Сейчас время думающих и включенных в воспитательный процесс мам. Именно для мам, которые ищут новые методы общения, понимания и развития своих детей я и готовлю этот материал.
И сегодня хочу рассказать одну историю.
Часть 1. Знакомство.
Однажды ко мне на консультацию пришел молодой мужчина. Назовем его Олег.
Он проходил очень сложный период расставания с женщиной, с которой прожил вместе целых восемь лет.
В процессе работы Олег попросил меня посмотреть своего маленького сына 4-х лет на предмет того, как ребенок относится к нему, ведь супруга постоянно обесценивает и говорит о нем в негативном ключе.
Его очень волновало, что когда они расстанутся с супругой, ребенок станет его ненавидеть и не захочет с ним общаться.
Я предложила прийти в следующий визит вместе с сыном.
- Пусть мальчик возьмет с собой любимую игрушку, если она у него есть - попросила я Олега.
Когда они вошли в кабинет, мальчик очень смущался и прятался за папу. Мне было важно наладить с ним контакт, чтобы появилась возможность пообщаться наедине.
Сначала мы познакомились. Он при папе рассказал, как его зовут.
Потом я попросила посмотреть на игрушку, которую он принес. Я начала задавать вопросы об этой игрушке. Первое, о чем поведал Максимка, так звали мальчика, что эту машинку ему подарил папа. Она самая любимая и он везде берет ее с собой.
Олег довольно заулыбался.
Потом я обратила внимание Максимки на небольшую песочницу, которая стоит в моем кабинете...
Мы проложили наш диалог с Максимкой.
- Знаешь, что это такое?
- Да, это песок.
- А ты любишь играть с песком?
- Когда я был совсем маленький, я очень любил, а сейчас я этого не делаю!
- А я, хоть и взрослая, но очень люблю играть в песок! И те, кто приходят в этот кабинет, тоже иногда в него играют! Даже взрослые! Хочешь поиграть?
- Куличики делать не хочу!
- А я и не буду просить делать тебя куличики! Давай отпустим папу по делам, а мы с тобой немного поиграем?
Мальчик подошел к столу с песком и начал разглаживать поверхность песочницы ладошкой.
Я начала спрашивать нравится ли ему этот песок? Какой он на ощупь? Где он такой встречал? И ещё много других «своих» вопросов.
Олег тихо вышел из кабинета, а я открыла перед Максимкой две коробки с маленькими фигурками.
- Давай мы изобразим на песке все, что происходит в твоей жизни?
- Как это так?
- Для начала найди здесь фигурку, которая будет изображать тебя!
Я взяла пустую коробку и поставила рядом с двумя, наполненными различными фигурками.
- Я предлагаю тебе все фигурки, которые нравятся, выкладывать в эту большую коробку. И уже из тех, что ты выберешь, ты отыщешь ту, которая будет тобой!
Максим начал перебирать игрушки. Некоторые он долго вертел и рассматривал, но клал обратно в коробку, некоторые начал откладывать на маленький диванчик, который находится рядом со столом.
- А можно мне высыпать все игрушки? И в одну коробку я положу те, что мне очень нравятся, в другую те, в которых я не уверен, а в третью те, что мне не нравятся?
- Если тебе так удобно – сделай так! - ответила я.
Максимка поставил коробки на пол, а сам высыпал все маленькие игрушки на диван.
Он с интересом начал раскладывать все игрушки по коробкам. Мальчик увлекся и мне не было необходимости задавать ему вопросы и обращать на что-то внимание.
Я молча наблюдала за тем, как Максимка это делает. Как смотрит на некоторые игрушки, что тихо шепчет, когда есть сомнения.
Мальчик действовал очень вдумчиво и с интересом разбирал сокровища. Игрушек очень много и есть определенные правила, по которым собираются комплекты для песочной терапии. Поэтому игрушки были из разных сфер жизни: и люди, и животные, и домики, и камешки, и разные маленькие вещицы, которыми оформляют игру.
Максим подошел к выбору очень серьезно. В трех коробках было почти поровну игрушек. Потом он также серьезно подошел к крышкам от этих коробок и по очереди примерил к каждой из них. При этом, одну из коробок он накрыл крышкой и отнес на полку, где они стояли, а две другие остались стоять собранными на полу.
Когда Максимка подошел к ним, одну из них, бережно поставил на стол рядом с песочницей, а вторую поместил на пол.
- Все, я готов! - только сейчас я заметила, что его машинка бережно стоит на кресле, рядом со столом, а из кармана кофточки торчит фигура рыцаря. Максим достал рыцаря из кармана и поставил его ровно в центр песочницы.
- Вот, я буду рыцарем!
- А какой он, твой рыцарь?
- Он смелый, справедливый и очень добрый!
- Он будет защищать кого-нибудь?
Максим немного подумал, потом наклонился к коробке, которая стояла на полу, и вытащил оттуда фигурку кота и собаки и поставил их рядом с собой.
- Вот, мой рыцарь защищает братьев наших меньших! А еще прекрасных дам! - и он начал в коробке, стоящей рядом с песочницей, что-то искать.
- Нашел! Прекрасная девушка, которую защищает рыцарь! - и поставил ее рядом с кошкой и собакой.
- А от чего будет защищать эту девушку рыцарь?
- От злых людей. Если ее будут толкать или драть за волосы, рыцарь будет «отомщать» за это!
- А есть те, кто обижают?
-Конечно! Мои враги! У каждого рыцаря есть враги! - и он снова полез в коробку, которая стояла рядом и начал что-то искать.
Достал одну фигурку, потом опустился к коробке на полу и достал еще одну фигурку. Потом посмотрел на меня, и спросил:
- А можно мне еще в той коробке, которую я убрал, посмотреть?
- Да, конечно!
Максим пошел к полке и снова открыл закрытую им коробку с игрушками. Долго искал в ней что-то, потом нашел. Игрушки он положил на диван, их было три, а сам снова закрыл коробку крышкой и аккуратно задвинул на полку.
Это было очень показательно, и потом, когда он искал игрушки, он еще несколько раз подходил к этой закрытой коробке и каждый раз возвращал ее обратно. Когда я предложила поставить эту коробку тоже рядом, он ответил:
- Нет, не надо! Это запасная! И тогда порядка не будет!
Я не буду вдаваться в подробности, расскажу вам вкратце.
В процессе игры, мы вышли на разговор о том, что в детском саду у него есть враги и друзья.
Врагов, как вы поняли, трое.
Есть девочка, которая очень хорошая, но которую обижают эти трое мальчишек. Они специально дергают ее за волосы и толкают на улице. Максимка за нее заступается, но мальчишки очень хорошо умеют драться! И даже страшно ругаются нехорошими словами! И он с горечью поведал о том, что когда он отвечал им теми же словами, услышала воспитатель и ругала его, а мальчишки смеялись.
Но его друзья рассказали воспитателю о том, что это они так обзываются, но воспитатель потом говорила с мамой о его плохом поведении!
Затем мы отыскали фигурку мамы. И еще с ними живет бабушка, которая мама мамы.
И он их поставил рядом в одном из углов песочницы.
Фигурку папы он поставил недалеко от себя. Когда я спросила о том, почему папа стоит не рядом с мамой, мальчик совершенно искренне ответил:
- Нет, рядом с мамой всегда бабушка. Они ругаются на папу. А мне очень обидно! Папа хороший!
- Ну, так бывает, что и на хороших иногда ругаются! По делу!
Максимка нахмурился и ответил:
- Нет, не по делу! Мама злится на папу все время и бабушка тоже! Я не хочу, чтобы папа уходил, а я слышал, что мама так говорила! Мама не хочет, чтобы папа был с нами, а я хочу! Очень хочу!
Я не буду продолжать эту часть разговора... Но мальчик очень искренно и с пониманием разложил все слова, которые говорит мама и совершенно по-взрослому доказывал, в чем мама не права!
- А если бы ты сейчас мог каждому из фигурок что-то наколдовать, то что бы ты дал каждому?
Мы начали обсуждать с Максимкой, что он хотел бы наколдовать...
И он сказал, что лишил бы маму голоса, чтобы она не могла говорить. Только когда ее расколдует папа, только тогда бы она снова заговорила.
- А как папа сможет ее расколдовать?
- Ну, он будет чаще маме говорить хорошие слова и целовать! И, когда мама будет разрешать это делать, она снова сможет говорить! И больше не будет кричать на папу!
Бабушку он отправил жить на море, откуда она когда-то уехала.
- Там, правда, больше нет дедушки, но она могла бы там жить одна, а мы бы ее навещали.
- А что так было?
- Нет, но бабушка все время говорит, что ей было хорошо жить у моря, а здесь плохо и холодно, и квартира маленькая, а папа не может заработать на другую квартиру!
Мы могли бы остаться жить в этой квартире, а у бабушки пусть будет у моря! Нам же без бабушки хватает этой квартиры? И папа тогда будет хороший?
Максим превратил в лягушек мальчишек из детского сада. А потом, когда я спросила, что же будут делать без своих мальчиков их родители? Он задумался и сказал:
- Ладно, пусть останутся, как есть! А то их мамы и папы будут очень расстраиваться без них! Или пусть они на один день превратятся! И я смогу их расколдовать в обмен на то, что они не будут ко мне лезть и не будут обижать Катю!
- А себе ты бы что попросил?-спросила я.
Себе Максим захотел волшебный телефон.
Он бы мог в этот телефон говорить свое желание и оно бы сразу исполнялось!
- И я тогда был бы как рыцарь, который всем помогает! И сам стал бы сильным и справедливым!
В процессе игры мы выяснили, что он больше всего любит, какие его любимые города, что бы он хотел подарить маме и папе...
Все это делалось во время игры! Мальчик построил целый город на песке и очень увлекся игрой!
Когда вернулся Олег, Максимка с радостью показал папе свой волшебный город.
Многое он повторил для папы, но кое-что не рассказал. Потом он еще долго разбирал свой город, раскладывая по двум коробкам фигурки. Мы немного рассыпали песок и он попросил веник его убрать. Мы с ним пошли за веником и он все подмел.
Потом вымыл руки с папой и как взрослый, сказал спасибо за интересную встречу! Сказал, что он обязательно нарисует этот город на бумаге, ему все очень понравилось!
...Олег расстался со своей супругой. Инициатором развода стала жена Олега. Он очень сложно переживал развод и расставание с сыном. Супруга быстро начала строить новые отношения.
Максим проводил с папой много времени. А через два года Олег встретил очень теплую и хорошую женщину. Он воспрянул духом, жизнь наладилась. У новой супруги Олега было двое девочек -близняшек от первого брака.
Максимка любил бывать в гостях у папы. Потом его бывшая жена родила сына и Максимка на время остался жить у папы. Он - ученик третьего класса. Мальчик очень любит братика, но больше любит бывать у папы и обожает своих новых сестренок.
Я желаю Максимке и новым семьям его родителей счастья!
Пусть все дети живут в любви!
P.S. Задавайте свои вопросы в комментариях. Буду рада ответить каждому. И подписывайтесь на мой канал: Ваш психолог
#психолог #семейный психолог #детский психолог
#мама и сын #детская психология #психология детей #отношения с детьми #отец и сын #любовь и отношения #семья