«Живая» или «субъективная» камера
Приём, который уже давно используется в кинематографе.
Цель этого приёма — создать для зрителя эффект максимального погружения в происходящее на экране.
Тут может быть 2 варианта:
- Либо съёмка ведётся от первого лица;
- Либо же от лица стороннего наблюдателя.
В первом случае использование приёма осложняется тем, что оператору приходится быть одновременно и актёром (либо, наоборот), и это сильно ограничивает художественный потенциал сцены.
Также, ограничивающим фактором является и отсутствие на рынке каких-либо готовых конструкций для крепления профессиональных камер на голове.
Поэтому инженерам каждый раз приходится лезть из кожи вон и еще на этапе препродакшна разрабатывать эти конструкции.
Иногда создатели идут на компромисс и отдают предпочтение экшн-камерам по типу GoPro, тем самым теряя в глубине резкости, динамическом диапазоне, и т.д., но получая выигрыш по мобильности и простоте использования.
Хорошим примером такого компромисса является «Хардкор» Ильи Найшуллера — вы в прямом смысле переживаете историю главного героя. Степень погружения — максимальная.
Во втором варианте (съёмка от лица наблюдателя) всё гораздо проще.
Пропадает необходимость крепить какие-то конструкции на актёра, а оператору достаточно держать камеру на уровне глаз и создавать небольшую тряску (как-будто от шагов) при перемещении.
Вот и всё — эффект погружения у вас в кармане. Кстати, механический стедикам, например, отлично подойдёт для таких задач.
В этом виде субъективная камера отлично используется в фильме «Вход в пустоту» Гаспара Ноэ, в котором камера постоянно находится за плечом главного героя (не показывая его самого), а с определенного момента она превращается в самостоятельного персонажа в виде парящего над городом и наблюдающего за жизнью близких людей духа.
Этот приём не просто помогает создать эффект погружения в происходящее, но также добавляет динамики в вашу сцену, поэтому берите на вооружение и используйте в ваших проектах.
Тем более, что в минимальном сетапе, для его реализации вам потребуется только камера, ваши руки и ноги.
Разрушение 4-й стены
Четвёртая стена — та самая условность, благодаря которой мы ясно понимаем, что кино — псевдореалистично. Этот барьер отлично отделяет зрителя от происходящего на экране.
Но иногда авторы нарочно ломают эту стену, чтобы реализовать свои художественные задумки.
Естественно, в первую очередь это доставляет зрителю дискомфорт.
Представь — сидишь ты такой в кинотеатре, смотришь фильм, а персонаж берёт, поворачивается и тычет в тебя пальцем, ну или просто пристально смотрит. Не очень приятно, согласитесь :)
Зачастую, это используется как комический приём, и он очень уместен при использовании в комедиях.
Но разрушение стены и разговор главного персонажа со зрителем может также быть и основным лейтмотивом фильма.
Вспомнить хотя бы «Карточный Домик» — очень напряженный сериал про то, как Фрэнк Андервуд пытается стать президентом.
Комичностью здесь и не пахнет, но зато, этот внезапный и частый диалог со зрителем (даже посреди светской беседы в Белом Доме) очень сильно сближает нас с главным героем, проливая свет на его мысли и эмоции.
Похожий эффект достигается и в «Дэдпуле», несмотря на всю комичность этого фильма. Да, зачастую он просто рофлит, смотря тебе в глаза, но всё-таки, благодаря этим вставкам, нам удаётся лучше узнать самого персонажа.
Но всё же, в большинстве произведений 4-ю стену разрушают лишь эпизодично. Зачастую это происходит в наиболее драматичных сценах фильма, когда авторы хотят заставить нас максимально сопереживать эмоциям главных героев.
В случае с хоррорами это приём может заставить нас испытывать страх и ужас, если главный злодей будет сверлить нас своим пронзительным взглядом.
Применений у этого приёма — бесчисленное множество. И для того, чтобы его использовать, вам, грубо говоря, ничего и не понадобится. Главное — сделать это нарочное устремление взгляда актёра в камеру контекстно оправданным.
Отражения в кинематографе
Этот приём уже давно никого не удивляет, тем не менее, режиссёры и операторы-постановщики возвращаются к нему снова и снова.
Отражения могут использоваться для совершенно различных целей.
Во-первых, это самый простой способ усложнения композиции в кадре.
Благодаря съёмке зеркала под углом, мы можем добиться, например, того, что сама камера будет захватывать лишь черезплечный план персонажа, а отражение будет показывать нам его лицо.
Во-вторых, сцены, в которых персонажи делают какие-то действия, либо же просто смотрят на себя через зеркало — очень естественны и могут показывать нам эмоциональное состояние героев, в частности — их сомнения и опасения (наиболее распространенный вариант).
Также отражения часто используются для мистификации происходящего. Например, мы часто можем видеть разговаривающего с зеркалом персонажа, в контексте того, что на самом деле он разговаривает с выдуманным персонажем, либо же духом/призраком и т.д.
И наконец, отражения могут облегчить съёмочный процесс и последующий монтаж.
Эдакий лайфхак. Например, мы можем просто сделать перевод фокуса с лица водителя на зеркало заднего вида, вместо того чтобы снимать эти планы по отдельности (лицо водителя и съёмка через заднее стекло развёрнутой на 180 градусов камерой).
Не стоит забывать о том, что съёмка отражающих поверхностей требует от нам более серьёзного технического подхода.
Как минимум — не «светить» самой камерой в отражении :)
А также следить за тем, чтобы сами поверхности были идеально чистыми, если мы хотим добиться хорошего качества изображения.
Внимательно следить за бликами в отражениях, а также сильнее закрывать диафрагму, чтобы достигать максимально реалистичного эффекта.