами по середине реки, далее река обрывается, за островком находится удобное улово - там можно ждать подходящие экипажи. Судно прошедшее порог практически полностью скрывается из вида - торчат только головы.

Вот пример не совсем удачного прохождения порога Ступенька, не попали в основной слив:

А это удачное прохождение Ступеньки, вид с проходящего катамарана:

А это уже прохождение Ступеньки на байдарке (катались) и на катамаране К-4, снято из отстойника за островом:

После Ступеньки надо уходить под правый берег, так как под левым берегом камни и мелко. В русле часто встречаются камни, приходится немного суда подтаскивать.

Порог Долгий

Находится N 66.21096° E 32.99717°, вместе с порогом Ступенька оценивается как 3 к/с. Порог шиверного типа. Заход в порог с центра под левый берег и далее идет практически постоянная шивера длиной 2 км.

Далее на протяжении 7-8 км иногда встречаются лишь мелкие перекаты.

Порог Варацкий

Порог 3 к/с, находится: N 66.20286° E 33.08516°

Место для остановки и осмотра: N 66.20305° E 33.08560°

Осмотр обязателен!

Это главный титульный порог реки Кереть.

Необходимо осмотреть весь порог, особенно главный слив. Длина препятствия примерно 450-500м, падение воды на участке 6-7м. Посередине реки остров.

Заход в порог через входную шиверу, ориентируясь на остров по центру реки. Остров обходим влево и прижимаемся к острову, но не сильно, иначе попадем в улово около острова.

Главный слив идётся вплотную к острову, чтобы тот был по правую руку. За винтовым сливом косая бочка и мощное течение, наваливающее на гряду камней. Далее мелкая, но сильная шивера с большим количеством камней, многие из которых не читаются с воды. Теоретически порог можно провести мелководной правой протокой. Обнос очень труден. Слева перед порогом приличная стоянка. В конце порога мост автодороги Чупа – Плотина.

Обзор ключевой части порога:

Главный слив порога Варацкого
Главный слив порога Варацкого

Прохождение порога на байдарке, не очень удачное, сильно прижались к острову и попали в улово 2 раза подряд:

а это чистое прохождение:

прохождение Варацкого порога на катамаране К-2:

Это прохождение на К-6, не очень чисто - наехали на крупный обливняк, но с такими габаритами это нормально:

еще одно такое же прохождение - не очень чисто, К-6, неверно зашли и потеряли участника под сливом - выпал с катамарана:

А это чистое прохождение Варацкого порога на К-6:

А вот так бывает, когда слишком сильно прижимаешься к острову - два ролика, катамаран попал в верхнее улово и прижало к камню:

Озеро Варацкое

Излюбленное место стоянок. На островах и берегах полно стоянок туристов, а вот с дровами прямо скажем так себе.

Красивая стоянка, но часто занята, остров "Бараний лоб": N 66.21077° E 33.13753°

Стоянки на островах вполне уютны, но с дровами - сами понимаете. Воды пресной кругом хоть отбавляй.
Стоянки на островах вполне уютны, но с дровами - сами понимаете. Воды пресной кругом хоть отбавляй.

Озера Варацкое - Масляное - стоянки перед озером Заборным

Трек участка: https://nakarte.me/#m=18/66.25264/33.43329&l=L/W&nktl=mK48JialkhASSV4_RIk62w

На выходе с озера Варацкого небольшой и не сложный порожек, появляется течение - это порог Карешка. Вот что пишут об этом пороге в Викимапии: "Порог Карешка (к.с. IIа). Это извилистая быстрая шивера длиной 250-300м. За порогом плёс. На правом берегу стоянка с хорошей рыбалкой."

Мы его не разу не отразили - проскакивается незаметно.

Порог Краснобыстрый

Это еще один титульный порог реки Кереть - 3 к/с. находится N 66.22484° E 33.19417°

Порог Краснобыстрый - водопадного типа состоит из 3 ступеней. длина порога до 200 метров, падение воды до 5 метров.

Осмотр обязателен - по левому берегу, чалка для осмотра здесь: N 66.22458° E 33.19318°.

Первая ступень

Порог начинается разгонной шиверой, которая выносит на первую каменную гряду - водный поток разбивается на мелкие части и прыгает с первого уступа высотой до 1 метра. В гряде сформирован один мощный слив - прямо около левого берега, при этом струя ударяется в левый берег и уходит вниз. Заход в слив по диагонали налево.

Вторая ступень находится ниже по течению от первой в 20 метрах, отлогий слив высотой около 1 метра с мощным и жестким валом до 1 м. Далее требуется маневр и пересечение направо где гладкий язык, слева сброс на камни с метровой высоты.

Третья ступень: ещё через 10м слив ~ 0,8-1м с мощной бочкой. Далее шивера около 150м.

Общий вид порога с левого берега:

Итого, траектория движения должна быть примерно такой: подходим к первой ступени по центру и маневром влево заходим в слив. В сливе начинаем заносить нос судна направо и после выхода из слива уже начинать движение вправо, в сторону центра.

Во второй ступени надо попасть именно в отлогий слив, который автоматически вынесет в третью ступень.

Вот примеры прохождения порога Краснобыстрый. Первый К-2 перед второй ступенью не пересек струи вправо и вывалились на каменный сброс третьей ступени, следом идущий К-6 с первой ступени свалились вправый бок рановато, но тем облегчили себе пересечение струи и уход направо:

Катамаран К-4 прошли порог чисто:

Малый кат К-6 проходит чисто:

К-6 не успел выгрести направо ко второй ступени:

После порога Краснобыстрого идет длинная и мелкая шивера со слабым течением, в русле часто попадаются крупные камни, на которые можно запросто сесть и "прикурить".

Сразу после порога уходить под левый берег не стоит - очень мелко, идите дальше
Сразу после порога уходить под левый берег не стоит - очень мелко, идите дальше

Развилка

Примерно через 500 метров после порога Краснобыстрого вы выйдете на развилку: N 66.22895° E 33.20770°

Основное течение идет прямо в правую протоку, туда и идти. Левая протока наверно проходная тоже, но туда никто не ходит - нет смысла, течения почти нет, а петля больше.

природа Северной Карлии
природа Северной Карлии

Озеро Масляное

Небольшое и продолговатое озеро, река Кереть впадает в него с запада и образует узкую и длинную косу, которая находится большей частью под водой, но угадывается по зарослям травы. Коса отделяет русло от заростающего травой залива.

В центральной части озера, по левому берегу имеется очень симпатичная стоянка, где можно очень так неплохо отдохнуть - N 66.23191° E 33.24322°. Стоянка поднята занимает верхнюю часть площадки на скалах. Камень МОНОЛИТ днем на солнце прогревается и становится просто божественным подогревателем - упасть на него и спать. На стоянке имеется каменка для бани.

В окрестностях стоянки чудесные сосновые беломошные леса - прямо заглядение!

на выходе из озера Масляного русле делится на 2 протоки - идти надо по правой, левая там какая то "стремная". В правой протоке расположен перекат, стремнина, шивера - N 66.23430° E 33.27115°, технической сложности не представляет, разве что лишняя возможность сесть на камень. В некоторых источниках этот порог называют Масляным, но это не так.

Порог Масляный

Порог водопадного типа, расположен на правом повороте реки Кереть: N 66.23620° E 33.30430°

Категория сложности - 3

Порог начинается до поворота разгонной шиверой, шивера вместе с руслом поворачивает, сначала идет в сторону левого берега, но выходя к ключевому участку поворачивает круто вправо, под правый берег - важно не прошляпить этот момент.

Ключевой участок в этом месте образует ступеньку, русло перегорожено грядой камней, где левая часть и центр русла перегорожены зубьями - торчащими острыми камнями, а слив формируется под правым берегом.

Высота слива до 1 м

Так что линия движения относительно проста - входя в порог держаться центра и успеть во время уйти направо.

Порог очень зависит от уровня воды в реке. В малую воду он просто "жжот", проход как раз только под правым берегом, в среднюю воду пройти уже можно через зубья, почти в любом месте, ну и в большую воду вы его даже не заметите и узнать о нем сможете только взглянув на трек или заметив знакомый здоровый камень на левом берегу, который как раз формирует струю направо: N 66.23655° E 33.30452° - в большую воду он подтапливается, но прибрежная часть торчит и хорошо заметна. Идя по струе в повороте от него приходится отгребать.

Снять этот порог мы не успели, ибо он пришелся нам нежданчиком в 12 году, а в 17 году мы его даже не заметили - порога не было.

Пороги Безымянный и Павловский

Примерно через 1,5 км от Масляного порога русло раздваивается - идти надо вправо, тут же в протоке небольшой и не сложный порог - N 66.23676° E 33.33307° - по сути шивера, далее, через 500 метров начинается цель простых шиверок - это порог Павловский - 1 к/с. Вдоль порога по левому берегу есть несколько хороших стоянок.

Порог Колупаевский

Перед порогом, на повороте с удобным уловом имеется стоянка, мы стояли там в 12 году: N 66.24254° E 33.39076°

Стоянка не большая, компактная, есть стол, костровище, дрова в изобилии.

И была одна целая лавочка... словалась)
И была одна целая лавочка... словалась)

Около этой стоянки имеется небольшая гора, точнее бараний лоб, куда можно вечером сходить и проводить закат - место просто бомбическое: под горой шумит Колупаевский порог и ты стоишь на уровне верхушек деревьев - солнце просто тает за верхушками деревьев

От этой стоянки начинается порог - Колупаевский

Порог Колупаевский

Красивый и интересный порог с категорией сложности - 3, длина порога до 1 км

Находится - N 66.24305° E 33.39074°

Порог шиверного типа, осмотр порога сильно затруднен тем, что оба берега крутые и скалистые, можно даже сказать, что река здесь протекает в каньоне. Русло здесь сужается и начинает круто падать, от чего ранее спокойная вода начинает играть и бесноваться. Порог берется как правило ходом.

В русле много камней над водой и под водой, это еще одна причина бессмысленности предварительного осмотра. Надо стараться держаться главной струи, а она здесь гуляет по руслу то к левому, то к правому берегу.

Порог заканчивается расширением русла, камней в русле становится меньше и в русле появляются крупные острова, на одном из них есть стоянка: N 66.24633° E 33.40515° - мы стояли там в 17 году. Стоянка прикольная, но нет дров, нам повезло в том, что привезли дрова с собой, на том и прожили. Важно: если хотите тут остановиться - надо готовиться к чалке заранее, иначе пролетите мимо острова - чалка здесь на текухе, что делает чалку здесь сложной.

Порог Медвежий

Метров через 300 после стоянки и на пересечении автодороги Плотина-Чкаловский, где находится мост - расположился порог Медвежий (2 к/с) - N 66.24843° E 33.42005°

Порог образуется сужением русла, который ограничен здесь опорами моста. Мост железобетонный, опоры моста стоят достаточно широко, пройти катамаран сможет даже боком.

Сразу после моста, по центру русла в воде лежит здоровый камень, который формирует здоровую косую бочку, ширина которой может быть до 4 метров и дает вал высотой до 1 м. Обойти бочку можно с любой стороны.

Порог Кривой-3

Примерно через 600 метров после порога Медвежьего находится порог Кривой-3: N 66.25278° E 33.43193°

Порог шиверного типа, смеет сложность - 3 к/с.

Начало порога заметно сразу - по среди реки лежит здоровый плоский камень и по обе стороны от него формируются струи, левая струя состоит из 2 частей, правая струя образует мощный слив и бочку. Бочка проходная.

Дальше надо выходить на центр и по струе, в конце под правым берегом плоские обливняки.

Наше прохождение порога Кривой-3

Далее до конца участка только неглубокие перекаты.

Озеро Заборное - порог Морской - Белое море

Трек участка: https://nakarte.me/#m=12/66.27280/33.56632&l=Otm/W&nktl=5LWa7NOUcGt9P3iWg2rjmA

Озеро Заборное - это крайнее озеро на реке Кереть. Свое название оно получило от того, что что здесь находятся сети рыбзавода, так называемый "забор". Русло реки расширяется и заканчивается перекрытым полностью руслом сетями.

Это вотчина рыбнадзора - раньше здесь мужик, охранник пропускал каты под сетями за небольшую денежку. Сейчас только обнос сетей по берегу.

Тропа для обноса начинается здесь: N 66.27055° E 33.54966°

В озере Заборном необходимо набрать пресной питьевой воды, далее с пресной водой все будет не очень гладко.

Порог Морской

Порог Морской, часто встречаются еще его названия: Запорный, Керетский. Категория сложности - 2

Начало порога: N 66.27089° E 33.55181°

Падение воды - около 15 м

Порог шиверного типа, длина порога около 1 км, длина зависит от состояния прилива или отлива. В прилив морская вода заливает нижнюю часть русла, а в отлив русло сильно освобождается и река увеличивается примерно на 300-400 метров.

В виду большой длины, осматривать порог не вижу смысла - порог читается с воды, главное обходи торчащие камни и бочки.

Прохождение порога нами на К-6, по сути какое, просто проутюжили все неровности, поймали немного брызг и все (это снято по малой воде):

По большой воде скорость течения будет больше и валы возможно будут выше, но не факт, в 17 году, когда здесь шли - вообще ничего не поняли, а был ли порог - с горы несся сплошной поток воды, без валов и бочек.

Белое море

Это особая локация и шикарный район для этого маршрута, я бы сказал - "вишенка на торте".

Если отвлечься от лирики, то в первую очередь надо ориентироваться на наличие пресной воды. Источников пресной воды по берегам на удивление не так много, хотя есть.

С дровами ситуация чуть получше, но на общепринятых стоянках их нет, поэтому вопрос с водой и дровами решается просто - сгонять на моторном катамаране до источника дров и воды, благо это все делается просто. Смотрите трек, я там указал места стоянок на море и наличие пресной воды. Дрова - с ними проще.

Шторма. Белое море бывает всяким. Мы видели его спокойным. юно при этом волна была почти 2 метра, катамаран швыряло как "маркитанскую лодку", но в случае с Чупской Губой - здесь такое редко - губа, это узкий и глубокий залив, глубоко вдающийся в сушу, поэтому ветры здесь хоть и бывают, но большой волны я здесь не видел, а может просто повезло ))). Сравнивая с Кандалакшским заливом - там из 6 дней всего в 1 день был штиль - вода как зеркало, все остальное - волна от 1 до 2 метров высотой.

Редкий штиль на Белом море
Редкий штиль на Белом море

В Чупской и Керетской Губах, если не выходить в открытое море, то преимущественно будет так:

Байдарочники на веслах все это проходят вполне нормально.

Приливы и отливы

Это особая песня, 6 часов идет прилив и 6 часов идет отлив. Карельский берег Белого моря - это место самых высоких приливов и отливов. При отливе освобождается литораль длиной иногда до 200 метров.

Литораль - это область морского берега, которая затапливается в прилив и освобождается в отлив, она часто заселена всякой живностью, так, на отливе можно набрать мидий:

Мидии после промывки отправляются на глубокую сковородку и тушатся в морской воде - готовые моллюски как фисташки - открывают свои створки и их можно кушать - очень вкусно и в меру солено. В магазинах мидии 100 грамм стоят 150 рублей, а тут тазиками - бесплатно.

В воде на отливе часто можно встретить местных медуз и морских звезд:

В литорали всегда можно накопать пескожила - морской червь, на которого хорошо потом ловится морская рыба.

Магазинов до самой Чупы тоже не будет, но зато здесь шикарная рыбалка на треску, навагу и другую морскую рыбу. Рыбка не большая, но много и вкусно

Мы видели на Белом море и других животных, но показать их фото не можем по понятным причинам - не смогли сфотографировать, причем некоторые животные нам явились словно инопланетяне в фантастической "обертке" - сверкая ночью электрическими вспышками. Так в прошлом году мы попали на выход ночью гребневиков. Удивительная встреча.

Провести несколько незабываемых дней на Белом море - вот такая уникальная возможность дается только на этом маршруте. Поэтому если вы дочитали до этого места, значит вас эта тема заинтересовала, и значит я не зря старался. Смело идите по этому маршруту - он вам точно понравится, либо как вариант присоединяйтесь к нам на лето 2022: https://vk.com/splav_keret

Байдарочникам

Для любителей сплавов на байдарках и пакрафтах стоит учесть, что сложность порогов часто будет на 1 категорию выше, чем указано в тексте. Плюс наиболее сложные пороги: Щелевой, Мураш, Ступенька, Варацкий, Краснобыстрый, Масляный - рекомендуется проходить без груза и даже иногда высадив "матроса". Сами пороги и варианты прохождения на пакрафте можно посмотреть на приложенных роликах:

ЗЫ: Миша паникер какой то, комаров и мошек ни разу что ли не видел? Ну летают, ну покусывают, сам поперся в июне на севера и хочет что бы от него отстали....

Вообще, Кереть в туристских кругах известна как река, где комаров и мошек как раз не так много, но они все равно есть - от этого на северах никуда не деться, но терпимо.

ФОТО с разных походов по Карелии и Кольскому полуострову.

Фотографы:

  • Басков Арсений
  • Санталов Алексей
  • Алена Галкина
  • Денис Дорошченко
  • Катя Афанасьева
  • Абрамов Дмитрий
  • Лебедева Дарья

Видео снимал: Абрамов Дмитрий

Благодарю что дочитали - я 2 дня собирал все по крохам в одно место))

Подписывайтесь на канал, буду еще выкладывать интересные места и локации ;)

👉 Форум Туристов в Телеграм - https://t.me/turistchat