Найти тему
Музграмота на досуге

Оперное и камерное пение: в чём отличие

Бытует мнение, что для оперного певца нужен тембр голоса обязательно громкий и богатый, а для камерного - поскромнее. Так ли это? 

Давайте разберемся с понятием "богатый" тембр. Имеется ввиду: богатый различными эмоциональными и красочными оттенками. А где, в первую очередь важны оттенки? Правильно, именно в камерно-вокальной музыке. А что ж, если тембр не "богат"? Не беда. А слово на что? И пластика? Для тех, кто думает, что камерное пение это легкотня, напомню, что ВСЯ (ну ладно, почти вся) художественная ответственность за номер лежит на певце. Помощь концертмейстера зависит, кроме него самого, от фортепианной партии и музыкального стиля композиции. Приятным бонусом является то, что гибкость голоса камерного певца позволяет охватывать большее количество жанров, и даже стилей (например: некоторые эстрадные жанры, бардовское пение). Такое исполнение из-за внимательности к деталям часто выигрышно слушается в профессиональной аудиозаписи. 

Оперному певцу помогает мощь оркестра, костюмы, и декорации. Конечно, слово и сценическое движение для оперного певца тоже важны, но их нужно подавать крупно-преувеличенно, в зависимости от масштабов сцены. Мелодия же и сопровождение оперной арии часто таковы, что подают сильное чувство с мощной энергетикой, и сами выводят за руку эмоцию певца. Конечно же, если у него есть надлежащая подготовка, здоровое состояние, эмоциональный ресурс, и сочувствие к своему персонажу. 

В камерной музыке слово и пластика должны быть тонкими. Не настолько, конечно, тонкими, что кроме самого певца они ни к кому не долетели. Исполнение камерных произведений обладает большей свободой. Темповой, тональной, агогичной. И, как следствие, ответственностью. Иногда художественную инициативу берет на себя концертмейстер, или же она разделяется поровну с певцом. Тут очень важно взаимное понимание и согласие.

В исполнении оперных спектаклей свободы меньше; из-за количества исполнителей - нужна слаженность в исполнении, чтобы не разойтись. Темпами занимается дирижёр: тут допустимы небольшие изменения. У любителей медленных темпов спектакль может заканчиваться минут на двадцать позже, чем у остальных. Импровизация уместна лишь в отдельных специально оговоренных местах - певческих каденциях. Кроме этого, драматургию в произведении крупной формы решает сама музыка, развитие сюжета, иногда режиссёр, привносящий свой вклад.

В камерной музыке зачастую певец сам придумывает сюжет; нередко встречаются песни, текст которых имеет общий смысл, а конкретику надо привносить исполнителю. Произведение может "жить" благодаря разности певческих трактовок. 

В общем, иногда складывается ощущение, что оперное и камерное пение - это две разные профессии, подчас несовместимые. Кто-то считает, что умение совмещать их-вопрос амплуа, кто-то считает, что это вопрос профессионализма. Не могу сказать наверняка, всё зависит от стечения многих обстоятельств. Певцы, которым удается совместить оба амплуа, встречались, и встречаются. Важным для этого являются: опыт работы, разносторонние музыканты-партнёры, природная музыкальность, умение играть на каком-либо инструменте или нескольких, гибкая нервная система, хорошая певческая координация, разумная ориентация в различных акустических условиях. И, конечно же подходящие образцы репертуара: петь в разных жанрах не означает петь всё подряд.