Как себя чувствует медиарынок с приходом весны 2022?
YouTube и Google закрыли контекстную рекламу и монетизацию для пользователей из России (около 99 млн. пользователей YT в РФ).
4 марта Роскомнадзор ограничил доступ к Facebook (около 8,9 млн. пользователей в России).
14 марта начал блокировку Instagram (61 млн. пользователей в РФ на 2021 г.).
Вдобавок западные компании в свете санкций покидают в том числе и российский медиарынок, что означает и уход значительной части крупных рекламодателей.
Всё это не вызывает оптимизма и многих деморализует, но там, где происходят перемены для одних, для других возникают новые возможности.
Рассмотрим, что меняется в цифровой среде и куда мигрирует аудитория.
Чем это чревато для контент-мейкеров и брендов?
В короткой перспективе — резким снижением доходов для тех, кто занимался созданием контента и использовал инструменты монетизации YouTube, а также делал рекламный контент в Instagram. Необходимостью сменить профиль для тех, кто продвигал отечественные продукты на западный рынок.
Также для многих блогеров и брендов переход на другие платформы будет сопряжен с потерей значительной части аудитории. Что, впрочем, обнажает реальное количество постоянных зрителей у многих раскрученных миллионников, и заставит отечественных рекламодателей присмотреться к существующим рекламным контрактам.
Мешает ли блокировка смотреть Инстаграм и дальше, используя средства VPN?
Опыт Китая и других стран, по каким-либо причинам изолированным от влияния западных интернет-сервисов, показывает, что ценность современных соцсетей связана с их пользой для бизнеса и контент-мейкеров. Проще говоря, в отсутствие легальных рекламных контрактов и средств к монетизации, инфлюенсеры, предприниматели и корпорации уйдут в легальную зону и те соцсети, которые будут удобны для их заработка. А вместе с ними и их аудитория. Что со временем заставит деградировать российский сегмент заблокированных соцсетей, даже при сохранении части аудитории.
Куда мигрирует аудитория и куда переходить авторам и брендам?
Рассмотрим те площадки, что базируются в российском правовом пространстве или выдерживают нейтралитет в информационной повестке, что позволяет рассчитывать на долгосрочное планирование развития на них.
1. Телеграм — площадка лучше всего подходит для новостников и в качестве блога с текстами, аудио и видео. Телеграм почти не сжимает изображения (в отличие от того же WhatsApp), по уверениям создателей, хорошо защищён шифрованием и уже переживал попытки блокировок, но, главное, находится в достаточно нейтральной зоне к текущим политическим событиям, и имеет все шансы получить наибольшую часть мигрирующей аудитории отечественных брендов.
2. Вконтакте — площадка давно готовилась к перехвату аудитории западных сервисов, и уже скопировала множество функционала тех же TikTok и Instagram, и всегда была хорошей альтернативой Facebook, но долгое время оставалась недооценённой у «прогрессивной» аудитории.
Соцсеть продолжает развиваться активными темпами, и на днях объявила о поддержке отечественного бизнеса. А VK Видео также предоставляют инструменты монетизации, аналогичные YouTube.
3. Подразделения Яндекса
Яндекс.Дзен — хорошая площадка для авторских блогов и брендов, как в текстовом формате, так и для видео. Предоставляет возможности для монетизации материалов, в зависимости от их интересности читателям. Хорошо подойдёт уже раскрученным блогерам. Однако, стоит отметить, что на фоне последних событий, временно заблокирован самый востребованный у бизнес-аккаунтов функционал платформы — лента рекомендаций. Рассчитывать придётся только на собственную лояльную аудиторию.
Яндекс.Кью — площадка для профессионалов и экспертов. Позволяет раскручиваться за счёт ответов на специализированные вопросы пользователей. Бывшая платформа The Questions, приобретённая Яндексом, неплохо способствующая развитию рынка частных экспертов и консультантов в России.
Яндекс.Бизнес — в текущей ситуации позволяет брендам скопировать свой Instagram-профиль на их платформу, оперативное решение для многих компаний.
4. Одноклассники — обитель старшего поколения, но не стоит списывать их со счетов. 46,5 млн пользователей, что в 5 раз больше российской аудитории Facebook, и сейчас она только вырастет. Многие отечественные бренды уже начали перенаправлять свои рекламные кампании в том числе и на эту платформу.
5. Rutube — давний отечественный аналог YouTube. Опыт с обязательными вопросами по просмотренным рекламным роликам в прошлом году вызвал много негатива у пользователей. Но на данный момент площадка не справляется с притоком пользователей, отчего у многих авторов возникли серьёзные сложности с размещением контента. От того, как компания справится со своим техническим обеспечением, зависит то, сможет ли она стать этим полноценным аналогом.
6. Pulse — также стоит отметить рекомендательную ленту экосистемы Mail.ru. Площадка активно продвигается всем пользователям почтового сервиса и основывается на тематических рекомендациях. Чем-то схоже с Дзеном.
А как вы думаете, куда мигрирует большинство?
Если вам понравился материал, подписывайтесь на наш канал Курс Маркет и читайте больше полезных статей еженедельно.
Развивайтесь вместе с Курсмаркет!
#санкции #бизнес #социальная сеть #SMM #тренды #бренды