Найти тему
Кул Хистори | История и мир

Святая грешница: образ Евы в христианской культуре

Оглавление

Ева — первая женщина на земле, и все мы хорошо знаем ее библейскую историю. Бог создал ее из ребра Адама, когда «нарек имена всем скотам и птицам небесным и зверям полевым», и обнаружил, что только для человека не нашлось помощника, подобного ему. Так и появилась прародительница.

Как ее изображали на протяжении всей истории? Кого и почему называют «новой Евой»? Давайте разберемся в этом вместе с экспертами петербургского Музея христианской культуры, которые любезно помогли подготовить этот текст и предоставили иллюстрации.

Ева-грешница

До выдворения из Рая у первой женщины на земле не было имени. Евой ее назвал Адам уже после того, как они оба навлекли на себя божий гнев, вкусив запретный плод с древа Познания. В этот же момент оба они устыдились своей наготы, прикрывшись листьями смоковницы.

Именно эти два момента чаще всего можно увидеть на полотнах великих художников: обнаженные Адам и Ева в окружении диковинных зверей и птиц до изгнания из Эдемского сада, прикрытые руками или ветвями деревьев после или за мгновенье до грехопадения.

К самым ранним таким изображениям относятся фрески, найденные в римских в катакомбах святых Петра и Марцеллина, которые датируются второй половиной III века.

Катакомбы святых Петра и Марцеллина. Слева — Адам и Ева, справа — Оранта
Катакомбы святых Петра и Марцеллина. Слева — Адам и Ева, справа — Оранта

Господь лишил Адама и Еву вечной жизни и наказал мужчине возделывать землю в поте лица, а женщине – рожать детей в муках. В картинах, изображающих жизнь на земле, Адам, облаченный шкуры животных, трудится не покладая рук, а Ева ухаживает за младенцами.

«Изгнание из рая», Мазаччо, фреска
«Изгнание из рая», Мазаччо, фреска

Святая Ева

После изгнания из рая Ева искренне раскаялась и, хотя была навеки лишена божьей благодати, до конца своих дней воздавала хвалу Господу. Она родила множество детей, среди которых были Каин, Авель и Сиф, от которого произошел Ной, спасшийся на корабле во время Всемирного потопа.

Несмотря на то, что Ева была грешницей, она стала прародительницей рода человеческого. В иконописи часто можно встретить сюжет «Сошествия во ад», описывающего события, произошедшие на второй день пребывания Иисуса Христа во гробе. Он сокрушил врата ада и вывел из него всех праведников, в числе которых были Адам и Ева.

«Сошествие в ад», Андрей Рублев
«Сошествие в ад», Андрей Рублев

Так покаяние возвело грешницу в ранг святых. Ее первородство на иконах символизируют красные покровы. Лик ее грустен, а выражение лица смиренно.

Новая Ева

В православии образ Евы-грешницы, изгнанной из рая, противопоставляется Богоматери, которая дала жизнь Иисусу Христу и подарила Спасение, искупив людской грех перед Богом. Именно поэтому ее — Богоматерь — иногда называют «новой Евой».

По преданию, первые образы Богородицы были созданы святым евангелистом Лукой. За основу русской иконописи были приняты византийские традиции, которые со временем приобрели характерные особенности, во многом связанные с географией мест.

В коллекции Музея христианской культуры можно увидеть Богоматерь Владимирскую, Казанскую, Тихвинскую, Иверскую. Название одного из самых известных ее изображений «Всех скорбящих радость» — цитата из начальной строки одного из богородичных песнопений.

Существует множество традиционных иконографических типов Богоматери. Наиболее распространенные из них:

  • Оранта — взывающая или молящаяся. Руки Богоматери разведены в стороны, а ладони обращены к молящемуся.
  • Елеуса — милующая. Как правило, такие иконы поясные. Богоматерь на них склоняется к младенцу Иисусу.
  • Одигитрия — указующая путь. Богородица держит на руках младенца, а он одной рукой благословляет, а в другой держит знак Учения — книгу или свиток.

___________________

Друзья, в Музее христианской культуры специалисты проводят множество интересных экскурсий, во время которых можно научиться «читать» иконы и понять, как важнейшие исторические события нашли отражение в этом удивительном искусстве.

Если будете в Петербурге — обязательно выделите время на посещение! Вот основная информация о работе музея:

МУЗЕЙ ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Санкт-Петербург, переулок Лодыгина, дом 5

mcc.spb.ru +7 (812) 679 4723

Индивидуальные экскурсии:
среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье – 13:30, 15:30

Групповые экскурсии (до 10 человек):

  • среда, воскресенье – 11:30
  • четверг – 18:30
  • пятница, суббота – 11:30, 18:30