ЕКАТЕРИНА КРАСНОВА: «СМЫСЛ МОЕЙ ПРОФЕССИИ – ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛЮДЕЙ»
Спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» идет в Ростовском музыкальном театре один раз в год. Ростовские меломаны горячо и преданно любят этот спектакль, поставленный в феврале 2004 года Сусанной Цирюк и обретший сразу две «Золотые маски».
18 марта зрителям предстоит встреча с гениальной оперой, главную роль в которой уже не один год исполняет ведущая солистка РГМТ, лауреат международных конкурсов Екатерина Краснова.
В 2022 году исполнится 14 лет, как Екатерина трудится в Ростовском музыкальном. В ее творческом портфеле – ведущие партии в операх и опереттах – Лиза, Татьяна, Иоланта в операх П. Чайковского; Ярославна («Князь Игорь» А. Бородина), Эмма («Хованщина» М. Мусоргского), Турандот и Чио-чио-сан («Мадам Баттерфляй» и «Турандот» Дж. Пуччини), Недда («Паяцы» Р. Леонкавалло); Сильва и Марица в опереттах И. Кальмана. О творческом пути артистки, о взаимоотношениях с миром ее героинь – наше повествование.
«НЕТ ПЛОХИХ ПЕДАГОГОВ», ИЛИ ЗВЕЗДЫ СОШЛИСЬ
Екатерина Макарова (девичья фамилия Красновой. – Н.К.) родилась в Медногорске Оренбургской области. Училась в музыкальной школе и была фанаткой спорта – занималась баскетболом, туризмом, скалолазанием, получила значок «Турист СССР», готовилась свою жизнь связать со спортом и мечтала о поступлении в физкультурный институт.
-Я была настоящей «пацанкой» – мальчишки в школе и во дворе боялись со мной связываться, - признается Катя. Но полученная травма не позволила ей связать дальнейшую судьбу со спортом.
В музыкальной школе Екатерина 7 лет обучалась игре на фортепиано.
-Педагоги отмечали мою особенность: я могла играть только те произведения, которые мне нравились.
Неизвестно, как сложилась бы ее профессиональная судьба, если бы не встреча с Татьяной Георгиевной Майоровой – преподавателем, а ныне директором ДМШ. Майорова обучала детей по новой в то время методике В.В. Емельянова «Фонопедический метод формирования певческого голоса», сама была одной из первых его учениц, и Екатерина стала первой, на ком педагог попробовала эту методику. Т.Г. Майорова открыла у Макаровой вокальные данные и стала их развивать. По ее совету девушка поступила в Орское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение (вокального отделения там в ту пору не было), а по его окончании - в Саратовскую государственную консерваторию, где она училась на двух факультетах – вокальном и театральном.
-Я человек ищущий, мне было мало того, что давал вокальный факультет в чистом виде. Актерские дисциплины необычайно важны для певца!
Часто случается так, что на этапе обучения профессии певца учитель и ученик не могут понять друг друга.
-Я давно поняла: нет плохих педагогов, есть ТВОЙ педагог и есть НЕ ТВОЙ. Сегодня я могу назвать трех педагогов, положительно повлиявших на мое становление вокалистки, - Татьяна Георгиевна Майорова; замечательный концертмейстер и музыкант Саратовской консерватории Нина Иннокентьевна Толстоногова и мой супруг Павел Владимирович Краснов, у которого я окончила магистратуру Ростовской государственной консерватории.
Окончив Саратовскую консерваторию в 2002 году, Екатерина поехала на ярмарку певцов – выпускников музыкальных вузов России в Санкт-Петербург и получила приглашение сразу от трех музыкальных театров – Краснодарского, Омского и Петрозаводского. Она выбрала Омский. И, как показала жизнь, это был судьбоносный выбор. Звезды сошлись. В Омском музыкальном Кате давали каскадные, танцевальные, характерные роли героинь в опереттах– Сильва, Марица, Лариса в «Белой акации» и т.д. Лариса стала первой и любимой ролью на профессиональной сцене, сделанной в Омске. После шести лет работы в Омском театре Екатерину пригласили стать солисткой Ростовского государственного музыкального театра. Вместе с супругом Павлом Красновым она переехала в Ростов. Это было осенью 2008 года.
«ТАТЬЯНА, МИЛАЯ ТАТЬЯНА!». ОБРАЗЫ В ОПЕРАХ ЧАЙКОВСКОГО
Первой ролью Е. Красновой на ростовской сцене стала Лиза в «Пиковой даме» (спектакль тогда шел в прежней версии, в постановке Константина Балакина. – Н.К.)
Не каждому молодому певцу выпадает счастье иметь в качестве первого опыта в опере одну из самых сложных и желанных партий мирового сопранового репертуара. Екатерине повезло - за Лизой последовали Татьяна, Графиня («Свадьба Фигаро» В. Моцарта), Ярославна, немного позднее – Маргарита в «Фаусте» Ш. Гуно и др.
- Екатерина, какой из воплощенных вами женских характеров ближе всего вам как женщине, как человеку?
Е.К.: Татьяна в «Онегине». Считаю ее самым пленительным образом в русской и мировой музыке. Мне очень близки ее искренность, ее неподдельные переживания и то, как в опере показан ее внутренний рост. Очень импонирует мне чувство собственного достоинства, которое у Татьяны очень велико, - настоящая русская девичья душа! Мне повезло работать в спектакле, поставленном режиссером Сусанной Цирюк. У нее Татьяна на протяжении всего спектакля находится на сцене – даже в тех картинах, где у нее нет вокального материала и сценического действия, а ее внутреннюю жизнь очень емко выражает гениальная музыка Петра Ильича.
- Если вернуться к «Пиковой даме», вы работаете в теперешней постановке оперы, осуществленной Павлом Сорокиным. Что вы могли бы сказать о специфике режиссерского почерка Павла Евгеньевича, о принципах его работы с певцами-актерами?
- Если кратко: работать с Павлом Евгеньевичем комфортно, понятно и интересно! Он всегда очень точно формулирует, что именно хочет от артиста, но при этом в рамках собственного режиссерского решения дает нам огромный простор для импровизации. Это очень ценно! Очень важно понимать режиссера с полуслова. Между мной и Павлом Евгеньевичем существует творческое доверие, чем я очень дорожу! Первая работа с режиссером была над спектаклем «Маддалена» (опера С. Прокофьева). Это непростая музыка, но интригующий сюжет и необычайно интересная постановка захватили всех участников спектакля. Мне повезло делать с Павлом Сорокиным и главным дирижером театра Андреем Ивановым также роли Эммы, Недды и принцессы Турандот. Мне очень близок характер Недды в «Паяцах»: она внутренне легкая, открытая, спонтанная от природы, постоянно мечтающая о светлой настоящей любви. Ей тесно в тех рамках, которые создает ее деспотичный и ревнивый супруг.
ОТ ОТВЕРЖЕНИЯ ДО ОПРАВДАНИЯ. ПУТЬ ДЛИНОЙ В 8 ЛЕТ
Непросто складывались отношения Е. Красновой с одной из коронных ролей ее репертуара – с ролью Катерины Измайловой («Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича).
Е.К.: После года моей работы в РГМТ мне предложили эту роль. И я не смогла тогда в ней выйти: первый раз в жизни я почувствовала полное отторжение моим организмом подобного образа. Я не могла воспринимать ни музыку, ни образ: всё в этом материале было мне чуждо. Я тогда отказалась работать в этом спектакле, потому что не могла оправдать действия своей героини Катерины, совершающей одно убийство за другим. Музыка оперы казалась мне диссонансной, корявой, весь характер Катерины - тоже корявым и неприглядным. Я вспомнила тогда свою учительницу по фортепиано в музыкальной школе, которая говорила, что мне нужно давать разучивать только ту музыку, которая мне нравится, - иная музыка просто отторгается моим организмом. «Леди Макбет» была тем самым случаем. Я задавалась вопросом: «Если сверхзадача моей профессии – «пробуждать лирой чувства добрые» (А.С. Пушкин), то какие чувства я смогу пробудить в людях через роль Катерины?» Я много раз смотрела спектакль «Леди Макбет…» на сцене нашего театра. Он был для меня словно колокольный звон. Восемь лет я не пела этот спектакль - несмотря на то, что сдала дирижеру Алексею Шакуро партию Катерины и объяснив ему, что я пока не готова выносить на суд зрителей свою работу в спектакле. Я также отказалась читать одноименную повесть Н. Лескова. Но я пересмотрела, по-моему, все постановки «Леди Макбет», которые есть в Ютубе, перечитала книгу Галины Вишневской – лучшей, на мой взгляд, исполнительницы роли Катерины, и постепенно начала слышать в музыке Шостаковича какие-то привлекательные для себя мелодии, стала вчувствоваться в эту музыку и в этот характер. Я поняла, что в сравнении с постановками, виденными мной в интернете, постановка Сусанны Цирюк очень эстетичная, и только в постановке нашего театра есть оправдание моей героини. Я начала видеть в Катерине какие-то светлые стороны. Она всё делает из-за своей беззаветной любви к Сергею, который разбудил в ней женщину. Таким путем я приблизилась к постижению образа Катерины и с 2018 года работаю в этом спектакле с огромным удовольствием!
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Екатерина Краснова – по-настоящему ищущий человек и артистка. Она из тех, кто умеет читать между строк, - качество, согласитесь, не так часто встречающееся у оперного артиста.
В этом году Краснова отметит 20-летие творческой деятельности. Она не просто ни разу не изменила Сцене, она не изменила своему творческому credo – своей «лирой пробуждать» в людях самые добрые и светлые чувства.
Наталия Красильникова