Найти тему
Хохлов Сабатовский

Всё об операторских приёмах: разбираем самые популярные. Часть 2

Оглавление

«Живая» или «субъективная» камера

Приём, который уже давно используется в кинематографе.

Цель этого приёма — создать для зрителя эффект максимального погружения в происходящее на экране.

Тут может быть 2 варианта:

  1. Либо съёмка ведётся от первого лица;
  2. Либо же от лица стороннего наблюдателя.

В первом случае использование приёма осложняется тем, что оператору приходится быть одновременно и актёром (либо, наоборот), и это сильно ограничивает художественный потенциал сцены.

Также, ограничивающим фактором является и отсутствие на рынке каких-либо готовых конструкций для крепления профессиональных камер на голове.

Поэтому инженерам каждый раз приходится лезть из кожи вон и еще на этапе препродакшна разрабатывать эти конструкции.

-2

Иногда создатели идут на компромисс и отдают предпочтение экшн-камерам по типу GoPro, тем самым теряя в глубине резкости, динамическом диапазоне, и т.д., но получая выигрыш по мобильности и простоте использования.

Хорошим примером такого компромисса является «Хардкор» Ильи Найшуллера — вы в прямом смысле переживаете историю главного героя. Степень погружения — максимальная.

-3

Во втором варианте (съёмка от лица наблюдателя) всё гораздо проще.

Пропадает необходимость крепить какие-то конструкции на актёра, а оператору достаточно держать камеру на уровне глаз и создавать небольшую тряску (как-будто от шагов) при перемещении.

Вот и всё — эффект погружения у вас в кармане. Кстати, механический стедикам, например, отлично подойдёт для таких задач.

-4

В этом виде субъективная камера отлично используется в фильме «Вход в пустоту» Гаспара Ноэ, в котором камера постоянно находится за плечом главного героя (не показывая его самого), а с определенного момента она превращается в самостоятельного персонажа в виде парящего над городом и наблюдающего за жизнью близких людей духа.

-5

Этот приём не просто помогает создать эффект погружения в происходящее, но также добавляет динамики в вашу сцену, поэтому берите на вооружение и используйте в ваших проектах.

Тем более, что в минимальном сетапе, для его реализации вам потребуется только камера, ваши руки и ноги.

Разрушение 4-й стены

Четвёртая стена — та самая условность, благодаря которой мы ясно понимаем, что кино — псевдореалистично. Этот барьер отлично отделяет зрителя от происходящего на экране.

Но иногда авторы нарочно ломают эту стену, чтобы реализовать свои художественные задумки.

-6

Естественно, в первую очередь это доставляет зрителю дискомфорт.

Представь — сидишь ты такой в кинотеатре, смотришь фильм, а персонаж берёт, поворачивается и тычет в тебя пальцем, ну или просто пристально смотрит. Не очень приятно, согласитесь :)

Зачастую, это используется как комический приём, и он очень уместен при использовании в комедиях.

-7

Но разрушение стены и разговор главного персонажа со зрителем может также быть и основным лейтмотивом фильма.

Вспомнить хотя бы «Карточный Домик» — очень напряженный сериал про то, как Фрэнк Андервуд пытается стать президентом.

Комичностью здесь и не пахнет, но зато, этот внезапный и частый диалог со зрителем (даже посреди светской беседы в Белом Доме) очень сильно сближает нас с главным героем, проливая свет на его мысли и эмоции.

-8

Похожий эффект достигается и в «Дэдпуле», несмотря на всю комичность этого фильма. Да, зачастую он просто рофлит, смотря тебе в глаза, но всё-таки, благодаря этим вставкам, нам удаётся лучше узнать самого персонажа.

Но всё же, в большинстве произведений 4-ю стену разрушают лишь эпизодично. Зачастую это происходит в наиболее драматичных сценах фильма, когда авторы хотят заставить нас максимально сопереживать эмоциям главных героев.

-9

В случае с хоррорами это приём может заставить нас испытывать страх и ужас, если главный злодей будет сверлить нас своим пронзительным взглядом.

Применений у этого приёма — бесчисленное множество. И для того, чтобы его использовать, вам, грубо говоря, ничего и не понадобится. Главное — сделать это нарочное устремление взгляда актёра в камеру контекстно оправданным.

Отражения в кинематографе

Этот приём уже давно никого не удивляет, тем не менее, режиссёры и операторы-постановщики возвращаются к нему снова и снова.

-10

Отражения могут использоваться для совершенно различных целей.

Во-первых, это самый простой способ усложнения композиции в кадре.

Благодаря съёмке зеркала под углом, мы можем добиться, например, того, что сама камера будет захватывать лишь черезплечный план персонажа, а отражение будет показывать нам его лицо.

-11

Во-вторых, сцены, в которых персонажи делают какие-то действия, либо же просто смотрят на себя через зеркало — очень естественны и могут показывать нам эмоциональное состояние героев, в частности — их сомнения и опасения (наиболее распространенный вариант).

-12

Также отражения часто используются для мистификации происходящего. Например, мы часто можем видеть разговаривающего с зеркалом персонажа, в контексте того, что на самом деле он разговаривает с выдуманным персонажем, либо же духом/призраком и т.д.

-13

И наконец, отражения могут облегчить съёмочный процесс и последующий монтаж.

Эдакий лайфхак. Например, мы можем просто сделать перевод фокуса с лица водителя на зеркало заднего вида, вместо того чтобы снимать эти планы по отдельности (лицо водителя и съёмка через заднее стекло развёрнутой на 180 градусов камерой).

-14

Не стоит забывать о том, что съёмка отражающих поверхностей требует от нам более серьёзного технического подхода.

Как минимум — не «светить» самой камерой в отражении :)

А также следить за тем, чтобы сами поверхности были идеально чистыми, если мы хотим добиться хорошего качества изображения.

Внимательно следить за бликами в отражениях, а также сильнее закрывать диафрагму, чтобы достигать максимально реалистичного эффекта.