А говорят все измеряется нынче деньгами. Ан нет. Не все. Что и доказали действия украинской компании IO Technologies, которая после отказа работать с российскими СМИ (это понятно) предоставила канал своей метрики как удобную лазейку для хакеров. А вот это уже печально. Так как счетчик Onthe.io был установлен на 89% медиаагентств.
С вами канал "Цифровое просвещение". Здесь трём за все, что связано с IT-сферой. И, да, у нас есть печеньки. Так что велком на темную сторону!
Перемога
Итак, компания IO Technologies, основатели: украинцы Денис Голотюк, Сергей Коркин и замбиец Сэм Кякилика “хлопнули” дверью. Но как! Громко и как бы это мягко выразиться не по-деловому.
Утром 28 февраля 2022 года ведущие российские СМИ стали объектами хакерских атак. И как быстро выяснили специалисты по IT-безопасности, все следы вели к украинскому сервису Onthe.io.
Напомним, что Onthe.io был важным онлайн-инструментом для аналитики, который позволял медиапроектам отслеживать поведение читателей, посетителей, оценивать вовлеченность, помогать в проведении маркетинговых кампаний. К услугам пользователей были разные метрики и подробные отчеты. Сервисом пользовались за его функционал и доступную стоимость.
После начала спецоперации, доступ к личным кабинетам администраторами сервиса был заблокирован.
Результатом хакерского взлома стало размещение провокационной и антироссийской риторики. Служба сервиса IO Technologies отделалась поверхностным объявлением
«На данный момент мы не контролируем ситуацию, поэтому настоятельно рекомендуем в срочном порядке снять код cdn.onthe.io до выяснения обстоятельств. Также официально заявляем, что наша команда не имеет к этому никакого отношения. Разбираемся с причиной».
Легко можно было бы поверить. Но мешает несколько фактов. В ходе масштабной рассылки по западным СМИ руководство компании особо подчеркнуло, что вывезло всех сотрудников из Украины, попросила сделать предоплату. Отдельно помахали ручкой российским и белорусским уже бывшим партнерам. А на все возможные претензии посоветовали обратиться в Европейский суд. Короче, пишите письма.
Что было с нашими СМИ?
Холдинг РБК убрал onthe.io 27 февраля так как с 24 февраля серверы медиакомпании активно подвергались атакам в том числе через счетки метрики.
«По нашим сведениям, другие СМИ, работавшие с этим ПО, также пострадали. Для нас прискорбно видеть, что система, которую используют более тысячи медиа во всем мире, может позволить себе не руководствоваться принципами доступа к качественным и проверенным источникам информации. Убеждены, что в работе с контрагентом, единожды преступившим через принципы деловой этики, все медиа, вне зависимости от их позиции, будут находиться в зоне риска подобных действий».
пресс-релиз РБК по ситуации
Недоумевает и глава детского интернет-издания «Мел»:
«Onthe был прекрасным инструментом, который идеально работал на редакции, живущие в режиме реального времени, то есть то, что нужно было для принятия быстрых решений, оперативной работы с аналитикой. Мы были с сервисом с моментом его тестовых периодов, сейчас позиция нам ясна, мы ее принимаем as is».
Надежда Папудогло
По замене отвалившегося счетчика на «Яндекс.Метрику» пока речи не идет. Так как этот инструмент во многом несовершенен.
Также огорчены поведением украинской компании представители портала Adindex.ru:
«Наша ИТ-служба быстро поняла, откуда пришел взлом. Через 10 минут мы отключили код, после чего связались с представителями IO Technologies в корпоративном чате, однако их ответ отсылал к спецоперации на Украине. Так что в текущих обстоятельствах мы остались без статистики и в ближайшее время не будем ставить ничего другого».
Татьяна Науменко
И даже влиятельный «Коммерсант» попал в неприятную ситуацию:
«Для нас ситуация с системой аналитики была так же крайне удивительна, как и для всех наших коллег на рынке. Естественно, для бизнес-сообщества такое поведение контрагента недопустимо, всем СМИ, использующим данную систему аналитики, имеет смысл подумать о правилах работы с IO Technologies ради собственной безопасности. Со своей стороны, мы, как и всегда, будем решать возникающие проблемы в рамках закона».
пресс-релиз “Коммерсанта” по ситуации
Краткая справка: На март 2022 года доля пользователей счетчиком составляет 0,58%. Это 1024 медиа. Россия была основным рынком для компании. До скандала Onthe.io был установлен на 1927 сайтах. Тогда как в США - это всего лишь 189 сайтов.
Да, некрасивая ситуация. А вы как думаете?
Всем высоких скоростей и удачи!
Друзья, в связи с нововведениями Дзена выживут лишь те каналы, где есть подписки. Если наш канал Вам интересен, мы попросим вас подписаться и порекомендовать его другим подписчикам! Спасибо за понимание!