Хорошего оператора отличает не только умение выставлять настройки на своей камере, но и владение различными приёмами, которые позволяют сильно разнообразить вашу съёмку.
Rack Focus
Перевод фокуса с одного объекта на другой, он же Rack Focus — один из самых используемых в современном кинематографе.
Его главное назначение — акцентировать внимание зрителя на чём-то определенном, тем самым помогая рассказывать историю.
И тут нельзя не вспомнить о ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), которая напрямую влияет на степень акцентирования. А сама же ГРИП зависит от нескольких факторов — площадь сенсора, диафрагма объектива, расстояние от объектива до объекта.
Приём не так прост в применении, как может показаться — оператору (или фокус-пуллеру) необходимо очень хорошо чувствовать:
- Во-первых, расстояние
- Во-вторых — кольцо фокусировки своего объектива (или кольца радио-фокуса).
Возможно, вам потребуется очень много времени, чтобы приноровиться и почувствовать ход всех этих крутилок, но, если времени на это нет, то можете пометить маркером начальные и конечные точки (прям как на таймлайне 😄) на бумажке, обёрнутой вокруг объектива.
Или же просто запомнить значения шкалы ГРИП на первом и на втором объекте (если же, конечно, на вашем объективе есть эта шкала).
Dolly Zoom/Vertigo
Данный приём получается при комбинировании двух вещей — изменения расстояния от камеры до объекта и фокусного расстояния объектива.
Получается, что нужно одновременно и крутить кольцо ФР, и перемещать камеру (лучше всего на тележке).
Существует два варианта Вертиго:
- Приближаете камеру к объекту и уменьшаете фокусное расстояние.
В этом случае сам объект будет оставаться постоянного размера, а вот фон за ним — будет отдаляться пропорционально увеличению угла обзора вашей линзы.
Также начинает изменяться пространство и появляться дисторсия. Если объект съемки — лицо человека, то оно будет постепенно становиться всё вытянутее.
При таком использовании Вертиго может означать отрешенность и растерянность персонажа, и даже сумасшествие.
- Отдаляете камеру от объекта и увеличиваете фокусное расстояние.
В этом случае объект также остается на месте, а фон, наоборот, приближается к персонажу. Пространство же (если оно было искажено) начинает потихоньку исправляться и становиться более естественным.
В таком исполнении этот приём может означать как уверенность персонажа в своих действиях, так и давление внешней среды на главного героя.
Приём является довольно сложным в исполнении, поскольку требует очень долгих тренировок для того, чтобы почувствовать ход кольца фокусного расстояния и попытаться сопоставить его с вашей собственной скоростью передвижения (ну, или скоростью тележки).
Тем не менее, Вертиго является самым мощным с визуальной точки зрения операторским приёмом, который помогает вам достичь очень стильного эффекта внутри камеры, не прибегая к помощи монтажа и VFX.
Snorricam
Зачастую в кино (и не только) можно заметить подобные кадры, в которых движения камеры синхронизованы с движением персонажа, а меняется лишь фон. Создаётся ощущение, как будто камера прикреплена к актёру... А она и впрямь к нему прикреплена!
Приём, получивший название в честь изобретателей конструкции братьев Снорри, в основном используется для передачи эмоционального и физического состояния (как правило, напряжённого) персонажа.
Например — состояния алкогольного и наркотического опьянения, либо же тяжелый период в жизни главного героя, стрессовую ситуацию.
Хоть Сноррикам и является сложной технической конструкцией, но имитировать его использование вы с лёгкостью можете при помощи подручных средств.
Например — упереть в себя штатив с закреплённой камерой, зафиксировав его ремнями, или просто держа в руках.
И перед тем, как вы захотите повторить данный приём, не забудьте о том, что вам необходимо использовать широкоугольную оптику.
Split Focus
Операторский приём, заметить который в конкретной сцене зачастую бывает крайне затруднительно.
Эффект создаётся за счёт установки на объектив специальной «зональной линзы», которая позволяет держать в фокусе объекты, находящиеся одновременно на переднем и заднем планах, создавая между ними границу нерезкости.
Его можно использовать для акцентирования внимания зрителя на определенных объектах в кадре, а также лишает необходимости в переводе фокуса, что может быть особенно полезным в случае, если хронометраж данной сцены строго ограничен.
А также, это просто красиво выглядит.
Но не стоит забывать о том, что данная технология ограничивает нас в движении камеры, поскольку в этом случае начинают проявляться оптические дефекты в виде линий и неоднородности фона.
Кстати, данное устройство еще в 1962 году изобрёл наш соотечественник — оператор Михаил Кириллов.