Предметом исследования является теоретические аспекты дизайн-проектирования интерьеров магазинов спортивной направленности.
Объектом исследования является спортивный бренд в интерьере магазина спортивной обуви, как фактор привлечения покупателя.
Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как процесс проектирования интерьера мультибрендового магазина обуви от начального этапа формирования референсов до разработки дизайн-концепции интерьера привлекательного для покупателя.
Особое внимание уделяется подаче проектного замысла, разработке стилистически выразительной подачи проектного материала, гармонично связанного в выбранной тематике бренда или единой стилистике подобранной на начальном этапе работы с художественно-стилистическими аналогами.
Используемые методы исследования – анализ и подбор художественно-стилистических аналогов, исследование истории и анализ рекламы популярных спортивных брендов, компьютерное моделирование с использованием 3Д графических редакторов.
Основные выводы: влияние эстетических качеств интерьерного пространства, концептуальной эстетики мерчендайзинга на заинтересованность покупателя и выразительности магазина с уникальным привлекательным дизайном среди подобных магазинов, не обладающих такими качествами привлекательности для покупателя.
Особый вклад авторов в исследование – разработка авторских дизайн-проектов, которые могут быть реализованы определенными брендами спортивной обуви или как мультибрендовые торговые павильоны, привлекающие клиентов своим дизайном.
Новизна исследования заключается в попытке исследовать специфику проектирования интерьеров магазинов узкой направленности, связанной с реализацией спортивной обуви, и выявить особенности мерчендайзенга данного типа товара.
Освежить креативные навыки и приобрести новые проектные компетенции по созданию магазинов, побудил в нас, конкурс по разработке дизайн-концепции мультибрендового магазина одежды и обуви, организованный Школой главного архитектора, под руководством Тимура Абдуллаева.
В работу со студентами с мастер-классами по разработке концепции и рабочей документации по интерьеру активно включился архитектор Семен Вишняков, основатель студии интерьера 1618room, которая занимается проектированием интерьеров в Магнитогорске, Москве, Краснодаре и др. городах России. Студентам было предложено еще больше сузить тему и разработать дизайн-проект бутика спортивной обуви для Магнитогорска.
Проектировать магазин спортивной или любой другой обуви для студента архитектора-дизайнера – это не тривиальная задача только потому, что в Магнитогорске, как оказалось, когда мы начали заниматься проектом, магазины или места продажи спортивной обуви, ограничиваются исключительно крупными спортивными магазинами и брендовыми бутиками внутри торговых центров. Как оказалось, в городе металлургов и хоккея, спортивной обуви не такой уж и большой ассортимент. В процессе углубления в исследование этой проблемы возник вопрос: как же архитектор – дизайнер, а не маркетолог и ни мерчендайзер, может вообще заняться разработкой интерьеров специализированных магазинов обуви, найдет ли он свое место в проектировании интерьеров таких специфических объектов?
К тому, что в нашем городе, как таковые брендовые и мультибрендовые точки по реализации обувной продукции, не ставят своей задачей, как-то выделится или конкурировать в целом по городу. Понятно, что обувь как товар первой необходимости востребован всегда, неважно какой: спортивной или повседневной, т.к. конкуренции не наблюдается, то и внимание интерьерам магазинов уделяется поверхностное.
Логика проста – есть спрос на определенный товар, - нет конкуренции среди точек реализации, соответственно и незачем выделяться: все равно, конкуренция гладко регулируется рынком, конечно, до тех пор, пока технологи и дизайнеры не научатся делать и массово внедрять на рынок «сапоги-скороходы», башмаки, которым нет сноса, безразмерные кроссовки «жидкого терминатора» и т.п., или до тех пор, пока человек для передвижения использует, преимущественно, собственные ноги.
Многие производители обуви, в частности спортивной, идут на разнообразные маркетинговые ухищрения. Невозможно ведь сделать какую-то конкретную модель, марку, бренд повсеместно востребованной, всегда найдутся конкуренты. Невозможно добиться реванша спортивной обуви над не спортивной, хотя, если не все, то большинство, наверное, согласятся: что спортивная обувь более удобная, практичная, полезная с точки зрения эргономики. Но не всех возможно обуть в спортивную обувь так же как невозможно убедить кого-то принимать полезную и «здоровую» пищу и заниматься спортом, если не использовать определенный подход в убеждении.
Разнообразие выбора обуви не существовало до промышленной революции, индустриализации и рынка как такового.
Но что можно сделать акцент, чтобы привлечь не спортивного, равнодушного к спортивной обуви, но потенциального покупателя, получить нового клиента или порадовать старого? Конечно же, - это дизайн интерьера специализированного магазина. Будь то брендовый или мультибрендовый бутик или гипермаркет, цель одна – завлечь покупателя внутрь. Товар, который покупатель видит на витринах и стеллажах такого магазина должен быть не просто безликим ширпотребом, а уникальным «мерчем» со своей предысторией, посылом и энергетикой, без этого никак не убедить купить именно то, а ни это.
«Сапоги скороходы» ни потому такие особенные, что они сапоги, а от того, что они скороходы! О качествах обуви говорит нам эксклюзивная подача, т.е. покупатель должен хотеть купить, по сути, не волшебные башмаки, а обувь, которая обладает привлекательностью «мерча» ограниченной серии или с ярко выраженной индивидуальной семантикой.
Уже с улицы, с витрины, прохожий должен ясно видеть и понимать, что это магазин обуви, а не музей современного искусства. Хотя такой вариант тоже возможен, почему бы и не поэкспериментировать? Причина четкой идентификации магазина заложена в глубинах психологии покупателя, поэтому определенное «заигрывание» с ним может «отпугнуть» от магазина. Если магазин не сигнализирует о своей принадлежности, то и прохожий – потенциальный покупатель, может усомниться в потребности зайти внутрь. Если это магазин определенного бренда, то должны быть и узнаваемые элементы брендбука, а если это мультибренд, то четко должна читаться специфика товара. Современный рынок не прост, и обувной в том числе, преуспевающие корпорации прекрасно манипулируют сознанием покупателя. Не несложно догадаться, для чего производитель обуви Skechers заказал рекламу в газетах ради шутки о лопнувшей во время баскетбола кроссовке Nike на ноге Зайнона Вильямсона во время решающего матча NBA.
Большинство брендов, конечно же, пытаются привлечь своего искушенного покупателя либо низким ценником, либо каким-то технологическим прорывам = новшеством, но, как правило, такие маркетинговые ходы работают в условиях большого ассортимента и это никак не влияет на случайного покупателя, того кто, условно зашел в магазин и предпочел классическим туфлям спортивные кроссовки.
Студенты гр. СДАб-15 МГТУ им. Г.И. Носова под руководством заведующего кафедрой архитектуры Ульчицкого Олега и архитектора Вишнякова Семена, решили поэкспериментировать и разработать несколько дизайн-проектов магазинов для реализации спортивной обуви в г. Магнитогорске. Главной задачей при разработке было – сохранение единства стиля во всем и стремление достичь уникальности и заряда эффекта энергетики уникального «мерча» в каждом из проектов.
Работы, проиллюстрированные в данной статье, в конкурсе не участвовали, но были предвосхищены конкурсным заданием.
Смотрим, что в итоге получилось:
Источники
1. По материалам: «История дизайна» том 2, С.Михайлов Design of 20th century, Charlotte & Peter Fiell , Taschen, 2005 http://designstory.ru/style/memphis/
2. Schwartz, Peter. The World's Top Sports Brands (February 3, 2010). Дата обращения 4 июня 2012
3. Sage, Alexandria. Nike profit up but shares tumble on U.S. concerns (June 26, 2008). Дата обращения 10 июля 2008
4. Nikebiz : Company Overview : History : 1950s Архивная копия от 29 мая 2010 на Wayback Machine
5. Официальный сайт группы MEMPHIS https://www.memphis-milano.com/