Черный квадрат" телевизионной "плазмы" давно заменил многим иконостас, поэтому Малевич был бесконечно прав, поместив его в "красный угол" алтаря Нового времени ещё в далёком 1915 году. Кто бы мог тогда предполагать, что каждый из нас станет обладателем своего "чёрного квадрата", из которого при нажатии кнопки вырывается невероятно трудноуправляемый стихийный инфопоток.
Сегодня трудно не то, что быть незапятнанным этой всепоглощающей пучиной, а просто остаться собой. Инфоворонки буквально затягивают и те, кто беспорядочно чертыхаясь пытаются из них вырваться, обязательно пойдут ко дну. Те же, кто осознанно достигнут дна, сохраняя силы и контролируя ум, знают, что воронка неминуемо сужается ближе ко дну, и оттолкнувшись в сторону, можно с лёгкостью спастись, вынырнув в стороне от водоворота. И я попробую оттолкнуться ото дна и вернуться к незаконченной статье о выставке современного итальянского искусства в Ташкенте "Шёлковый путь. Современное искусство и художники Италии", первую часть которой я представила много ранее.
Четырнадцать итальянских художников представлено во второй части каталога выставки, этот раздел называется "Встречи и обмены".
Yuri Ancarani (Юрий Анкарани) Равенна, 1972. Кинорежиссёр, видеохудожник.
Процессы, ритуалы, системы, жизнь, наполненная страстью к свободе - вот формула творчества Юрия Анкарани, внушительный список его наград, участия в художественных выставках и кинофестивалях здесь.
Анкарани в своем видео "San Siro" на примере одноимённого стадиона - футбольной итальянской "Мекки" в Милане, также известного как «Стадион Джузеппе Меацца», задаётся вопросом о том, что является современным ритуалом, ставшим неотъемлемой частью мировой культуры. Работа, созданная в 2004 году при сотрудничестве Sky Italia и Careof Docva, является частью коллекции Музея MAXXI в Риме.
«Я стал смотреть на стадион, как на место притяжения масс, этакий религиозный храм», говорит мастер. Действительно, даже ни читая художника с первых же кадров я подумала, что стая голубей на пустынном стадионе явно отсылает нас к площадям, прилегающим к ритуальным сооружениям, где эти пернатые - вечные обитатели, правда, на стадионе их разгоняют с помощью петард. Кстати, формально вдохновением к этому видео является путешествие Юрия в Дубай. «Я был в Дубае, и в каждом общественном месте телевидение транслировало одно и то же изображение: кадр Каабы . Священный камень был окружен огромным вихрем паломников в молитве. Я увидел в этом сходство с тв-кадрами с футбольных стадионов по воскресеньям ...».
"Алтарь" этого спортивного храма - музей, где иконостасом являются бутсы, футболки культовых спортсменов, журналы, фото и пр. спортивная ритуальная атрибутика. Кстати, в этом видео нет кадров музея. Это скорее общий медитативный портрет спортивного ритуала, где фаны футбола в едином порыве и размеренным ритмом, свойственном понятию тихой преданности и монашества, заполняют грандиозный храм Спорта:
«Хотя это открытое место, моя идея заключалась в том, чтобы передать ощущение изоляции и клаустрофобии в контексте необыкновенного величия стадиона "San Siro"», продолжает Юрий Анкарани.
Конечно, мне было любопытно взглянуть и на другие работы видеохудожника, и хотела бы отметить некоторые из них.
"Да Винчи" - робот-ассистированная хирургическая система — аппарат для проведения хирургических операций - следующий объект внимания Юрия Анкарани в его одноимённом фильме. Одна из «рук» робота держит видеокамеру, передающую изображение оперируемого участка, две другие в режиме реального времени воспроизводят совершаемые хирургом движения, а четвёртая «рука» выполняет функции ассистента хирурга.
Внутренний мир человека в прямом смысле - это словно мифические морские пещеры острова Капри. Смотря это видео, я понимаю, что хирурги - это полубоги, со сверхчеловеческой ловкостью управляющие джойстиками, где одно неправильное движение может привести к смерти пациента. Мы живём в мире, где для одних человеческая жизнь не стоит буквально ничего и они могут сбрасывать полутонные бомбы прямо на роддома и театры или бить прямой наводкой по АЭС, другие же посвящают себя спасению людей и значительному улучшению качества их жизни.
Город Каррара в Италии — это единственная точка в мире, где добывают самый белый мрамор из которого создавали свои гениальные произведения лучшие мастера, в том числе, сам Микеланджело. Подбирая нужный по размеру и качеству мрамор, художник мог жить в карьере годами.
В то время туда поднимались или пешком, или на осле, так как дорог ещё не было. В прошлом добыча производилась вручную. Микеланджело приходил, выбирал, и потом мраморные глыбы перемещались на деревянных катках, далее нужны были быки, которые тянули эти блоки мрамора до порта...
Юрий Анкарани провёл почти год на горе Монте-Беттолги, снимая фильм «ll Capo» (Шеф). «Мраморные карьеры — это места настолько невероятные и поразительные, что они кажутся большими театрами или декорациями», — говорит Юрий Анкарани. В фильме (тизер) рассказывается о начальнике карьера, который в процессе механизированного извлечения мрамора, использует безмолвный язык жестов и знаков.
Он перемещает гигантские мраморные блоки с помощью огромных экскаваторов, управляемых другими людьми. Машины будто под гипнозом повинуются лёгким, точным и решительным жестам "Шефа", улавливая его каждое движение вплоть до самого драматического момента, когда монументальные мраморные блоки освобождаются от склона горы и падают на землю с оглушительным стуком.
Фильм Юрия Анкарани "The Challenge" («Вызов») 2016 года - это, с одной стороны очень утонченный, а с другой - полный сюрреализма документальный фильм (тизер) об очень закрытом от посторонних глаз мире богатых катарских шейхов, увлекающихся любительской соколиной охотой.
Мужчины мчатся на внедорожниках вверх и вниз по песчаным дюнам, летают со своими ценными соколами на частных самолетах и катают своих домашних гепардов по пустыне на своих форсированных Феррари. В результате получился потрясающий фильм не только из-за неуёмной демонстрации богатства, но и из-за чисто кинематографической красоты, которая принесла Анкарани награду «Режиссер настоящего» на кинофестивале в Локарно в 2016 году. В одном из интервью, где сам режиссёр появился в довольно эпатажной куртке из гепарда, он рассказывает, с каким трудом ему удалось внедриться в этот мир роскоши и архаики, замешанной на древних традициях арабского востока.
И, наконец, хотелось бы завершить обзор творчества Юрий Анкарани фильмом "ATLANTIDE" (здесь по ссылке тизер 18+).
Даниэле — молодой человек из Сант-Эразмо, острова в Венецианской лагуне. Он живет праздной жизнью буквально на грани фола с маргинальной группой своих сверстников. Увлечение этого сообщества - разработка все более мощных двигателей, которые превращают небольшие лагунные моторные лодки в опасные гоночные автомобили.
Даниэле также мечтает о скоростном рекорде, который выведет его на вершину турнирной таблицы. Деградация, замешанная на нездоровом эгоизме, влияет на отношения между людьми, окружающую среду и всё это происходит на глазах уже пожилых людей и вечного пейзажа Венеции. Точка невозврата — психоделическое кораблекрушение (по ссылке ниже -тизер).
P.S. Пока буду публиковать на своём ТГ канале то, что удалось написать ко второй части будущего большого обзора, и если я когда-то дойду до конца, то материал будет опубликован в СМИ.
Первая часть здесь.
Белла Сабирова