Но ни о чем не жалеем.
Для начала немного занудной терминологии. Иммерсивный променад, или аудиоспектакль, — это аудиоэкскурсия «с погружением», которая воздействует на пять органов чувств. С помощью элементов иммерсивности слушатель оказывается в центре определенного сюжета и становится его активным участником.
В этом кейсе мы расскажем про наш первый аудиоспектакль «Легенда башни Ахун»: как он разрабатывался, что у нас получилась классно и почему проект в итоге закрыли.
Цели и задачи проекта
Аудиоспектакль «Легенда башни Ахун» — это наш экспериментальный проект. Фактически заказчиками иммерсивного променада стали мы сами.
Основные задачи, которые мы ставили перед собой:
- Протестировать новый продукт для нашего рынка на практике
- Оценить результаты, собрать все ошибки на себе, а не на реальных клиентах
- Понять, стоит ли вообще выводить такой продукт на рынок
С чего все начиналось
Локацией для иммерсивного променада стала башня Ахун, расположенная на территории Сочинского национального парка. Цитадель была построена 90 лет назад и внешне напоминает маленький готический замок.
Башня Ахун — одна из самых популярных достопримечательностей Сочи с ежегодным трафиком 120–130 тысяч туристов. И эти цифры нам очень понравились (а зря!).
Мы обратились к администрации Сочинского нацпарка с предложением провести эксперимент и запустить экскурсии с аудиоспектаклем. Администрация не побоялась нового формата и дала нам «зеленый свет».
Как проводились экскурсии до запуска аудиоспектакля
Башня расположена на вершине горы, куда общественный транспорт не ходит. Туристы добираются до башни по асфальтированному серпантину на автомобиле (личном, арендованном, такси) или в составе автобусных экскурсионных групп.
До запуска аудиоспектакля экскурсии по цитадели проходили по двум схемам:
- Индивидуальные туристы покупали билет и отправлялись осматривать достопримечательность самостоятельно
- Организованным туристам во время поездки на автобусе гид кратко рассказывал общую информацию о башне, но осмотр замка проходил без экскурсовода
Этапы создания иммерсивного променада
Работа над аудиоспектаклем длилась три недели и состояла из шести основных этапов.
Этап 1: ознакомились с экскурсионным маршрутом
Мы приехали на место и прошли по экскурсионному маршруту, который начинается у подножия башни и заканчивается на ее вершине. Маршрут как нельзя лучше подошел для экскурсии «с погружением»: архитектура в средневековом стиле, сотни ступенек, ведущих на высоту 30 метров, невероятный вид на горы и море.
На месте мы провели хронометраж времени и примерно прикинули, сколько минут нужно для перемещения между основными точками.
Этап 2: собрали информацию и придумали сюжет
Главная фишка иммерсивного променада заключается в том, что история подается не через скучные цифры и факты, а с помощью интересного и захватывающего сюжета. Поэтому мы собирали не только исторические сведения о башне, но и необычные истории: мифы, городские байки, старинные и современные легенды.
Оказалось, что гора Ахун — настоящая кладезь загадок. Ее иногда называют «горой пяти легенд». Одно из красивых сказаний о горе стало основой нашего иммерсивного променада.
Согласно легенде, когда-то на вершине горы жил Ахын — языческий бог и покровитель скотоводства. По приказу Зевса он приглядывал за бунтарем Прометеем, который был прикован к Орлиным скалам. Легендарного Ахына мы сделали рассказчиком истории и проводником туриста.
В иммерсивный променад мы также включили:
- Современную легенду о невесте-призраке, которая каждую ночь бродит по развилке у горы Ахун
- Старинную легенду о реке Агуре
- Достоверные истории о создании башни Ахун, средневековых рыцарях, языческих ритуалах, которые в древности проводились на горе
Этап 3: написали сценарий
Над сценарием работали три человека: копирайтер с художественным образованием, сценарист и режиссер.
В сценарий мы включили элементы иммерсивности, которые воздействуют на воображение. По подсказке проводника турист исследует окружающие интерьеры, дотрагивается до стен, пытается сдвинуть их с места, фантазирует, представляя картины прошлого: битвы лучников, рыцарские сражения.
В конце пути турист оказывается на высоте 663 метра над уровнем моря — там, где ветер раздувает волосы, а горизонт настолько широк, что дух захватывает. Перед слушателем открывается потрясающий вид на Кавказские горы и черноморское побережье. Проводник просит слушателя закрыть глаза, проникнуться необыкновенной красотой места, почувствовать полную свободу и мысленно взлететь. Под впечатлением остаются все!
Этап 4: разработали саунд-дизайн, записали аудиоспектакль в звукостудии
Мы дополнили аудиоспектакль атмосферной музыкой, спецэффектами — звуками средневековых сражений, топота копыт, шагов. Это добавило в историю живые эмоции и ощущения.
Для озвучки мы выбрали диктора с низким тембром и завораживающим голосом, который умело вжился в роль хранителя горы и грамотно расставил смысловые акценты. После озвучки звукорежиссер собрал финальный микс из аудиофайлов.
Так мы получили захватывающий аудиоспектакль, сотканный из увлекательной истории и мелодичных вставок. Это был не только наш первый, но и самый короткий променад: экскурсия длится всего 17 минут.
Прослушать фрагмент этого и других променадов можно на сайте →
Этап 5: закупили оборудование
Перед запуском иммерсивного променада мы купили наушники и плееры с картой памяти. Десять комплектов оборудования обошлись нам в 16 000 руб.
Как мы привлекали людей и почему проект пришлось закрыть?
Больших ожиданий от иммерсивного променада «Легенда башни Ахун» у нас не было — мы относились к нему как к эксперименту.
Изначально мы рассчитывали на то, что как-то по-особенному продавать променад нам не нужно. На башне есть свой большой трафик посетителей — можно продавать его им. На деле же оказалось, что в основном туристы приезжают в составе организованных групп, общественного транспорта нет. Башня Ахун — только один из объектов экскурсии, и на ее осмотр отводится всего 20 минут. Туристы приезжают на автобусе, бегут на вершину башни, делают фотографии и возвращаются в автобус. Естественно, в таких условиях никто новым форматом не заинтересуется.
Мы также пробовали продавать променад через biglion, но это дало нулевой результат, потому что в наше предложение не была включена стоимость доставки до башни. Когда спрашивали, как можно туда добраться, то отвечали: такси или каршеринг. Разумеется, туристов такой вариант не очень вдохновлял.
С продажей билетов через администрацию Сочинского нацпарка тоже не срослось. Они просто не имели права напрямую заключать с нами договор на продажу билетов. Мы могли это сделать только через подрядчиков. Один из них пошел нам навстречу, но не стал мотивировать своих кассиров. В итоге иммерсивный променад целенаправленно никак не продвигался.
Еще одной проблемой для продаж стал запрет на установку стационарных рекламных конструкций. Для рекламы иммерсивного променада мы использовали роллап — разборный рекламный щит, который нужно вечером убирать, а утром вновь устанавливать. Контролировать кассиров, которые отвечают за установку роллапов, мы не могли: каждый день из Москвы в Сочи не наездишься.
Из-за всех этих факторов проект фактически работал один месяц в ноябре 2020 года и потом закрылся. Мы смогли продать всего 35 экскурсий по 350 руб.
Выводы
Экспериментальный проект, в котором мы сами были заказчиками, позволил нам понять, как правильно продвигать аудиоспектакль. Этот опыт нам помог в дальнейшей работе с клиентами. Теперь мы не только разрабатываем и записываем иммерсивные аудиоспектакли, но еще и консультируем клиентов и помогаем им увеличивать продажи.
Еще до запуска проекта мы делаем аналитику и прогнозируем конверсию. В итоге клиент получает комплексное решение, которое включает в себя маркетинг, контент и технический продакшн.