Как получить сертификат профессионального управляющего благосостоянием или стать домашним банкиром? Американский социолог Брук Харрингтон рассказала Esquire, как ей удалось внедриться в закрытое сообщество финансистов, которые управляют деньгами самых богатых людей планеты.
Сверхбогатые люди не управляют своими деньгами самостоятельно. Одним хочется просто наслаждаться своим состоянием на яхте в Сен-Тропе, другим — бесконечно приумножать капитал. Но никто не будет тратить время на то, чтобы изучать налоговое законодательство Уругвая, распределять капиталы между офшорами на Виргинских и Сейшельских островах и прятать наследство от алчных родственников.
Международные банки называют сверхбогатыми тех клиентов, в распоряжении которых не меньше трех миллионов долларов, свободных для инвестирования. На весь мир таких людей всего пара сотен тысяч. Миллиардеры вроде Рокфеллеров нанимают для управления капиталами «семейный офис»: это целая команда людей, которая десятилетиями обслуживает конкретную семью. В нее входят налоговый специалист, бухгалтер, консультант по благотворительности и даже арт-куратор. Но большинство обходятся меньшими силами. Этих помощников называют управляющими благосостоянием или частным капиталом, финансовыми консультантами и даже домашними банкирами. В мире, где 1% людей владеет большим состоянием, чем все остальное человечество, без них не обойтись.
Мир сверхбогатых интересовал меня давно, но я не понимала, как к нему подобраться. Эти люди не пускают социологов к себе домой, не участвуют в телефонных интервью — помощники ограждают их от таких, как я. В 1970-е годы американский социолог Джон ван Маанен специально окончил полицейскую академию и устроился в участок, чтобы провести исследование полиции Калифорнии. Я решила действовать по тому же методу и внедриться в этот мир. Чтобы получить сертификат профессионального управляющего благосостоянием, у меня ушло два года и больше 10 тысяч долларов. А дальше начались путешествия по миру: я объездила 18 стран, от Швейцарии, Китая и Сингапура до Каймановых островов, Сейшел и островов Кука, посещала конференции финансистов и брала интервью у десятков людей.
Еще тридцать лет назад этой профессии формально не существовало. Была группа юристов, банкиров и бухгалтеров, работающих с узким сегментом задач, с которыми сталкивались только очень богатые люди. В профильном журнале Trusts & Estates один из бухгалтеров написал: «Многие из нас занимаются одним и тем же, но мы не знаем друг друга и не общаемся. Давайте встретимся». В 1990 году на первую такую встречу в Лондоне собралось 90 человек, а на следующий год пришли уже тысячи. Вскоре появилось профессиональное сообщество STEP со штаб-квартирой в Лондоне. Сегодня в нем состоит больше 20 тысяч человек из 95 стран мира, именно они управляют деньгами самых богатых людей планеты. В середине 1990-х была разработана система профессионального сертифицирования: в отличие от врачей или юристов управляющие благосостоянием сертифицируют себя сами. Многие из них в итоге работают как частные предприниматели.
Главная валюта управляющих благосостоянием — это доверие. Сверхбогатые люди подозрительно относятся не только к незнакомцам, но даже к членам собственной семьи. Управляющие должны быть сдержанными, благонадежными и неболтливыми. Большинство из тех, с кем я общалась, — белые мужчины, выходцы из англосаксонских стран. У этой профессии нет особых знаков отличия, но многие любят тайные знаки: например, носят перстни-печатки с изображением фамильного герба или старомодные карманные часы на цепочке.
Управляющий должен знать все секреты своих клиентов: о детях-наркоманах, о тайных семьях и любовницах, о медицинских диагнозах, будь то рассеянный склероз или ВИЧ. Все это потенциальные риски для капитала: информация о болезни главы компании может привести к падению акций, а на похороны клиента может заявиться незнакомая женщина с ребенком и сказать, что это его внебрачный сын. Зачастую клиентов охраняют от их же собственных родственников. Я разговаривала с управляющими состояниями очень пожилых и больных людей: по их словам, им приходится постоянно сдерживать наследников, которые, мягко выражаясь, хотят сэкономить на лечении.
По ссылке вы можете прочитать рассказ Брук Харрингтон целиком: