Найти тему

Как на нас влияют и что используют, про пропаганду чисто из психологии

Photo by Manouchehr Hejazi on Unsplash
Photo by Manouchehr Hejazi on Unsplash

И вроде бы эта тема уже давным-давно раскрыта, но с упорством развивается на информационном поприще в новых направлениях. Влияние по всем фронтам жутчайшее.

Больше меня смущает тот факт, что якобы весь мир трубит одно и то же, а достаточно скромные российские сми на фоне этого информационного гиганта вдруг блокируются. Вот уж забавно.

Влияние распространяется всеми возможными способами. Очень странно если бы страна пропагандировала бы против себя. Это, знаете, как плевать против ветра. Глупо. Конечно, сми оказывают влияние, но в других странах то же самое. Но вот нам, россиянам, нельзя. Ни гордиться. Ни хвалиться. Ни высовываться. Ни пропагандировать. Почему-то должны только ругать и расстраиваться. А теперь задумайтесь, кому это нужно? Тому, кто любит свою матушку, или тому, кто её ненавидит всей душой.

Для меня лично выходка Овсянниковой - это не героизм, как кто-то там рукоплещет. А всего лишь бомба замедленного действия, которая наконец-то взорвалась. Она была заложена в самую основу телевизионной вышки. Очень любопытный момент, согласитесь?

Маленькая крошечная бомбочка, которая трудилась над "зомбированием" граждан, и у которой вдруг проснулась совесть. Это очень тухленькая история с точки зрения логики. Ты либо за, либо против. А если ты сидишь долгие годы и высовываешься ровно тогда, когда это будет иметь эффект, то ты просто оружие, инструмент в чьих-то руках. И судя по тому, что на плакате были иностранные слова, то этот "героический" поступок был предназначен не только для россиян, а скорее для тех, кто понимает английский. И засчитает работу. И это факт.

Давайте просто вспомним, что писал в своей книге "Психология влияния" Р. Чалдини, и порассуждаем, что же может толкать людей делать алогичные поступки.

Принципы влияния

Р. Чалдини первым выделил принцип взаимного обмена. Услуга за услугу. Если вам оказали услугу, то становится неловко отказывать в ответной услуге. Это универсальный и действенный принцип, который используется поколениями людей, чтобы поставить другого человека в зависимость.

Если вдруг человек не отвечает взаимностью, то обычно с ним перестают вести какие-то совместные дела.

Следующий принцип - принцип последовательности. Человеку свойственно быть последовательным. Мы проснулись, почистили зубы, умылись, позавтракали и так далее. В рабочих буднях то же самое. Именно поэтому люди ходили на работу, а зарплату не получали. По пьянке взяли обещания, а потом сокрушались. Смысл этого влияния один - заставить вас не только взять обязательства и но и морально заставить их выполнить.

Далеко не все способны жить по принципу "кому должен-всем прощаю".

Особое место занимает принцип социального доказательства. Он безотказно работает в двух случаях: если вы в состоянии неуверенности и у вас есть авторитет (среди коллег, родственников и т.д.).

Если в коллективе все коллеги будут голосовать ЗА, то проголосовать ПРОТИВ будет очень трудно. Морально тяжело.

Возможно, вы уже видели социальные эксперименты в СССР, где на "белое" все говорили "черное", и как мучались те, кто стал жертвой такого эксперимента. Посмотрите на их мимику, взгляд. Только единицы выдерживали этот прессинг и не соглашались с большинством.

Очень мощный инструмент влияния, особенно в соцсетях, имеют ваши симпатии. Именно этот принцип объясняет, почему блогеры так преуспели на своем поприще. Задача одна - втереться в доверие, эмоциональными выпадами вызвать симпатию и потом переходить к продажам.

Как не попасть в оковы симпатии к человеку? Отделяйте симпатию к человеку от его просьбы.

Этот принцип, уверена, известен всем. Это принцип авторитета. И благодаря ему мы вдохновляемся. Чтобы этот принцип начал работать, нужно хорошенько поработать.

Нет авторитета=нет доверия=нет влияния.

Конечно, любое государство работает над поддержанием авторитета главы. А как иначе? Глава страны - это пилот самолета. Мы, как пассажиры, либо полностью доверяемся, либо нет.

Информация, идея или вещь становится значимей, если она ссылается на авторитета.

Р. Чалдини также описывал принцип дефицита. Когда что-то уникальное или в ограниченном количестве, то люди всегда этим пытаются обладать. Этим принципом людей заставляют покупать что-то впрок.

Паникёры движимы именно этим принципом. Особенно если где-то прочитали о том, что "не будет гречки".

Что бы добавить?

Мне кажется, что можно выделить еще пару принципов:

Принцип псевдогероизма (меньшинства) - когда становишься человеком-героем, который пошел против толпы. Они попадают в поле зрение, и, несомненно, оказывают влияние. Такие люди привлекают своей храбростью, но в то же время, остается послевкусие в виде: "А в чем сакральный смысл такого героизма?". Героизм - это про спасение жизней, а этот поступок про то, что мы должны драться внутри нашей страны, семьи, общества.

Принцип фото- и видеодоказательств - в сети такое огромное количество разного ужаса. Сама лично видела, как радостно визжали над якобы нашим вертолётом и схваченным в плен летчиком. Только вот ВВС у нас уже давно заменено другой аббревиатурой. И этих фотодоказательств полным-полно наштамповано. Спасибо группе войны с фейками, которые разбирают каждую деталь, и всё это, на самом деле, можно перепроверить из других источников.

Принцип страха - напугай и тогда получишь прямо в руки безвольного раба. Именно этим принципом руководствуются все информационные источники. Особенно стараются западные, утверждая, что будем страдать, снова и снова сообщая, что уходят из рынка. Но потом часть возвращается. И недели не прошло. Что с этим делать? Я пишу всегда и везде - выключить этот поток. И доверять себе и своему мнению.

Мысли

Влияние - это возможность контролировать ситуацию. И это нормально, когда это происходит в государстве. Если нет влияния - это прямой путь к анархии, к прыжкам на площади с красочными флагами.

Проведите аналогию с мини-государством. С семьёй. Если власть в руки берут дети, которым пообещала бабушка за бунт кучу конфет, семья на грани. Любые перекосы заканчиваются плачевно.

Просто задумайтесь.

Влияние, несомненно, может быть положительным, а, может, и отрицательным. Но я очень сомневаюсь, что влияние, призывающее ненавидеть свою страну, стыдиться быть русским или что-то подобное можно назвать положительным. Потому что Родина - это святое.

Вы легко поддаетесь влиянию или чувствуете себя абсолютно независимым человеком?

Если вам понравилась статья, поставьте лайк. А лучше ПОДПИШИТЕСЬ, будем дружить ;)