Найти в Дзене
АРХОБЗОР

Как сделать уникальным и привлекательным интерьер магазина по продаже брендовой спортивной обуви.

Оглавление
Предметом исследования является теоретические аспекты дизайн-проектирования интерьеров магазинов спортивной направленности.
Объектом исследования является спортивный бренд в интерьере магазина спортивной обуви, как фактор привлечения покупателя.
Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как процесс проектирования интерьера мультибрендового магазина обуви от начального этапа формирования референсов до разработки дизайн-концепции интерьера привлекательного для покупателя.
Особое внимание уделяется подаче проектного замысла, разработке стилистически выразительной подачи проектного материала, гармонично связанного в выбранной тематике бренда или единой стилистике подобранной на начальном этапе работы с художественно-стилистическими аналогами.
Используемые методы исследования – анализ и подбор художественно-стилистических аналогов, исследование истории и анализ рекламы популярных спортивных брендов, компьютерное моделирование с использованием 3Д графических редакторов.
Основные выводы: влияние эстетических качеств интерьерного пространства, концептуальной эстетики мерчендайзинга на заинтересованность покупателя и выразительности магазина с уникальным привлекательным дизайном среди подобных магазинов, не обладающих такими качествами привлекательности для покупателя.
Особый вклад авторов в исследование – разработка авторских дизайн-проектов, которые могут быть реализованы определенными брендами спортивной обуви или как мультибрендовые торговые павильоны, привлекающие клиентов своим дизайном.
Новизна исследования заключается в попытке исследовать специфику проектирования интерьеров магазинов узкой направленности, связанной с реализацией спортивной обуви, и выявить особенности мерчендайзенга данного типа товара.
Лапти – универсальная обувь, созданная вручную до появления  промышленного дизайна
Лапти – универсальная обувь, созданная вручную до появления промышленного дизайна

Освежить креативные навыки и приобрести новые проектные компетенции по созданию магазинов, побудил в нас, конкурс по разработке дизайн-концепции мультибрендового магазина одежды и обуви, организованный Школой главного архитектора, под руководством Тимура Абдуллаева.

В работу со студентами с мастер-классами по разработке концепции и рабочей документации по интерьеру активно включился архитектор Семен Вишняков, основатель студии интерьера 1618room, которая занимается проектированием интерьеров в Магнитогорске, Москве, Краснодаре и др. городах России. Студентам было предложено еще больше сузить тему и разработать дизайн-проект бутика спортивной обуви для Магнитогорска.

Проектировать магазин спортивной или любой другой обуви для студента архитектора-дизайнера – это не тривиальная задача только потому, что в Магнитогорске, как оказалось, когда мы начали заниматься проектом, магазины или места продажи спортивной обуви, ограничиваются исключительно крупными спортивными магазинами и брендовыми бутиками внутри торговых центров. Как оказалось, в городе металлургов и хоккея, спортивной обуви не такой уж и большой ассортимент. В процессе углубления в исследование этой проблемы возник вопрос: как же архитектор – дизайнер, а не маркетолог и ни мерчендайзер, может вообще заняться разработкой интерьеров специализированных магазинов обуви, найдет ли он свое место в проектировании интерьеров таких специфических объектов?

К тому, что в нашем городе, как таковые брендовые и мультибрендовые точки по реализации обувной продукции, не ставят своей задачей, как-то выделится или конкурировать в целом по городу. Понятно, что обувь как товар первой необходимости востребован всегда, неважно какой: спортивной или повседневной, т.к. конкуренции не наблюдается, то и внимание интерьерам магазинов уделяется поверхностное.

Логика проста – есть спрос на определенный товар, - нет конкуренции среди точек реализации, соответственно и незачем выделяться: все равно, конкуренция гладко регулируется рынком, конечно, до тех пор, пока технологи и дизайнеры не научатся делать и массово внедрять на рынок «сапоги-скороходы», башмаки, которым нет сноса, безразмерные кроссовки «жидкого терминатора» и т.п., или до тех пор, пока человек для передвижения использует, преимущественно, собственные ноги.

Многие производители обуви, в частности спортивной, идут на разнообразные маркетинговые ухищрения. Невозможно ведь сделать какую-то конкретную модель, марку, бренд повсеместно востребованной, всегда найдутся конкуренты. Невозможно добиться реванша спортивной обуви над не спортивной, хотя, если не все, то большинство, наверное, согласятся: что спортивная обувь более удобная, практичная, полезная с точки зрения эргономики. Но не всех возможно обуть в спортивную обувь так же как невозможно убедить кого-то принимать полезную и «здоровую» пищу и заниматься спортом, если не использовать определенный подход в убеждении.

Разнообразие выбора обуви не существовало до промышленной революции, индустриализации и рынка как такового.

Но что можно сделать акцент, чтобы привлечь не спортивного, равнодушного к спортивной обуви, но потенциального покупателя, получить нового клиента или порадовать старого? Конечно же, - это дизайн интерьера специализированного магазина. Будь то брендовый или мультибрендовый бутик или гипермаркет, цель одна – завлечь покупателя внутрь. Товар, который покупатель видит на витринах и стеллажах такого магазина должен быть не просто безликим ширпотребом, а уникальным «мерчем» со своей предысторией, посылом и энергетикой, без этого никак не убедить купить именно то, а ни это.

«Сапоги скороходы» ни потому такие особенные, что они сапоги, а от того, что они скороходы! О качествах обуви говорит нам эксклюзивная подача, т.е. покупатель должен хотеть купить, по сути, не волшебные башмаки, а обувь, которая обладает привлекательностью «мерча» ограниченной серии или с ярко выраженной индивидуальной семантикой.

Уже с улицы, с витрины, прохожий должен ясно видеть и понимать, что это магазин обуви, а не музей современного искусства. Хотя такой вариант тоже возможен, почему бы и не поэкспериментировать? Причина четкой идентификации магазина заложена в глубинах психологии покупателя, поэтому определенное «заигрывание» с ним может «отпугнуть» от магазина. Если магазин не сигнализирует о своей принадлежности, то и прохожий – потенциальный покупатель, может усомниться в потребности зайти внутрь. Если это магазин определенного бренда, то должны быть и узнаваемые элементы брендбука, а если это мультибренд, то четко должна читаться специфика товара. Современный рынок не прост, и обувной в том числе, преуспевающие корпорации прекрасно манипулируют сознанием покупателя. Не несложно догадаться, для чего производитель обуви Skechers заказал рекламу в газетах ради шутки о лопнувшей во время баскетбола кроссовке Nike на ноге Зайнона Вильямсона во время решающего матча NBA.

Кроссовок фирмы Nike, который подвел Зайнона Вильямсона на решающем матче NBA
Кроссовок фирмы Nike, который подвел Зайнона Вильямсона на решающем матче NBA

Большинство брендов, конечно же, пытаются привлечь своего искушенного покупателя либо низким ценником, либо каким-то технологическим прорывам = новшеством, но, как правило, такие маркетинговые ходы работают в условиях большого ассортимента и это никак не влияет на случайного покупателя, того кто, условно зашел в магазин и предпочел классическим туфлям спортивные кроссовки.

Сандалии, изготовленные вручную из отработанных автопокрышек
Сандалии, изготовленные вручную из отработанных автопокрышек

Студенты гр. СДАб-15 МГТУ им. Г.И. Носова под руководством заведующего кафедрой архитектуры Ульчицкого Олега и архитектора Вишнякова Семена, решили поэкспериментировать и разработать несколько дизайн-проектов магазинов для реализации спортивной обуви в г. Магнитогорске. Главной задачей при разработке было – сохранение единства стиля во всем и стремление достичь уникальности и заряда эффекта энергетики уникального «мерча» в каждом из проектов.

Работы, проиллюстрированные в данной статье, в конкурсе не участвовали, но были предвосхищены конкурсным заданием.

Смотрим, что в итоге получилось:

Дизайн интерьера магазина спортивной обуви в стилистике MEMPHIS, Лукьянова М.
Дизайн интерьера магазина спортивной обуви в стилистике MEMPHIS, Лукьянова М.
Дизайн-проект магазина спортивной обуви “SHOES & DOT”, Харитонова А.
Дизайн-проект магазина спортивной обуви “SHOES & DOT”, Харитонова А.
Дизайн-проект магазина спортивной обуви NIKE, Нагимова О.
Дизайн-проект магазина спортивной обуви NIKE, Нагимова О.

Источники

1. По материалам: «История дизайна» том 2, С.Михайлов Design of 20th century, Charlotte & Peter Fiell , Taschen, 2005 http://designstory.ru/style/memphis/

2. Schwartz, Peter. The World's Top Sports Brands (February 3, 2010). Дата обращения 4 июня 2012

3. Sage, Alexandria. Nike profit up but shares tumble on U.S. concerns (June 26, 2008). Дата обращения 10 июля 2008

4. Nikebiz : Company Overview : History : 1950s Архивная копия от 29 мая 2010 на Wayback Machine

5. Официальный сайт группы MEMPHIS https://www.memphis-milano.com/