США продолжают разжигать пожар войны в Европе, с одной стороны, поставляя всё больше оружия на Украину, а с другой – активно втягивая в неё страны Старого Света. Об истинных целях США в украинском кризисе, как сказывается стремление Вашингтона к их реализации на ситуации в Европе и мира в целом? Эти и другие вопросы стали темой интервью нашего обозревателя с известным политологом, профессором Дипломатической академии МИД РФ, доктором исторических наук Владимиром ШТОЛЕМ.
– Владимир Владимирович, разговор о нынешней ситуации, которая складывается вокруг украинского кризиса, хотелось бы начать с заявления Джо Байдена ««Америка возвращается в Европу», которое он произнёс, придя год назад в Белый дом. Чем оно было вызвано?
– Действительно, в числе первых официальных заявлений нынешнего американского президента прозвучали такие слова. Они резко контрастировали с тем, что говорил в адрес Европы его предшественник Дональд Трамп. Трамп придерживался лозунга «Америка превыше всего» и стремился восстановить духовную, интеллектуальную, экономическую и военную мощь США с помощью возрождения традиционных ценностей американского общества. Поэтому не желал платить за союзников по НАТО, предлагал им раскошелиться, выражал готовность сократить американское военное присутствие в Европе. При этом достаточно пренебрежительно высказывался в адрес европейских союзников, невысоко оценивал действенность НАТО как военно-политической организации и даже грозился выйти из Североатлантического договора.
Естественно, это вызывало негативную реакцию у европейских лидеров, которые заговорили о необходимости превращения Евросоюза в полноценный центр силы в современных международных отношениях. По сути дело шло к постепенному удалению Европы от США, особенно в сфере обеспечения безопасности. Что, конечно же, не устраивало американских демократов, которые под прикрытием защиты «общечеловеческих ценностей» стремятся продвигать интересы США по всему миру. И Европе в этих планах отводится весьма определённая роль. Вот почему Байден, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2021 года, заявил, что «Америка возвращается в Европу». При этом он не уставал повторять, что главными противниками Запада являются Россия и Китай или Китай и Россия, ставя то одну, то другую державу на первое место.
– Какие же шаги предприняла администрация Байдена на пути своего «возвращения в Европу»? У неё это получалось или же возвращение оказалось непростым?
– Одним из его первых решений стал отказ от сокращения американских войск в Европе. А далее пошли заверения о незыблемости союзнических отношений между США и Евросоюзом. Однако перед глазами европейцев был позорный уход США из Афганистана, напоминавший бегство, ставший знаковым событием в политике Байдена. Принципиально то, что США по сути оставили своего главного внеблокового союзника, каковым являлся Афганистан, в одиночестве на растерзание талибам. Забыты все союзнические обещания, брошено всё оружие, а американцы по-ковбойски ретировались домой. Всё это было сделано с американской циничностью: в словах президента, высказанных по завершении операции, не прозвучало ни раскаяния, ни извинений, ни даже оправдания. Поэтому ведущие страны Европы весьма критически отнеслись к заверениям Байдена о верности союзническим обязательствам.
– И тогда у Вашингтона возникла идея возвращения в Европу через проблемы Украины?
– Собственно говоря, она зародилась ещё с момента распада Советского Союза. Американцы постоянно проявляли активную деятельность в отношении Украины, как, впрочем, и в отношении других бывших союзных республик. Из Украины формировался своего рода образ Нероссии или Антироссии. Страна постоянно затачивалась на противостояние с Россией.
Была создана ситуация с тлеющим конфликтом вблизи российских границ на Украине, которая до поры до времени Вашингтон устраивала. Россия находилась в постоянном напряжении у своих юго-западных границ. А, кроме того, в напряжении удерживались европейские союзники, с которыми американцам можно было разговаривать достаточно жёстким языком, требуя увеличения военных расходов, обосновывая необходимость американского военного присутствия на их территории, в том числе объектов ПРО. В организации давления использовалась не только Украина, достаточно вспомнить попытку цветочной революции на территории Белоруссии, да и недавние январские волнения в Казахстане. И эта политика поддержания дуги нестабильности по периметру западных, юго-западных и южных границ России была излюбленной темой США.
– Тем не менее её было недостаточно, чтобы толкнуть европейцев в объятия американцев…
– Надо полагать, что в Вашингтоне поняли, что восьмилетний кризис на Украине мало кого интересовал даже в пацифистской сердобольной Европе, вот и решили укрепить единство, разворошив огонь. При этом американцы, объявляя санкции против нашей стран и вынуждая европейцев следовать за ними, пытаются убить нескольких зайцев. Как минимум – нагрузить российскую экономику, о которой они высказываются довольно пренебрежительно, максимумом проблем, затруднить решение базовых экономических вопросов. Как задача максимум – поставить вопрос о существовании России как единого государства. А с другой стороны, мы это уже сейчас замечаем, санкции начинают бить и по самим европейцам, поскольку зависимость европейских стран и прежде всего их локомотива в лице Германии от российских энергоносителей колоссальна.
Да, примерно года через три Европа сможет найти определённые альтернативные источники энергии. А до того как быть? Как всё будет обстоять в следующем зимнем сезоне? Американский президент говорил о компенсации потерь, которые она может понести, через те же самые СПГ. Но вдруг выясняется, что все запасы СПГ самым неожиданным образом были зафрахтованы в страны азиатского региона, где цены на газ в тот момент были выше, нежели на европейском рынке.
И сегодня Европа оказалась с неопределёнными перспективами и стала перед непростым выбором. Для неё это не только геополитические, но и экономические интересы и даже вопрос продовольственной безопасности.
– А насколько США заинтересованы в восстановлении мира на Украине?
– Следует отметить, что американцы достаточно серьёзно просчитались, решив переводить тлеющий конфликт в Донбассе в более острую фазу. Наша страна, как и предупреждала, что готова принять все меры по обеспечению своей безопасности, начала проводить специальную военную операцию с целью демилитаризации и денационализации Украины и защиты населения Донбасса. И уже добилась ощутимых успехов в её проведении. При этом Москва готова урегулировать существующие проблемы дипломатическими усилиями.
Страны Евросоюза также демонстрируют желание как можно быстрее остановить конфликт. В частности французский президент Эммануэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц неоднократно заявляли о необходимости немедленного прекращения огня и дипломатическом урегулировании украинского конфликта. Но США, создающие впечатление о собственной солидарности с Украиной, на самом деле стремятся как можно дольше затянуть его, чтобы причинить максимальный ущерб России, ослабить экономику ЕС, а также усилить собственное военное присутствие на Европейском континенте и контроль над Европой.
Очередным подтверждением тому стало недавнее решение о поставках на Украину дополнительного американского стрелкового оружия, противотанковых и зенитно-ракетных средств на сумму до 200 миллионов долларов. В свою очередь некоторые американские компании разместили в интернете объявление по поиску обладающих боевым опытом профессионалов для работы на Украине. Платить наёмникам будут от одной до двух тысяч долларов в день.
Более того в США всё чаще заявляют о возможности третьей мировой войны. Так, Джо Байден на днях сказал, что Белый дом специально отправил к российским границам войска, чтобы иметь возможность оперативно «ответить на любой шаг в сторону НАТО». При этом он подчеркнул: США готовы к такому развитию событий, осознавая их неизбежное перерастание в третью мировую войну. Другими словами, США во имя своих интересов готовы бросить в пекло войны всех своих союзников.
На днях Вашингтон принял решение о поставках на Украину дополнительного американского стрелкового оружия, противотанковых и зенитно-ракетных средств на сумму до 200 миллионов долларов
Александр ФРОЛОВ