В период между двумя мировыми войнами едва ли не в каждой европейской стране (разумеется, кроме СССР) существовало собственное фашистское движение, а значит( хотя оно до сих пор есть, я думаю вы догадались про кого я), а значит, появлялся и свой фюрер, дуче, каудильо. В Румынии его звали Корнелиу Кодряну, и именовался он "капитанул".
Румыния была беднейшей страной Европы, но позиционировалась своими лидерами как "Третий Рим" балканского разлива. Крупных европейских игроков такие амбиции лишь забавляли, а мелких соседей - раздражали.
Цена румынской военной мощи определилась осенью 1916 года, после того, как страна примкнула к Атланте и за пару месяцев была оккупирована австро-германскими войсками. Среди участников этой неудачной кампании был и 17-летний Корнелиу Кодряну. Хотя по итогам Первой мировой войны Румыния оказалась среди победителей, в 1919 году страна балансировала на грани революции. Крестьяне требовали передела земли, рабочие группировались вокруг немногочисленных коммунистов, а Красная армия по ходу боёв с белыми периодически выдвигалась к самым границам Румынии. Перспектива установления советской власти выглядела вполне реальной, так что Кодряну сколотил группу из двух десятков юнцов-лицеистов, с которыми, в случае большевистского вторжения. собирался уйти в партизаны. Парни учились всем боевым навыкам. Но когда выяснилось, что вторжения не будет, они занялись врагом внутренним.
Своих соотечественников Кодряну считал древним, но дряхлым народом, который погибнет, если не оздоровить его дух некой позитивной идеей. Идея расового превосходства, антисемитизм, межклассовое единство - всё это напоминало фашизм Муссолини и национал-социализм Гитлера с одним важным уточнением - Кодряну дошёл до аналогичных взглядов самостоятельно. относительно расовой чистоты ситуация у него лично была столь же сложной, как и у Гитлера. В 1923 году, когда в Румынии обострилась борьба вокруг предоставления евреям полноценного гражданства. Кодряну организовал погром гетто в Яссах, был арестован и попал в тюрьму на неделю. Гражданство евреи получили, но и Кодряну укрепил свой авторитет, став к 25 годам крупной фигурой в Лиге национальной христианской защиты, объединявшей ведущих правых политиков.
Члены Лиги составили список приговоренных к смерти "предателей" во главе с премьером Ионелом Брэтиану. Но список попал к властям, и Кодряну снова отправился в тюрьму, вместе с отцом и несколькими соратниками. Когда начали выяснять , кто стукач, подозрение пало на некоего Верникеску. Соратник Кодряну Ион Моца всадил в Верникеску семь пуль, но предполагаемый стукач выжил. Выйдя на свободу Кодряну приступил к несанкционированному строительству студенческого центра.
24 октября 1924 года состоялось судебное заседание. В разгар прений Кодряну выхватил пистолет и открыл огонь. Манчу был убит, несколько полицейских получили ранения. Забавно, но жюри присяжных, сплошь состоявшее из членов Лиги, подсудимого оправдало - мол, он явился в суд просто дать показания, а пистолет выхватил в порядке самообороны, когда Манчу осыпал его оскорблениями. Теперь Кодряну чувствовал себя достаточно уверенно, чтобы создать собственную партию - "Легион Архангела Михаила". Предводитель небесного воинства якобы являлся ему в тюрьме и рассказывал, как надо спасти Румынию. Самого себя Кодряну объявил лидером партии. О Боге и православной вере Кодряну говорил с пафосом и восторгом, а о евреях и коммунистах - с искренней ненавистью. С 1933 года Кодряну чётко ориентировался на Гитлера. Тогда же он решил создать боевое крыло легиона - "Железную гвардию", и три "эскадрона смерти" - "Никадори", "Дечевмири" и "Рэзбунэтори". То - есть тем самым Кодряну решил сделать ставку на террор. Много чего он натворил, потому ему пришлось залечь на дно. В 1938 году Кодряну изолировали от всех в Жилавской тюрьме, а потом организовали суд, который он назвал "большевистской пародией" . Приговор был таким - 10 лет каторги. Страна встретила это известие равнодушно. В ноябре 1938 года Кодряну был застрелен, и его соратников постигла та же участь.
Так и закончилась история Кодряну. Зато сейчас он востребован в современной Румынии, где ультраправые часто изображают его на иконах с нимбом святого.