У всех народов в далеком прошлом обожествление огня и света наряду с другими явлениями природы является общепризнанным фактом. У восточных славян культ огня был особенно ярким. Это заметно отразилось на развитии всех составляющих отечественной культуры.
Чествование славянами своих наиболее почитаемых богов связывалось с чередованием времен года, наблюдениями изменений, происходивших в природе. Древние славяне считали, что правое дело всегда связано с огнём.
Позднее, в условиях господства христианской церковной идеологии, представления о роли огня значительно изменились, но не утратили свой прежний характер.
Праздник Ивана Купала
В допетровское время многие праздники, в том числе установленные церковью, сохраняли обрядность дохристианского народного культа. В этом отношении наиболее показателен праздник рождества Иоанна Крестителя, наступление которого по времени совпадало с днём чествования Купалы -
«бога обилия», с чьим именем у земледельцев связывались надежды на хороший урожай.
Участники «игрищ», украшенные венками и зелеными ветвями, водили хороводы вокруг зажженных костров.
Один из летописцев-монахов писал: «Купало, яко же мню, бяше бог обилия… ему же… благодарение приношаху, в то время, егда имяше настати жатва. Сему Купалу, бесу, ещё и доныне по некоих странах безумные память совершают наченше июня 23 дня, в навечерие рождества Иоанна Предтечи, даже до жатвы и далей сицевым образом: с вечера собираются простые чад обоего полу и соплетают себе венцы из ядомого зелия или корения и препоясовшеся былием возгревают огнь, инде же поставляют зеленую ветвь и, емшеся за руце около, обращаются окрест оного огня, поюще своя песни, преплетающе Купалом».
Плаун - универсальный инструмент пиротехников в прошлом...
Наряду с праздничными кострами в народе были популярны и «огненные потехи», есть сведения, что иногда они устраивались с использованием плауна.
Плаун, или ликопидий, — стелющееся по земле вечнозеленое травянистое, кажущееся мхом, растение. В различных регионах нашей страны оно называется по-разному: пыль, пыленка, деряга, деряба, пыхучка, попловушка и т.п. Зрелые сухие истолченные в порошок споры этого растения, будучи распыленными над огнём, дают мгновенную молниеобразную вспышку без дыма. Благодаря своим качествам плаун не так давно применялся в некоторых отраслях промышленности, в том числе пиротехнике. В далеком прошлом он служил удобным и дешевым материалом для устройства огненно-световых зрелищ.
Использования огня в XVI-XVII вв
В XVI-XVII вв. устраивались эффектные ненно-световые зрелища русским духовенством. с помощью них разъясняли содержание церковных догматов и способствовали исчезновению в быту пережитков народного культа. В некоторых театрализованных церковных обрядах, особенно в действах, устраивались значительные огненно-световые эффекты.
Церковь давала огню и свету символическое или аллегорическое истолкование. Ещё писатели древнехристианской церкви постоянно в своих сочинениях называли бога и Христа словами: ignis (огонь), luten (cвет) и т.п. В частности, русская церковь в течение нескольких столетий утверждала, что внешним выражением «божественной воли» является священный огонь , т.е. образ, близкий тогда народу по сохранившимся в его сознании и быту основам народного культа.
Церковь накопила большой опыт в применении огня и света. Свет огня под массивными и мрачными сводами старинных храмов являлся и является важнейшим элементом в общем комплексе всего того, что должно служить созданию эмоционально-религиозного или праздничного настроения публики.
В этом отношении гибкость политики церкви проявлялась и в том, что в пасхальную ночь, в связи с обрядом воскресения Христа, у всех церквей зажигались фейерверки или смоляные плошки.
При дворе царя Михаила Федоровича была учреждена особая «потешная» палата, имевшая штат «потешников» исполнявших небольшие комедии (игралища) и организовавших разные «веселости». По всей вероятности, в числе последних и устраивались также «огненные потехи».
Сегодня сложно представить, какими были эти огненные потехи наших предков. Однако современные огненные поклонники по крупицам восстанавливают реалии прошлого. Они создают огненные театры, воссоздают древние действа и играют новые мистерии с живым огнём.
В огне видели силу, не только дававшую человеку тепло и пищу, но и отгоняющую от жилища нечисть, болезни и т.п. Совещания родичей проходили именно у очага. Выселяясь из отцовского дома, молодые брали к новому очагу горящие уголья со старого, верили, что так сохранятся родственные связи. Угасание огня в очаге ассоциировалось с «угасанием» семьи.
У восточных славян многие обряды посвящались «огненным богам», например, Перуну — богу грома и молнии, или небесного огня.
В своих обрядах славяне чествовали и солнце (бог Ярило), олицетворением которого на земле также являлся огонь — «священный» дар небесного светила: «… и сказал Ярило Матери Сырой Земле: «Вот я разлил огонь по камням и деревьям. Я сам в том огне. Своим умом-разумом человек дойдет, как из дерева и камня тепло брать».
Предшественниками фейерверков являлись огненно-световые зрелища. Самым простым и ранним по происхождению был ярко горящий костёр. зажигавшийся народом на местах гуляний в дни святок, Купалы, встречи нового года, масленицы и других праздников. Эти праздничные костры, в свою очередь, сохраняли память о древнейших обрядах народного культа.
В царствование Алексея Михайловича русское пиротехническое искусство достигает больших успехов. Фейерверки теперь готовятся на специализированных заводах — зелейных мельницах.
К этому времени русским умельцам уже известны зажигательные, светящиеся в темноте, дымные ядра; рецепты, потребные ко огненным хитростям и потешным стрельбам.
Вот такой вклад «огонь» сделал в развитие современной пиротехнической индустрии. Напишите в комментарии к публикации, что понравилось больше всего.
До скорой встречи, друзья
Ваша «Русская Пиротехника»