В международной политике кроме вещей очевидных существует такое явление, как «политическая целесообразность». Это когда экономическая составляющая жизни общества и государства вступает в противоречие с какими-то базовыми ценностями – и вот ради этих ценностей населению целых стран приходится жертвовать уровнем жизни и вообще многими достижениями цивилизации. Стоит оно того или нет, насколько «базовые принципы» соотносятся со здравым смыслом и сложившимися связями между государствами и обществами – оказывается делом десятым. И лишь история потом может рассудить правых и виноватых.
Логистика
При перевозках любого товара учитывается длина путей сообщения, вместимость транспорта, перевозящего товары, удобство доставки этого товара к перевалочным пунктам по кратчайшим или экономически обоснованным путям и, естественно, стоимость топлива. То есть всё то, что обозначается термином «логистика».
У стран, имеющих выходы к крупным речным артериям или расположенным вдоль морского побережья, самым дешёвым способом доставки товаров является речной и морской флот. Что естественно, учитывая вместимость его трюмов, разделённую на мощность двигателей и связанную с ним топливоэффективность. Вторым по значимости и экономичности могут быть как железные дороги (в случае их массовой электрофикации), так и грузовой автотранспорт в виде большегрузных фур.
Но в любых случаях всё упирается в транспорт. Транспорту же нужна энергия или топливо. И вот со всем этим в Европе (да и во всём мире) в последнее время начались проблемы.
Политика как продолжение экономики
Приведём два примера: страны-нефтедобытчицы, входящие в систему ОПЕК, и такой большой участник топливного рынка, как Россия. ОПЕК – это страны Ближнего Востока и Венесуэла. Они на своих регулярно проводимых конференциях устанавливают цену на нефть, притом с учётом сложившейся международной конъюнктуры. Но! Любые мировые потрясения тоже естественным образом действуют на цены – потому что возрастают риски добычи, доставки, переработки. А тут ещё западный мир не может простить энергоресурсо добывающую Россию, оттого, что она, вроде бы окончательно поверженная в «холодной войне», вдруг решила не согласиться с таким положением вещей. И стала претендовать на более значимую роль, чем приготовили ей «страны-победительницы». Просто в 2007 году, во время саммита в Мюнхене, высказала такое намерение. И что тут началось…
Экзистенциальный враг
Обострение противостояния Запада и России началось давно, почти сразу после 2 мировой войны. Тогда западные политики пугали мир и друг друга советской военной угрозой – хотя на самом деле больше опасались политического влияния СССР. Потом, в результате просчётов советского руководства и (чего греха таить, тем более, что и в России теперь говорят об этом открыто) предательства интересов страны её политической элитой, советская система, основанная на власти народа, рухнула. Коммунистическая угроза перестала существовать, а коллективный Запад получил существенную экономическую передышку. Так как из побеждённой России мощным потоком хлынуло дешёвое, иногда за бесценок продаваемое сырьё, а внедрённые туда «советники» сделали всё, чтобы убить почти всю промышленность, оставшуюся от Союза – как действующего и потенциального конкурента. Но стоило лидеру страны в знаменитой мюнхенской речи обозначить курс на развитие и самостоятельность, как коллективный Запад начал спешно возводить новый «железный занавес» по периметру границ России. С одновременным продвижением к этим границам своей военной инфраструктуры.
Показав тем самым, что вовсе не в коммунистической идеологии было дело – она ведь не мешала Западу успешно сотрудничать с СССР в прошлые годы. Получается, что дело в самом существовании России, как таковой. Получается, что она – враг извечный, экзистенциальный
Отсюда санкции – которые в последнее время принимают и уродливую, и временами смешную форму. Ну котики-то что вам плохого сделали, ребята из кошачьих организаций под названиями FIFe, WSF, WACC? Запретили фелинологами из России привозить на международные выставки своих котов!
А теперь по указке заморского дедушки решили полностью отказаться от газа и нефтепродуктов из России. А, на минуточку, чем решили замещать? ОПЕК категорически отказалась менять как схему добычи, так и логистику поставок – потому что арабы очень серьёзно относятся к заключаемым договорам. С Венесуэлой у Запада серьёзный конфликт, а нефтедобыча в северных морях оставляет желать лучшего – недаром крупнейший экспортёр нефти Норвегия уже официально объявила, что в нужных объёмах увеличить свою нефтедобычу не может. Да и не хочет – ибо это не в её долгосрочных национальных интересах.
Итогом всех этих политических игр стало беспрецедентное повышения цен на дизельное топливо и бензин. На автозаправках Европы стоимость одного литра бензина сейчас доходит до двух с половиной евро за литр – и есть тенденция к дальнейшему повышению!
Доходит до курьёзов: в Нидерландах, например, есть штраф, если кто-то заправился на АЗС и уехал, не заплатив. Правонарушение! Воровство! И такой нарушитель закона должен будет оплатить штраф в размере 131 евро!
Ээээ… минуточку… Значит, если у меня трак имеет топливный бак вместимостью в сто литров, я могу заправиться ииии… Что лучше? Заплатить 250 евро за полный столитровый бак или ограничиться штрафом в 131€?
Вопрос риторический.
«Главный виновник» (вернее – назначенный им) Россия сейчас мобилизуется, как это она делала за свою историю не раз, восстановит свою экономику (а она сможет это сделать!) – и мы снова получим под боком настоящего монстра-конкурента. Ау. Наши политики! Вы последствия своих хотелок хотя бы в ближнем приближении прогнозировать можете?